Найти в Дзене

Церковь Рождества Богородицы в Поярково. Артамон Матвеев и легенда о венчании Петра I

Храм Рождества Богородицы в Поярково Солнечногорского района был построен в 1665 году на средства владельца села, боярина, дипломата и первого русского "западника" Артамона Сергеевича Матвеева. По легенде, в Богородице-Рождественской церкви Петр I венчался с первой супругой Евдокией Лопухиной. До XVII века в Поярково стояла деревянная церковь великомученика Георгия Победоносца. В 1651 году село стало владением боярина Артамона Сергеевича Матвеева. В 1665 году на месте бывшей Георгиевской церкви он возвел каменный храм Рождества Богородицы. Сохранилось описание поярковской церкви второй половины XVII века: В Московском уезде, в Горетове стану, село Рождествено, а Поярково тож, а в нем церковь каменная во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а в ней в алтаре: за престолом крест резной золоченый, образ Пресвятыя Богородицы Знамение… над жертвенником образ Рождества Пресвятыя Богородицы». Среди местных икон в этом описании были перечислены: Всемилостивого Спаса, Пресвятой Богородицы Кипр

Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Храм Рождества Богородицы в Поярково Солнечногорского района был построен в 1665 году на средства владельца села, боярина, дипломата и первого русского "западника" Артамона Сергеевича Матвеева. По легенде, в Богородице-Рождественской церкви Петр I венчался с первой супругой Евдокией Лопухиной.

До XVII века в Поярково стояла деревянная церковь великомученика Георгия Победоносца. В 1651 году село стало владением боярина Артамона Сергеевича Матвеева. В 1665 году на месте бывшей Георгиевской церкви он возвел каменный храм Рождества Богородицы. Сохранилось описание поярковской церкви второй половины XVII века:

В Московском уезде, в Горетове стану, село Рождествено, а Поярково тож, а в нем церковь каменная во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а в ней в алтаре: за престолом крест резной золоченый, образ Пресвятыя Богородицы Знамение… над жертвенником образ Рождества Пресвятыя Богородицы».

Среди местных икон в этом описании были перечислены: Всемилостивого Спаса, Пресвятой Богородицы Кипрской, Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, архангелов Михаила и Гавриила, великомучеников Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца, а также "образ государских ангелов в молении" – то есть святых, соименных членам царской фамилии.

-2

Артамон Сергеевич Матвеев был приближенным семьи царя Алексея Михайловича. Именно он познакомил царя с его второй женой Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая стала впоследствии матерью будущего императора Петра I. Вот как писал о Матвееве историк Лев Щепотьев:

Артамона Сергеевича можно назвать человеком своего века: он инстинктом своих импульсов почувствовал импульсы жизни, сумел уловить самые звучные гаммы ее и слить их с песней своего гения. Его эпоха – эпоха особенного значения внешней политики и дипломатии в государственной жизни.

В то время западная культура постепенно проникала в Россию, а самого Матвеева даже называли первым русским "западником". Артамон Сергеевич собирал книги, а вообще способствовал развитию книжного дела и просвещению. По указу Матвеева послы, отправлявшиеся в Европу, должны были привозить с собой большое количество польских и латинских книг, причем в двух экземплярах: один оставался в посольском приказе, а другой преподносился царю. Благодаря Матвееву были изданы две исторические книги на русском языке, которые С. М. Соловьев называл первым "лепетом русской историографии".

-3

В Москве Матвеевым был даже создан театр в европейском вкусе. В 1674 году в селе Преображенском ставили комедию, которую описывали так:

Тешили немцы, как Алаферну царю царица голову отсекла, и на органах играли немцы да люди дворовые Артамона Сергеевича.

Сюжеты постановок матвеевского театра брались в основном из Священного Писания Ветхого Завета: книг Иудифь и Есфирь. Первыми зрителями были члены семьи царя Алексея Михайловича. Матвеевым также был устроен и некий прообраз балета:

На заговенье… немцы и люди Матвеева играли на органах, на фиолах и на страментах, и танцовали.

Матвеев собрал двадцать мещанских детей и отдать их на обучение немцу Готфриду. Так в Москве был основан прообраз театрального училища.

-4

Однако в делах государственных Артамон Матвеев вовсе не был "западником", а твердо отстаивал интересы Москвы. Это касалось отношений с Польшей и Швецией. Возглавляя "Малороссийский" приказ, Матвеев заручился поддержкой русского православного населения, вошедшего вновь в состав Московского государства. Настоятели киевских монастырей, в том числе архимандрит Киево-Печерской Лавры считали Матвеева своим заступником и благодетелем.

Долгое время царедворец Матвеев жил в скромном и тесном доме на Покровке в Москве. Когда царь Алексей Михайлович настоял, чтобы Матвеев начал строить себе каменные палаты, стрельцы и московские жители не пожалели принести ко двору Матвеева камни с могил своих отцов и дедов. Не на беду ли был этот дом из могил?

В 1682 году во время Стрелецкого бунта Матвеев, как и многие другие соратники молодого Петра I, был убит мятежниками. Боярин был погребен в Москве у церкви Николая Чудотворца на Столпах, но могила его не сохранилась. Подмосковный храм в Поярково остался памятником этой неординарной противоречивой личности XVII века, в которой, по словам Щепотьева, сочетались

философ-моралист, эстетик и религиозно-набожный христианин, западник и националист.
-5

Согласно подмосковной легенде, которую из поколения в поколение рассказывают жители Поярково, в церкви Рождества Богородицы венчались Петр Алексеевич и Евдокия Лопухина. По мнению краеведа, автора книги "Неизвестные усадьбы Солнечногорья" и местного жителя Поярково Натальи Андреевны Волковой эта версия имеет право на существование. Молодой Петр еще не был царем и вполне мог венчаться в рядовой вотчинной церкви. Кроме того, выбор церкви в имении Артамона Матвеева мог быть связан с борьбой за власть партий Нарышкиных и Милославских. Противников Петра возглавила его сводная сестра Софья, а выбор подмосковного Пояркова позволил совершить венчание втайне от нее.