Найти в Дзене

Кровавый меридиан, или Закатный багрянец на западе. Роман. Кормак Маккарти. 1985 г. Аудиокнига. Озвучил Игорь Тарадайкин. 18+

Кровавый меридиан, или Закатный багрянец на западе. Роман. Кормак Маккарти. 1985 г. Аудиокнига. Озвучил Игорь Тарадайкин. 18+ В американской литературе есть такое, понятие, скорее даже философская категория – «Великий американский роман», некий канонический роман, раскрывающий американский национальный характер, менталитет. К великим американским в разное время относили «Хижину дяди Тома», «Великого Гэтсби», «Гроздья гнева», «Моби Дика», в том числе и «Кровавый меридиан». К своему стыду, о книге я узнал буквально недавно, и то в пересказе из Тик-Тока (двойной позор). К моему оправданию, признали книгу с запозданием, поначалу восприняли её довольно холодно. Написанный в 1985 году, роман был по достоинству оценён только в нулевых годах этого века. Сейчас «Кровавый меридиан» во всех топах американской классической литературы. На первый взгляд – типичный вестерн, без сюжетных изысков. Малец, главный герой, имени которого читателя так и не узнает, скитается по фронтиру в поисках хоть какого

Кровавый меридиан, или Закатный багрянец на западе. Роман. Кормак Маккарти. 1985 г. Аудиокнига. Озвучил Игорь Тарадайкин. 18+

В американской литературе есть такое, понятие, скорее даже философская категория – «Великий американский роман», некий канонический роман, раскрывающий американский национальный характер, менталитет. К великим американским в разное время относили «Хижину дяди Тома», «Великого Гэтсби», «Гроздья гнева», «Моби Дика», в том числе и «Кровавый меридиан». К своему стыду, о книге я узнал буквально недавно, и то в пересказе из Тик-Тока (двойной позор). К моему оправданию, признали книгу с запозданием, поначалу восприняли её довольно холодно. Написанный в 1985 году, роман был по достоинству оценён только в нулевых годах этого века. Сейчас «Кровавый меридиан» во всех топах американской классической литературы.

На первый взгляд – типичный вестерн, без сюжетных изысков. Малец, главный герой, имени которого читателя так и не узнает, скитается по фронтиру в поисках хоть какого-то заработка. С группой добровольцев, набранной неким армейским капитаном Уайтом, отправляется в рейд на территорию Мексики. Под предлогом защиты границы отряд занимается, по сути, грабежом мирных жителей и охотой за индейцами. Экспедиция терпит крах. Едва выжив, через мексиканскую тюрьму, Малец вступает в банду Глэнтона. Эти негодяи не прячутся за мундирами и занимаются грабежом и охотой за головами открыто, словно саранча, уничтожают всё на своём пути. Особое положение в банде занимает судья Холден, огромный лысый мужик, умный, начитанный, велеречивый и идейный, последовательный в своей жестокости. Холден – исчадие ада, дьявол во плоти. И он – один из многих. На протяжении всей книги банда убивает людей, животных, сжигает селения, снимает скальпы, насилует женщин.

Пересказ сюжета ничего не даст, хотя бы потому, что сюжета как такового, с интригой и твистом, нет. Есть последовательность событий, хроника бесчеловечных поступков, сухо, без эмоций, протокольно зафиксированная главным героем. Читатель так и не поймёт – что же Малец чувствует по поводу вот этого непрекращающегося, хронического потока насилия. Не только имени нет у Мальца, у него, кажется, и душа отсутствует Психологическая стерильность персонажа и ужас событий, которые показаны его глазами, - вот главная особенность, фишка «Кровавого меридиана», тот самый элемент, который делает роман – ревизионистским вестерном, то есть произведением, которое пересматривает жанр. Здесь нет хороших/плохих ковбоев/мексиканцев/индейцев, нет золота Маккенны, эффектных перестрелок/погонь. Маккарти честно, без драматических прикрас, отвечает на вопрос – как покорялись американские прерии? – огнём и револьвером.

«Кровавый меридиан» страшен будничностью зла. Привычная резня, обычный геноцид. Запредельная жестокость как норма и смысл жизни, единственный экономический стимул. И ведь события невыдуманные. Действительно, существовала такая банда Глэнтона, преступления которой неплохо задокументированы. И об инфернальном Холдене имеются упоминания. Едва ли роман можно считать историческим, но Маккарти объездил и изучил все территории, где орудовала банда. Вовлеченность автора в историю хорошо чувствуется. Очень атмосферное повествование, визуальное. От понимания, что все эти кошмары происходили на самом деле – становится еще страшнее.

Итог. Эта книга оставила на моей душе если не шрам, то глубокую царапина. Я не ожидал, что будет так кроваво и больно. Я не подготовился к авторскому бесстрастному, чёрно-белому стилю повествования. Но я не смог оторваться от книги. Великий роман, независимо от нации, американский или российский, китайский или европейский. Я тут было решил в блоге ввести критерии оценок для произведений, но эту книгу я цифрами оценить не смогу.

#кровавыймеридиан #книга #отзыв