Найти в Дзене

К высокой славе отечества своего: петербургское искусство резной кости

Путешествия Петра I за рубеж позволили ему не только познакомиться с токарным делом, но и организовать при собственном дворце высококлассную мастерскую — Токарню. Её создание было связано не только с освоением ряда промышленных операций, но и с чисто художественными интересами. Станки, привезенные из Москвы, были установлены в Итальянском доме — дворце Екатерины I, который стоял на берегу Фонтанки, часть же находилась в Летнем и Зимнем дворцах Петра. Эту петровскую Токарню возглавлял Андрей Константинович Нартов — талантливый изобретатель, токарь и искусный резчик по кости. Именно с петровской Токарни начинается искусство резьбы по кости в Петербурге. На видео ниже — похожий станок из Баварского национального музея, очень подробно и увлекательно показано его устройство и приемы работы. Следует отметить, что в царском обиходе постоянно находились резные изделия. После смерти Екатерины I в протоколах Верховного Тайного Совета было зафиксировано, что личные вещи императрицы хранились в

Путешествия Петра I за рубеж позволили ему не только познакомиться с токарным делом, но и организовать при собственном дворце высококлассную мастерскую — Токарню. Её создание было связано не только с освоением ряда промышленных операций, но и с чисто художественными интересами. Станки, привезенные из Москвы, были установлены в Итальянском доме — дворце Екатерины I, который стоял на берегу Фонтанки, часть же находилась в Летнем и Зимнем дворцах Петра. Эту петровскую Токарню возглавлял Андрей Константинович Нартов — талантливый изобретатель, токарь и искусный резчик по кости. Именно с петровской Токарни начинается искусство резьбы по кости в Петербурге.

Станок копировально-токарный боковой из петровской Токарни
Станок копировально-токарный боковой из петровской Токарни

На видео ниже — похожий станок из Баварского национального музея, очень подробно и увлекательно показано его устройство и приемы работы.

Следует отметить, что в царском обиходе постоянно находились резные изделия. После смерти Екатерины I в протоколах Верховного Тайного Совета было зафиксировано, что личные вещи императрицы хранились в двух холмогорских ларцах, украшенных резными орнаментированными пластинами из кости. Не менее любопытно, что в личных комнатах Екатерины находились два разных костяные образа в золотой оправе, а также два костяных образа в серебряной оправе. 

Бюро настольное, с выдвижными ящичками, дверцами, деревянная основа выложена костяными резными пластинами изображениями поверх цветной фольги, часть пластин с гравированными узорами, сер. XVIII в., кость, дерево, фольга; резьба, гравировка, размер 85х49х32,5 см
Бюро настольное, с выдвижными ящичками, дверцами, деревянная основа выложена костяными резными пластинами изображениями поверх цветной фольги, часть пластин с гравированными узорами, сер. XVIII в., кость, дерево, фольга; резьба, гравировка, размер 85х49х32,5 см

Икона на прямоугольной доске с изображением "Воскресения Христова" в обрамлении прорезных и гравированных пластин, втор. пол. XVIII в. Кость, дерево, ткань; резьба. Размер 23,5х20,6 см
Икона на прямоугольной доске с изображением "Воскресения Христова" в обрамлении прорезных и гравированных пластин, втор. пол. XVIII в. Кость, дерево, ткань; резьба. Размер 23,5х20,6 см

Иконка рельефная на костяной пластине с изображением светых Зосимы и Савватия в рост, поддерживающих на руках икону "Вознесения", под нею, как бы у ног святых, постройки монастыря и условный пейзаж. XVIII в. Кость; резьба. Размер 12,5х9 см
Иконка рельефная на костяной пластине с изображением светых Зосимы и Савватия в рост, поддерживающих на руках икону "Вознесения", под нею, как бы у ног святых, постройки монастыря и условный пейзаж. XVIII в. Кость; резьба. Размер 12,5х9 см

Это свидетельствует об устойчивом интересе к изделиям из резной кости — ларцам, гребням, иконам и другим предметам, об их широком использовании в каждодневном быту. Что касается токарной обработки, то она не была каким-то особым открытием XVIII века. Просто с петровского времени этой технике обработки кости уделяли большее внимание. Во дворцах именитых людей стали появляться специальные станки, на них вытачивали различные вещи — от детских игрушек до декоративных плакеток с портретами, табакерок и ваз. Так, например, в Зимнем дворце при Екатерине II на половине великого князя Павла Петровича стоял токарный станок, на котором работали как профессионалы, так и любители, например, И. И. Бецкий, крупный вельможа своего времени, глава Академии художеств, и даже сама императрица. В сочинении И. Георги, изданном 1794 г. в Санкт-Петербурге, отмечено, что в комнатах Эрмитажа сохранялись «токарные снаряды Петра великого и ея императорского величества и резные из слоновой кости наискуснейшие выточенные работы»

Для возведения петербургских дворцов, особняков, церквей, соборов, верфей, заводов и многого другого на работы приезжали мастера из всех губерний России. В Петербург прибывали плотники и каменщики, столяры и литейщики, портные и ткачи, позолотчики и ювелиры, медники, оловянишники, косторезы и другие. В состав мастеров Адмиралтейств-коллегии вошли разные специалисты, среди них, видимо, были и резчики по кости. 

