Найти в Дзене

Управление реальностью в бизнесе. Глава 10. Анализ конкуренции внутри отрасли

Начнем с показателя, который используется для оценки степени монополизации отрасли, то есть с индекса Гиршмана—Герфиндаля (или Герфиндаля—Гиршмана, или Херфиндаля—Хиршмана, в разной транслитерации). Индекс Гиршмана—Герфиндаля (Herfindahl—Hirschman index, HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами. По сути, HHI показывает, насколько бизнес сконцентрирован в руках нескольких крупных игроков. Как нетрудно догадаться, максимальное значение HHI равно 10 000. Это когда у нас всего лишь одна фирма, занимающая монопольное положение, то есть 100 в квадрате. Если фирм две и они делят рынок пополам, HHI вычисляется как 2500 + 2500 = 5000, то есть 50 в квадрате плюс 50 в квадрате. Для ста фирм, каждая из которых занимает 1 процент рынка, HHI равен 100. Чем больше организаций и чем равномернее распределение, тем ниже индекс. Этот показатель широко используется в антимонопольном законодательстве США. Считается, что если 1800 < HHI < 10 000

Начнем с показателя, который используется для оценки степени монополизации отрасли, то есть с индекса Гиршмана—Герфиндаля (или Герфиндаля—Гиршмана, или Херфиндаля—Хиршмана, в разной транслитерации). Индекс Гиршмана—Герфиндаля (Herfindahl—Hirschman index, HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами. По сути, HHI показывает, насколько бизнес сконцентрирован в руках нескольких крупных игроков. Как нетрудно догадаться, максимальное значение HHI равно 10 000. Это когда у нас всего лишь одна фирма, занимающая монопольное положение, то есть 100 в квадрате. Если фирм две и они делят рынок пополам, HHI вычисляется как 2500 + 2500 = 5000, то есть 50 в квадрате плюс 50 в квадрате. Для ста фирм, каждая из которых занимает 1 процент рынка, HHI равен 100. Чем больше организаций и чем равномернее распределение, тем ниже индекс.

Этот показатель широко используется в антимонопольном законодательстве США. Считается, что если 1800 < HHI < 10 000, конкурировать будут в основном несколько производителей-гигантов. Ловить там нечего. При 1000 < HHI < 1800 конкуренция будет средней. А вот при HHI < 1000 мы имеем дело с очень высокой конкуренцией между небольшими фирмами. Как вы понимаете, нет необходимости учитывать все фирмы: достаточно взять с десяток самых крупных, этот ряд хорошо сходится. Вы сразу поймете, есть ли в этой отрасли место честной рыночной конкуренции, или все давно поделено.