Сегодня «Оскар» считается главной кинематографической премией не только в США, но и на всей планете. Практически каждый актер или режиссер желает получить «Оскар» — самую ценную награду в мире кино. Однако после 2020 года быть номинированным на премию или получить эту награду становится всё сложнее. В преддверии церемонии «Оскара» 3 марта 2025 года давайте вспомним историю премии и разберёмся, почему многие кинодеятели стали негативно высказываться о главной и первой в мире кинопремии.
Первая церемония
Премия «Оскар» основана в 1929 году Американской киноакадемией (Academy of Motion Picture Arts and Sciences, AMPAS). Идея поощрять режиссёров и актёров за их работу пришла в голову продюсеру Луису Майеру, одному из основателей киностудии MGM, который решил повысить престиж голливудской киноиндустрии и мотивировать профессионалов к созданию выдающихся фильмов. Так и начала своё существование первая и теперь одна из самых важных для кинодеятелей премий: 16 мая 1929 года года в голливудском отеле «Голливуд Рузвельт» присутствовало всего 270 гостей, а на само вручение ушло 15 минут (напомним, что сейчас эта премия длится от 2 до 4 часов). Было роздано 15 статуэток и всё прошло тихо – никаких софитов, папарацци и красной дорожки.
Больше материалов о премии «Оскар» можно найти на отдельной тематической странице.
История названия
В 1929 году премия не назвалась «Оскаром», на тот момент это была скромная церемония под названием «Награды за заслуги». Есть несколько версий, как «Оскар» получил своё название. Одна из версий гласит, что секретарь академии Маргарет Херрик увидела статуэтку и воскликнула: «Эта фигурка напоминает моего дядю Оскара!». В другой из версий имя статуэтке и всей премии придумала актриса Бетт Дэвис. В своей автобиографии она писала, что «случайно» назвала так статуэтку в честь своего первого мужа — Хармона Оскара Нельсона. Ну, и третья версия гласит, что в 1934 году голливудский обозреватель Сидни Скольски впервые использовал это название в статье, посвящённой первой награде Кэтрин Хепберн за лучшую женскую роль. Как бы то ни было в 1939 году за наградой закрепляется название «Оскар». И если название премии изменилось, то статуэтка именно такой, какой мы ее знаем сейчас, была вручена ещё на первой церемонии почти сто лет назад.
Что символизирует статуэтка?
Статуэтка «Оскара» довольно тяжёлая и весит 3,85 кг (высота – 34 см, диаметр – 13 см). Хоть «рецепт сплава» находится под секретом, есть версия о том, чтобы фигурка дошла до рук победителя и гордо стояла у него на полке, ей нужно пройти пять этапов: сначала расплавляют олово со свинцом и покрывают его медью, затем никелем, серебром и 24-каратным золотом.
Кстати, в истории Премии было несколько случаев, когда кинодеятели получали не металлический «Оскар». Например, в 1937 был вручен единственный в мире деревянный «Оскар» – его вручили американскому актёру Эдгару Бергену и его «партнёру» – деревянной кукле Чарли Маккарти. Также во время Второй мировой войны победителям вручали статуэтки из гипса в целях экономии металла. Но, когда война закончилась кинодеятели получили свои настоящие металлические награды.
Сама статуэтка изображает рыцаря с мечом в руках, который стоит на катушке кинопленки. Катушка в свою очередь устроена сложно и состоит из пяти частей, которые символизируют пять направлений Американской киноакадемии – актёрское мастерство, сценарное дело, режиссура, технические специальности и продюсирование.
Что символизирует катушка – вполне понятно, но что это за рыцарь и зачем ему меч? Внешний вид статуэтки создал художник-постановщик кинокомпании Metro Goldwyn Mayers Седрик Гиббонс. По рассказам, он нарисовал эскиз статуэтки на одном из скучных собраний компании. Сам же Гиббонс за всю свою карьеру получил 11 статуэток (но это еще не рекордное количество). Прототипом выступил мексиканский режиссёр и актёр Эмилио Фернандес (наверное, поэтому у статуэтки такая странная форма головы — многие считают, что «Оскар» лысый, но это лишь шевелюра волос режиссёра), с которым крепко дружил Гиббонс. Рыцарь символизирует верность индустрии. Ну, а какой рыцарь без меча.
Кстати, сами статуэтки вручают без гравировки – так сохраняется интрига, ведь на всём свете только двое человек знают, кто заберёт вечером награду. Но кинодеятели, если захотят, смогут выгравировать свои инициалы на вечеринке после церемонии.
В преддверии церемонии мы также собрали специальную тематическую страницу, посвящённую материалам про актёра Юру Борисова.
Статуэтка – главный приз?
Кто из нас стоя в душе с бутылкой шампуня не представлял, что держит в руках «Оскар»? В этот скромный и тайный момент — это всё, что нам нужно, но когда актёры или режиссёры получают награду, они получают и другие «подарки». Помимо статуэтки, победители получают презенты на сумму 148 000 долларов и, конечно же, прибавку к гонорару на 20-30%.