Кружка цилиндрическая с 58 портретами русских князей и царей: прорезные, в обрамлении из завитков, по тулову, рельефные - на крышке, которая завершается изображением подушечки с державой и короной. XVIII в. Кость, рог, серебро, недраг. металл. Размер 24,2х18х12,7 см
Кружка цилиндрическая с 58 портретами русских князей и царей: прорезные, в обрамлении из завитков, по тулову, рельефные - на крышке, которая завершается изображением подушечки с державой и короной. XVIII в. Кость, рог, серебро, недраг. металл. Размер 24,2х18х12,7 см

Пластина прямоугольная, прорезная из завитков, в центре рельефный профильный портрет с надписью на ленте: "великая княгиня Мария Феодоровна" XVIII в., кость. Размер 10,5х8,5 см
Пластина прямоугольная, прорезная из завитков, в центре рельефный профильный портрет с надписью на ленте: "великая княгиня Мария Феодоровна" XVIII в., кость. Размер 10,5х8,5 см

Для двора работали многие мастера токарного искусства. Известнейшие из них — Осип Христофорович Дудин и Николай Степанович Верещагин, уроженцы Архангельской губернии. Уже в первые десятилетия XIX века в петербургском токарном цехе значатся иноземные и русские косторезы Иоганн Кригер, Яков Пингель, подмастерье Егор Баженов, Алексей Ежевский, Евдоким Михатин, Иоганн Шелерман. Каждый из них вносил свою лепту в развитие искусства обработки кости. В Петербурге, возможно, существовали и частные мастерские, но о них мы ничего не знаем.

Верещагин, Николай Степанович (1770-1813). Ваза яйцевидная на круглой ножке и квадратном постаменте, ажурная, с узорами из чешуек, гирлянд, завитков, надписи "сiи четыре Времена да произрастятъ плоды", идущей поясом в центре корпуса. XVIII в., кость. Размер 31х12х12 см
Верещагин, Николай Степанович (1770-1813). Ваза яйцевидная на круглой ножке и квадратном постаменте, ажурная, с узорами из чешуек, гирлянд, завитков, надписи "сiи четыре Времена да произрастятъ плоды", идущей поясом в центре корпуса. XVIII в., кость. Размер 31х12х12 см

Верещагин, Николай Степанович (1770-1813) Александр Македонский на коне. XVIII в., кость, дерево. Размер 21х17х11,5 см
Верещагин, Николай Степанович (1770-1813) Александр Македонский на коне. XVIII в., кость, дерево. Размер 21х17х11,5 см

В 1820-х годах, судя по ведомостям городской ремесленной управы, наблюдается увеличение количества членов костяного токарного цеха по отношению к общему числу цеховых ремесленников города. Связь архангельских мастеров с Петербургом была постоянной. Резчики либо переселялись в столицу, либо приезжали на короткий срок, либо приезжали для участия в выставках. С другой стороны, ни Архангельск, ни Холмогоры — старейший центр резьбы по кости — не оставляли без внимания путешественники, включая Петра I, Александра I, великого князя Владимира Александровича и других. По старинному обычаю знатным гостям преподносили хлеб-соль, а лучшие косторезные произведения, как, например, воспроизведения монумента «Минину и Пожарскому» работы И. Мартоса, выполненные в разные годы И. Лоптакиным, И. Заозерским, А. Калашниковым, служили памятными подарками.

Модель памятника Минину и Пожарскому. Первая пол. XIX в. кость, фольга, дерево. Размер 28,5х19х11,5 см
Модель памятника Минину и Пожарскому. Первая пол. XIX в. кость, фольга, дерево. Размер 28,5х19х11,5 см

В процессе формирования художественной культуры Петербурга эти моменты играли определенную роль. Столица втягивала в себя большой круг одаренных людей. Город шлифовал искусство косторезов, давал им новую силу, расширял художественные представления. Не только сюжетная или портретная резьба, но и орнаментальная заметно видоизменялись от десятилетия к десятилетию. В XIX веке композиции из разнообразных решеток в сочетании с растительным элементами стали необычайно популярными. В основу многих узоров легли готовые образцы архитектурных деталей, литых металлических арматур, оград, украшавших городские здания, набережные и пригороды Петербурга. Этот архитектурный декор мастера прикладного искусства модифицировали, сочетая с элементами традиционными и привычными. В XVII столетии составлялись композиции из гравированных, прорезных, цветных пластин. В XIX веке поверхности покрывали либо гладкими костяными пластинками с небольшим декоративным узором в центре, либо затягивалась словно паутиной, мельчайшей косой челкой с гирляндами мельчайших цветов и рельефной розеткой. Цветок в различных комбинациях — в медальонах, букетах, гирляндах — становится характерной деталью декоративных решений мастеров, работающих на городского потребителя, на петербургского заказчика. К этому периоду относятся изящные оправы для складных лорнетов, веера, гребни для высоких причёсок, броши, визитницы и множество других предметов.

