«То, какие эмоции и мысли оно у меня вызывает… Целиком, всей идеей, многогранником и его сердцевинной. Это тяжело описать…»
Но я попробую.
Появилась у меня идея написать небольшую статью о Тетради Смерти. Статьёй я назвала эту писанину после того, как мой сиюминутный отзыв подруге в личные сообщения сразу после просмотра заключительной серии аниме плавно перетёк в полотно текста неприличных масштабов. Так сильно оно меня зацепило. Здесь будет больше эмоциональной составляющей, чем натужно-философской, мне сейчас хочется передать скорее суть тех образов, которые я впитала во время просмотра. Пересмотреть это аниме в третий раз я решила случайно, последний просмотр был около двух лет назад. За это время изменилась и я, и моё мировоззрение, а значит и трактовка смыслов.
Смыслов в Тетради Смерти заложено достаточно много, даже если не учитывать притянутые за уши теории. Что забавно, пересматривая аниме теперь, меня в большей степени привлеки не они, на этот раз большее внимание я уделила личностям героев.
Но не могу не затронуть и суть данного произведения… Я не собираюсь её сейчас тут мусолить, если среди читающих есть фанаты этого аниме, то вы наверняка всё знаете. Кстати, мне крайне интересно будет узнать, обязательно напишите в комментариях, кого вы поддерживаете по идеологии - Киру или L. Я же сейчас буду высказывать своёмнение, возможно кому-то оно не придётся по душе. Пару лет назад я считала так: «блин, L конечно прелесть, такой высоконравственный товарищ… Но Кира это действительно тот, кто нам нужен, с ним мир был бы гораздо лучше». Пересмотрев аниме сейчас… Это мнение кануло в лету. Скажу вот что: если вы правда считаете, со всей искренностью, без привязанности к определённым персонажам, что Кира, то есть Ягами Лайт - герой, то вы не поняли. Это не неправильная точка зрения, это неправильно понятая суть произведения. Если меня затянет в публицистическое русло, или читатели того пожелают, я выкачу об этом отдельную статью.
Так что же в этих “Записках Ангела Смерти” так тронуло моё нутро и наполнило его бесчисленным множеством вдохновляющих образов?
Сюжет, в котором не упущена ни одна мелочь и не опущена ни одна символистическая деталь. Рюк с его любимыми яблоками - не просто забавный момент или любопытный факт про Богов Смерти. Яблоко в контексте этого аниме у меня ассоциируется не только с искушением Библейского характера, сюда примешивается и другое его значение - яблоко это символ бессмертия, а в греческой мифологии буквально является «плодом богов». Чувствуете?
Прекрасные персонажи, психологию и личности которых были показаны нам с полной ответственностью и любовью. Причём на этот раз я даже больше впечатлилась второстепенными персонажами, такими как Мацуда и Айзава, которым было уделено значительно меньше экранного времени. Но то, как бережно и осознанно к демонстрации их судеб подошли авторы аниме вызывает у меня к ним большое уважение. Обычно такие персонажи являются лишь катализаторами юмора или дополнительного стекла в сюжете, а здесь же ребята помогли раскрыть немаловажные психологические факторы. Уход Айзавы из расследования в пользу благополучия семьи, или очень высокая нравственность Мацуды, который до конца не верил в то, что Лайт Кира. За них душа во время просмотра болит ни чуть не меньше, чем за главных героев. Все эти детали позволяют увидеть картину с необходимой долей серьезности, и ты действительно веришь.
Но пожалуй больше всего меня поражает музыка в Тетради Смерти.
Я сейчас хочу рассказать именно о тех композициях, на которых, как я считаю, держится всё восприятие аниме. Всего их шесть(прикреплю аудио к статье). Все эти саундтреки были написаны к Тетради Смерти Хидеки Таниучи и Йошихиса Хирано на основе григорианских хоралов. При просмотре это автоматически вызывает у зрителя ассоциации с божественным, духовным и праведным. Что интересно, Тетрадь Смерти нам повествует о событиях от лица Ягами Лайта, который по сути является преступником, что контрастирует с «праведностью» музыки. То есть Кира, назвав себя богом, окрасил свои деяния в «истовый» цвет, о чём нам и говорит музыка. Но со стороны мы видим, как кровь, кое-где уже запёкшаяся, стекает по рукам Лайта, пока тот записывает в тетрадь новое имя.
Ко всему прочему, аниме, в отличии от кинематографа, достаточно ограничено в изображении человеческих эмоций, тем более таких глубинных, которые затрагиваются в тетради смерти. Поэтому такая сильная музыка берет на себя часть ответственности за впечатление и компенсирует погружённость в произведение. Слушая эти композиции сразу ощущаешь мелочность человеческого бытия и тяжёлую Божественную мудрость. Снизошедшую на Лайта…
Каждый из саундтреков очень точно был представлен в сценах определённого характера. Чуть подробнее об этом вы можете прочитать в исследовании Александры Минаковой, в котором она разобрала каждый из шести саундтреков. В основу их были взяты реально существующие хоралы, где-то был изменён текст, например композиция “Domine Kira” (пожалуй моя самая любимая) целиком основана на хорале “O Rex gloriae Domine” , и в тексте хорала аниме буквально поётся: «Король славы, Господь Кира». Самые динамичные сцены аниме происходят именно под эту композицию.
