Найти в Дзене

Красота чембарской природы в картинах Ф.Ф.Воробьёва и его внука

Оглавление

"Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат," - заметил ещё в эпоху Возрождения Леонардо да Винчи. А в 18 веке немного по-другому об этом написал французский писатель-философ Вольтер: "Живопись - это немая поэзия, а поэзия - говорящая живопись."

Вроде бы одно и то же, но звучит и воспринимается по-разному. Вот и в нашей жизни: все люди, казалось бы, одинаковые - такие, какими нас создал Бог. Но мы и абсолютно разные, и живём поэтому по-разному. Кто-то довольствуется тем, что у него есть дом, деньги, положение. А для кого-то совсем не это главное. Для них главное в жизни - Любовь. С большой буквы. Та Любовь, которая рождает красоту и гармонию в душе. Любовь к искусству. А дарит им её сама природа: это и глубина небосвода, и сила ледохода, и осенних листьев позолота, и весенней капели звонкая нота...

Ф.Воробьёв. Весна идёт
Ф.Воробьёв. Весна идёт

В живописи, как и в поэзии, красоты земной начало

Вот посмотрите на эту картину нашего земляка, художника Фёдора Фёдоровича Воробьёва. Вроде бы и нет ничего особенного, а ты погружаешься в неё и находишь всё новые и новые точки, на которых хочется остановиться и полюбоваться. Это и олень, выбегающий на дорогу, и покрытые ещё белыми шапками стога соломы, и подтаявшая речушка, и последние лучи радующегося весне солнца на посеревшем снегу, и лес, уходящий за горизонт,- всё такое бесконечное и вечное. Земля просыпается, а с нею и жизнь возрождается.

Ещё не наступило пробужденье
Природы, погружённой в полусон.
Но лес в дремотно-сладостном томленьи
Уже готов капели встретить звон.

Ещё в плену зимы томятся реки,
Но тонок, как стекло, и хрупок лёд.
Ещё улыбки солнечные редки,
Но всё синей и ярче небосвод. Н. Седова-Шмелёва

Нас не будет, а земля вот она - живёт! Как и тысячи лет назад, нас по-прежнему очаровывает и её ночной звездопад, и листьев жёлтых листопад, и летящие в небе птицы, и полыхающие зарницы, и ромашки на зелёных лугах, и золочёные купола на церквах...

-2

Меня недавно одна из подписчиц, живущая далеко на севере, спросила : "У вас, наверное, красиво?" Да, у нас и в самом деле очень красиво, но красиво не крикливо, а как-то даже по-девичьи скромно и стыдливо. А покажу я вам сегодня удивительную прелесть нашей земли, её поэтическу красоту через живопись, в которой она отражена, рукою осенённого божьей искрой таланта художника запечатлена.

Знакомьтесь.

Фёдор Фёдорович Воробьёв - "певец земли чембарской".

-3

В этом году ему исполнилось бы 97 лет. Более двух тысяч картин, портретов, этюдов, эскизов, натюрмортов было им написано, и каждое из них любовью и теплом пронизано. Его у нас в городе знают практически все и называют до сих пор только по имени-отчеству. Это и понятно. Фёдор Фёдорович более 57 лет работал преподавателем рисования в Белинском педагогическом училище (ныне колледж), и бывшие студенты в один голос говорят, что это был педагог с мудрым и добрым сердцем. Он Отличник народного просвещения, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Почётный гражданин города Белинского. Но главное всё же - это глубокой души человек и талантливый художник. Его картины есть даже за рубежом: в Греции, Венгрии, Германии, Канаде.

-4

Около родного дома
Около родного дома

А где и в чём истоки таланта? Конечно - в родной земле и в родном доме. Именно здесь его сила проявляется в полном объёме. Дом, у которого на этом фото стоит Фёдор Фёдорович, построили своими руками его дед и отец, который был, как в народе говорят, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Плотником и столяром проявил себя отменным, мастерством в этом деле обладал несравненным. К сожалению, война лишила его ноги, но всем бедам вопреки и дом построил, и детей порядочными людьми вырастил. Художник так про него вспоминал:

-Как работал! Церкви рубил! У него был специальный станок, на котором узоры на рамах вытачивал. Я как-то два часа поработал, потом два дня чувствовал напряжение в мышцах. А отец порой весь световой день - без продыху. Силён был! С друзьями - на рыбалку на мачинскую речку, на костылях, - не отставал по лесу. Друг его так и посмеивался над ним: «Хорошо тому живётся, у кого одна нога, и обувка мало трётся, и штанина - всё ж одна!»

Бабушка вязала по тем временам удивительные вещи, часто меняла их на еду, а ещё ими красоту наводила в дому. Мать шила чудесные лоскутные одеяла, и детей своих на разное рукоделие вдохновляла. Брат был хороший портной. В общем, у каждого - талант свой. Да и сам Фёдор Фёдорович, оказывается, умел не только картины писать. Он мог ещё и беседку с живописным потолком соорудить, и мебель смастерить, и сделать рамки для своих картин. И всё ему было под силу до самых глубоких седин. Детей своих он тоже с детства к этому приучал. Скучать и лениться им никогда не давал.

Вдохновительница творчества - природа.