Ажурный резной медальон из кости, 19 век, 9,2х4,8 см
Ажурный резной медальон из кости, 19 век, 9,2х4,8 см

Веер из 18 пластин, украшенных сквозной резьбой, составляющей рокальный завиток с перламутровой вставкой в центре, на фоне ромбической сетки, вторая пол. XIX в., кость, перламутр; резьба. Размер 21х35,5х4 см (в разложенном виде)
Веер из 18 пластин, украшенных сквозной резьбой, составляющей рокальный завиток с перламутровой вставкой в центре, на фоне ромбической сетки, вторая пол. XIX в., кость, перламутр; резьба. Размер 21х35,5х4 см (в разложенном виде)

От рельефных узоров на протяжении XIX века косторезы переходили к плоскостным орнаментам, сложным по рисунку, но без дополнительной моделировки. Это отчётливо видно про отдельным сохранившимся предметам: брошкам, маленьким коробочкам, детским игрушкам, миниатюрной мебели и т. п. Следует подчеркнуть, что Петербург принял такой стиль резьбы и даже способствовал его развитию, поскольку был одним из крупнейших рынков сбыта подобной художественной продукции. В XIX веке появились мастера, которые посвятили себя портретной резьбе, скульптуре малых форм. 

Паровоз резной с подушечкой для булавок, XIX в., резная кость, ткань. Размер 6х7х4,5 см
Паровоз резной с подушечкой для булавок, XIX в., резная кость, ткань. Размер 6х7х4,5 см

Мастер АД (работал сер. XVIII в.).Барельеф овальный с поколенным изображением Петра III в мантии с полководческим жезлом в левой руке, на фоне драпировки с кистями. Россия, середина XVIII в. Моржовая кость, бронза; резьба. Размер 12,1х9,8х0,5 см
Мастер АД (работал сер. XVIII в.).Барельеф овальный с поколенным изображением Петра III в мантии с полководческим жезлом в левой руке, на фоне драпировки с кистями. Россия, середина XVIII в. Моржовая кость, бронза; резьба. Размер 12,1х9,8х0,5 см

Серяков, Яков Памфилович (1818-не ранее 1869). Рельефный портрет митрополита Макария (Михаила Булгакова). Россия, сер. 1850-х гг., кость; резьба. Размер10,1х8,2 см
Серяков, Яков Памфилович (1818-не ранее 1869). Рельефный портрет митрополита Макария (Михаила Булгакова). Россия, сер. 1850-х гг., кость; резьба. Размер10,1х8,2 см

Большую роль в сохранении искусства резьбы по кости сыграла сохранившая связь архангелогородских и петербургских резчиков по кости. Санкт-Петербург, заявивший о себе как о столице крупнейшей просвещенной державы, оказывал всестороннюю поддержку лучшим художникам, много сделавшим для престижа империи среди других держав. Пётр I и другие власть предержащие умела направляли и поощряли науки и искусства «к высокой славе отечества своего». В это время таланты нашего народа в очередной раз появились с небывалым блеском, снова удивляя мир, поражая и друзей, и врагов наших. 

Бюст Петра I, нач. XIX в. кость, дерево. Размер 20,5х7х7 см
Бюст Петра I, нач. XIX в. кость, дерево. Размер 20,5х7х7 см

Коробочка круглая с изображением птиц и животных на фоне ажурной сетки. XVIII в., кость; резьба. Размер 6,5х4,8 см
Коробочка круглая с изображением птиц и животных на фоне ажурной сетки. XVIII в., кость; резьба. Размер 6,5х4,8 см

Портрет Екатерины II в профиль, XVIII в., кость, дерево, металл; резьба. Размер 17,6х1,1х21 см
Портрет Екатерины II в профиль, XVIII в., кость, дерево, металл; резьба. Размер 17,6х1,1х21 см

Татьяна Артюхова

*по материалам издания Государственного Эрмитажа «Teatrvm machinarvm», 1993 год, Н. И Ухановой «Петербургская резная кость»

🪷🪷🪷

В нашем блоге мы публикуем статьи о резьбе по кости, которой мы сами занимаемся около 20 лет, а также видео из нашей мастерской с процессом резьбы, о том, как создается скульптура.

💕Подписывайтесь, если было интересно!

🪷🪷🪷

Наш сайт с галереей работ:

Главная - Даниил и Татьяна Артюховы

🪷🪷🪷

Наш Телеграм, где мы публикуем только наши новые работы и где вы можете написать нам:

Артюховы Даниил и Татьяна

Резьба
4950 интересуются