А композиция “Kyrie” напрямую относится к литургическим песнопениям католической церкви, с “Kyrie Ellison” начинаются обряды месс. Сама фраза греческого переводится как «Господи, помилуй» и повторяется на протяжении всего песнопения, как и в саундтреке. Это молитвенная просьба о божьей милости, которой нет у бога нового мира.
У меня каждый из саундтреков Тетради Смерти, как ни в одном из других произведений, вызывает неподдельную палитру эмоций: тревоги, осознания, возвышенности, прикосновения к судьбе, к божественному. Где-то, сочувственно Лайту - бурлящее внутри превосходство, во время его торжественных побед, и чувство хладнокровности, когда тот вершил правосудие. Кстати последнее чувство стало для меня самым сильным. Оно ярче всех прожигает что-то внутри под сердцем, когда ты осознаёшь, как Кира легко и жестоко расправляется с людьми. Всё это ощущается в полной мере благодаря музыке.
Саундтреки:
Но главный саундтрек всего аниме - прощальные “ту-дум” миллионов сердец.
Хочу рассказать о своих любимых сценах в аниме. Начинаются они с 25-ой серии, кто-то уже наверняка вспомнил главное событие оттуда.
Сцена, когда L вышел на крышу в ливень и прислушивался к «звону колокола». К нему поднялся Лайт, который стоически сдерживал нетерпеливое злорадство по поводу грядущей неминуемой кончины «друга», и пытался докричаться до него из под навеса, зачем тот его вызвал. На что L лишь приложил руку к уху и улыбнулся, не двинувшись с места. Более чем уверена, он прекрасно слышал Лайта, но специально вынуждал его выйти под дождь. Во-первых для того, чтобы в следующей сцене, по одной из версий, осуществить свою финальную проверку, а во-вторых, я вижу за этим какую-то эмоцию. Рьюзаки, предвидя свою скорую смерть, стоя на крыше под небесными слезами, прекрасно осознавал мизерность своих шансов на победу. Это сцена смирения. И вызывая Киру под дождь, он словно позволил себе напоследок поглумиться над «богом», каким Лайт себя возомнил. И Лайт вынужден был подойти к L без великой надобности и намочить свою белоснежную рубашку. Это красиво.
Следующая сцена, которая, я думаю, у многих вызывала или всё ещё вызывает вопросы - когда в той же 25-ой серии Рюзаки ни с того ни с сего начинает вытирать Лайту ноги. Но тут не нужно глубоко копать - Тетрадь Смерти помимо григорианских хоралов неоднократно использовала отсылки на Библию. Лайт, сидя на ступеньках, говорит, что это Рьюзаки виноват, что вытащил его под дождь. Рьюзаки же присаживается к нему и полотенцем вытирает его ноги. Сначала Лайт восклицает, что же он такое делает. На что Рьюзаки отвечает: «помогаю тебе. Ты так тщательно вытираешься. Давай массаж ног сделаю? Хоть часть своей вины искуплю». В этих словах я слышу лесть «Богу». L будто признает Киру, как бога, и даже «искупляет вину». Сама сцена является отсылкой на Библейское «Омовение Христом ног Своих учеников». А значит, и ног Иуды. Чувствуете? Но только если в сцене Тетради Смерти это действие носило характер самоуничижения, то в Библии в него заложен несколько иной смысл. Важен сам факт того, что Лайт принял такое специфичное предложение от Рьюзаки. Кто-то считает, что таким образом L подтвердил наличие у Лайта комплекса Бога, и точно убедился, что тот является Кирой. Мне же кажется, что L уже был в этом уверен и разыгрывал перед Лайтом сцену только чтобы посмотреть на истинное лицо человека, возомнившего себя Богом. В то время как Лайт снисходительно принимает покаяние от своего поданного, зная, что уже совсем скоро он будет избавлен он его общества. Какая цеплючая холодность…
Складывается такое впечатление, что Тетрадь Смерти достаточно нестандартное для Японии аниме за счёт большого количества отсылок и заимствований не из своей культуры. Григорианские хоралы, сцены из Библии, правила тетради смерти, написанные на английском языке. Но вот что точно отличает Тетрадь как японское произведение - значимость имени человека. В Японии основными религиями являются синтоизм и буддизм, по этой причине именам отводится весьма судьбоносное значение. Но что я встречаю уже не в первый раз, так это параллель между душой человека и его именем. В японской культуре лишиться имени значит лишиться души, а значит умереть. «Унесённые призраками» Хаяо Миядзаки - главная героиня Тихиро попадает в мир призраков и постепенно начинает забывать своё имя, чего не допускает мальчик Хаку, который уже давно забыл своё имя. Таким образом Тихиро остаётся жива, а в конце помогает и Хаку вспомнить своё имя, после чего тот «освобождается». Сейчас начала играть в японскую хоррор игру, ставшую довольно популярной, «Homicipher», в которой одним из персонажей желает заполучить имя главного героя, чтобы забрать его душу. Если ты называешь ему имя, ты умираешь, игра заканчивается. Так и в Тетради Смерти.