Да, природа для него - и муза, и вдохновительница. А вот царицей русского пейзажа сам художник называл
православную церковь. Около 50 полотен посвящено у него этой теме. В советское время его даже преследовали за религиозные убеждения. Секретарь партийной организации на собрании как-то категорически заявил: " Этого поповского сынка надо взашей из педучилища гнать". Слава Богу, нашлись люди, которые сумели его положение отстоять, потому что очень уж хорошим преподавателем был и работу свою тоже очень любил. А от религиозных убеждений своих, перенятых от отца с матерью, Фёдор Фёдорович тогда всё же не отступил. Неслучайно именно он стал первым, кто высказал идею о восстановлении разрушенного в советское время Покровского собора в центре города. "Я постараюсь сделать так, чтобы у людей остался точный образ прошлого", - убеждал он местное начальство.

А покой и вдохновение находил всегда художник, оставаясь наедине с природой . Это его мир, его Вселенная, которая не знает границ. Дочь Ирина вспоминает: "Он и нас учил видеть красоту природы. Гуляем, бывало, по лесу, а он пальцами как бы рамочку сделает и говорит: смотрите, какая картинка получается. Вот облако, похожее на медведя. Вот птичка в гнёздышке птенцов оберегает. То травку какую необычную заметит, то веточку. И радовался очень, когда мы тоже что-то необычное и красивое замечали. А ещё всегда стихи читал. Очень много наизусть их знал".

Особенно любил творчество нашего земляка М.Ю. Лермонтова.

-7

Вот как тут не вспомнить лермонтовское "Люблю Отчизну я, но странною любовью"!

...Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз...

Или вот знаменитый "Парус" М.Ю. Лермонтова, который тоже нашёл своё воплощение на живописном полотне художника.

-8

Но как бы ни манило море, родные деревенские просторы всё же были милее и дороже. Первая мысль каждого живущего в Белинском, когда он видит полотна Ф. Ф.Воробьёва : «Это же всё наше - чембарское!». Очень поэтичными получались у него картины, навеянные красотой родной земли.

А она прекрасна в любое время года. Листайте и убедитесь сами.

Отдельная тема - цветы. Особенно любил художник сирень. Такие картины он любил дарить, и ещё их много на различных выставках.

А теперь не буду изменять имеющейся у меня традиции и проанализирую смысл и происхождение слова "художник". Посмотрим, какие тайны оно нам откроет.

Художник - от "худо"? Смысловые истоки слова

А в самом деле, что общего у этих слов? Неужели действительно "художник" произошло от слова "худой", то есть плохой?

Спешу обрадовать: совсем нет. "Худой" - от древнерусского хоудъ, что означало дурной, слабый, некрепкий.

А слово "художник" произошло от древнеславянского слова ХУДОГЪ: худогый, художъный, художьник. И писалось вот так: хѫдожьникъ. Художниками сначала называли лишь ваятелей и скульпторов. В Древней Руси худогами называли тех, кто пишет иконы.

Это всё можно прочитать в Википедии. А мне вот что подумалось. Обратившись по традиции к Словарю смыслов русского языка, я обнаружила, что звук ХЪ - в Древности означал "механизм воспроизведения" (вспомним "вдоХ", выдоХ", "Храм"). Прибавляем к нему слог -УД -, который сегодня находим в словах "удивлять", "удовольствие". Буква Ж, как известно, означала "живот", "жизнь."

Если выстроить логическую цепочку, получается: художник - это тот, кто воспроизводя жизнь, получает и несёт в мир удовольствие.

Я отнюдь не претендую на научность и правильность своих доводов. Это всего лишь мои мысли.

Так что, когда мы говорим о художниках, давайте помнить, что это не просто те, кто рисует. Это мастера, которые саму жизнь и её красоту воплощают в своих творениях, оставляя тем самым след в истории искусства.

Отражение красоты родной природы в живописи А.Костюкова - внука Ф.Ф.Воробьёва.

Я с детства в природу влюблён -
В душистые мягкие травы,
И в утра малиновый звон,
В таинственный шёпот дубравы,
В задумчивость старых лесов,
Где сосны - до самого неба...
Я там вдохновенье нашёл
И творчества привкус отведал.

Ложатся мазки на холсты,
Потом оживают картины... (Л.Лысенко)

Так, только в прозе, говорит о себе и внук Фёдора Фёдоровича, его любимый ученик, который с младенчества впитывал уроки своего деда. И лучшего учителя нельзя было и пожелать. Главное, чему тот его научил, - видеть и чувствовать красоту природы и её просторы. Может быть, поэтому Александр ещё и замечательный фотограф.

-13

Возвращаясь к теме общности поэзии и живописи, хочу напомнить строки из стихотворения Н. Заболоцкого:

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

И души, и природы! А ещё ключевым здесь является слово "любите".

НЕЛЬЗЯ нам жить без любви. Без неё не будет культуры, не будет добра. В ней наша надежда и наше спасение...

Благодарю вас за внимание, дорогие мои читатели! Делитесь в комментариях, откликнулось ли вам творчество наших художников и какая из картин произвела наиболее сильное впечатление.

А кому интересно больше узнать о нашем городе и о том, почему мы называем нашу землю чембарской, можете перейти по ссылке:

О городе Белинском и его талантливых обитателях | Пенсионерка из провинции | Дзен

Только, пожалуйста, не забудьте поставить лайк - это необходимая поддержка каналу. А кто ещё не со мной, подписывайтесь. Буду очень рада. У нас впереди много интересных встреч и историй.