Кстати, владельцами статуэток являются не те, кто получил её, а сама Академия. После каждой церемонии победители подписывают специальное соглашение, в котором говорится, что если вдруг кинодеятель захочет продать свой «Оскар», он должен отдать её Академии за 1 доллар. Это правило появилось после 1950 года, поэтому вы могли слышать о случаях, когда статуэтки продавали за сотни тысяч долларов.
Правила получения «Оскара»
Чтобы фильм номинировали на «Оскар» при создании фильма нужно учесть несколько строгих правил:
- Фильм должен быть снят на цифровую камеру (или же на пленку 35 или 70 мм) с определённой развёрткой кадров
- Картина не должна быть короче 40 минут
- Фильм должен находится в прокате в Лос-Анджелеса не менее семи дней подряд в календарный год, за который вручается премия
Что такое «Приманка для Оскара»
Некоторые кинодеятели при создании картины, специально целятся на получение «Оскара» — отсюда в середине прошлого века появилась фраза Oscar bait (от англ. «приманка/наживка для “Оскара”»). Они специально разрабатывают такой сюжет для своих фильмов, который будет соответствовать неформальным правилам Премии.
Новая этика
Однако с 2020 года соблюдать все вышеперечисленные правила уже не достаточно, ведь в тот год в двери «Академии» постучалась новая этика. Эти изменения повлияли на правила проведения церемонии и получили негативные отзывы от зрителей и кинодеятелей.
В 2020 году Американская киноакадемия внедрила новые стандарты, касающиеся инклюзивности и многообразия, что должно было «способствовать справедливому представительству на экране и вне его». Среди новых критериев стало обязательным то, что одну из ведущих ролей (а лучше главную) должен играть «цветной» актер, 30% (и более) от актерского состава должны составлять женщины, люди с ограниченными возможностями или представители меньшинств. Тема фильма, претендующего на «Оскар» также должна быть ориентирована на эти группы.
Правила новой этики проникли и за пределы кадра — как минимум двое человек из всех творческих руководителей картины должны принадлежать меньшинствам. Эти правила обязательны для получения номинации «Лучший фильм» с 2024 года — и как минимум два пункта из перечисленных должны быть соблюдены.
Эти изменения вызвали неоднозначную реакцию в индустрии. Кто-то из голливудских кинодеятелей высказался положительно по отношению к новым правилам. Например, актриса Шарлиз Терон: «Я думаю, что это важно, но не должно быть обязательным. Это как с любыми другими изменениями — нужно найти баланс. Эти правила дают шанс большему числу людей попасть в индустрию, что абсолютно необходимо, но важно, чтобы искусство оставалось на первом месте». Или режиссёр Грета Гервиг: «Я поддерживаю это стремление. Мы должны учитывать разнообразие и инклюзивность, чтобы искусство могло стать более доступным для людей со всего мира. Мы должны стремиться к более открытой и правдоподобной картине общества».
А вот некоторые кинодеятели довольно критично высказались о новых правилах. Например, режиссёр Мартин Скорсезе: «Мне кажется, что «Оскар» и вообще вся система номинаций могут потерять свою ценность, если будут слишком ориентироваться на политическую корректность или требования разнообразия. Искусство не должно быть ограничено рамками». Режиссёр Вуди Аллен: «Я никогда не переживал о политической правильности или требованиях в кино. Для меня важен только талант. Если мы начнём ограничивать себя этими рамками, мы можем потерять настоящую креативность». Также негативно высказывались режиссёры Клинт Иствуд, Роберт Редфор, Джеймс Камерон и актер Том Хэнкс.
Одни восприняли новые правила как необходимый шаг к разнообразию, другие сочли это ограничением творческой свободы. Особенно много споров вызвала необходимость соответствовать определённым квотам, что, по мнению критиков, может повлиять на художественную ценность фильмов. Однако несмотря на споры, «Оскар» остаётся одной из самых престижных наград в мире кино, а его эволюция продолжает отражать изменения в обществе и индустрии.
Чтобы написать всю историю Оскара, учесть все его скандалы, исторические факты и списки фильмов, не хватит и книги. Каждый год история «Оскара» пополняется новыми фактами. Делитесь, мечтали ли вы когда-нибудь услышать заветную фразу: «And “Oscar” goes to…» (с англ. «И «Оскар» достаётся…») в свой адрес? Какой фильм из когда-либо номинированных на эту награду ваш любимый и почему?т
Чтобы написать всю историю Оскара, учесть все его скандалы, исторические факты и списки фильмов, не хватит и книги. Каждый год история «Оскара» пополняется новыми фактами. Делитесь, мечтали ли вы когда-нибудь услышать заветную фразу: «And “Oscar” goes to…» (с англ. «И «Оскар» достаётся…») в свой адрес? Какой фильм из когда-либо номинированных на эту награду ваш любимый и почему?
Автор: Екатерина Трубарова