Начнем с показателя, который используется для оценки степени монополизации отрасли, то есть с индекса Гиршмана—Герфиндаля (или Герфиндаля—Гиршмана, или Херфиндаля—Хиршмана, в разной транслитерации). Индекс Гиршмана—Герфиндаля (Herfindahl—Hirschman index, HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами. По сути, HHI показывает, насколько бизнес сконцентрирован в руках нескольких крупных игроков. Как нетрудно догадаться, максимальное значение HHI равно 10 000. Это когда у нас всего лишь одна фирма, занимающая монопольное положение, то есть 100 в квадрате. Если фирм две и они делят рынок пополам, HHI вычисляется как 2500 + 2500 = 5000, то есть 50 в квадрате плюс 50 в квадрате. Для ста фирм, каждая из которых занимает 1 процент рынка, HHI равен 100. Чем больше организаций и чем равномернее распределение, тем ниже индекс. Этот показатель широко используется в антимонопольном законодательстве США. Считается, что если 1800 < HHI < 10 000
Управление реальностью в бизнесе. Глава 10. Анализ конкуренции внутри отрасли
2 марта2 мар
6
1 мин