Ещё один из фактов, который хочется упомянуть - товарищ Рюк, за основу которого были взяты Тэнгу («небесный страж») из японской мифологии. Несколько двоякие существа по своей сути. Являясь помесью ни то лисицы с птицой, ни то человека с вороной, бывают как злыми и гордыми, так и озорными и созерцательными. Ёкаи, нечистая сила, которая искушает людей и приносит несчастье. Как Рюк принёс Лайту тетрадь смерти.
«Диавол обладает над душой властью в соответствии с правами, которые она ему даёт»
Следующая моя любимая сцена как раз связана с Рюком. Уже в финале, когда Ниа уличил Лайта при свидетелях в том, что он Кира, он уточняет у присутствующего там Рюка, «если написать имя человека на обрывке листа тетради, он умрёт?» на что Бог Смерти незамедлительно отвечает: «Да, он умрёт». Рюк, до этого момента всегда остававшийся нейтральным зрителем, сторонним наблюдателем, предпочитавший бездействие содействию, внезапно решает ответить на вопрос юноши, с которым до того всего лишь раз поздоровался. Он увидел, что Лайта приперли к стенке, что занимательная игра почти подошла к концу, и что его ответ лишь ознаменует финал, а молчание вряд ли поможет положению Лайта. И как тонко и красиво между строк Ягами мог заметить его «предательство», в то время когда оно изначально было безразличностью без доли верности. Он остался один, в шаге от эшафота, покинутый даже Богом Смерти.
Повествуя о следующей сцене, я отойду немного назад. 35-я серия, смерть Такады Киёми. Её похитил Мело, и как он думал, изъял все её вещи, оставив сидеть в одной простыне в кузове грузовика. Но Такаде удалось сохранить себе клочок листа из тетради смерти, на котором она вскоре записала имя Мело, и тот умер, сидя за рулём. Оставаясь запертой в багажнике, она звонил Лайту с телефона, который она смогла вытащить с переднего сидения через маленькое окошко. Девушка напугана, она молит любимого Лайта скорее спасти её. На что Лайт, выяснив все необходимые сведения, спрашивает у неё, помнит ли она, что должна делать в такой ситуации. Помнит ли она, что должна покарать как можно больше преступников. И получив короткое, обреченное подтверждение, Лайт, как любящий парень справедливый бог, бросает ей фразу - «ты справишься». Такую холодную, отстранённую, полную безразличия к её судьбе. И вешает трубку. А спустя некоторое время сам же вписывает её имя в обрывок тетради своей кровью. Лайт не испытывает ни капли жалости или даже досады. Как будто выкинул в мусорку сломанный карандаш, которым стало просто неудобно писать.
А что на счёт смерти самого Лайта… Вот происходит его разоблачение, знаменитая сцена с истерическим смехом Лайта, фразой «Да, я Кира», стрельба в него Мацуды. И вот Лайт валяется на полу в грязи и крови, в мольбе призывая Мису, Такаду, Миками, хоть кого-нибудь придти к нему на помощь. Никогда он так не проигрывал. Улизнув от N и полицейских, он убегает. Вряд ли он сам знаете куда. В голове проносятся воспоминания о том, как он только подобрал тетрадь смерти. Нам не дают понять, это мысли сожаления, или Лайт по прежнему считает свою судьбу верной. Забившись в угол, он недвижимо лежит на лестнице заброшенного склада, глядя в потолок, с глазами, полными отчаяния, паники и безысходности. В то время пока Рюк записывает его имя в свою тетрадь смерти. Момент, когда в одном ударе и вздыхании груди останавливается сердце, и того, как последняя вспышка жизни мелькает в глазах убийцы-психопата, вызывает во мне очень сложные эмоции.
Лайт. Эта личность вряд ли была просто придумана кем-либо из головы.
И дело даже не в тетради смерти… В ней самой по себе нет ничего плохого. Но люди не Боги, вот в чём суть. Рюк искусил тетрадью того, кому нельзя было протягивать этот плод. Того, в чьём разуме спали иглы.
Я долго думала над тем, как описать то чувство, которое у меня вызывает мышление Ягами Лайта: вот что такое сидит в его черепной коробке, что так хищно и без удовольствия пожинает жизни других людей. Из ассоциаций ко мне приходят только иглы. Множество острых лезвий, прорастающих из глубины его сознания, долгие годы скрежетавшие изнутри его череп.
Сам по себе Лайт психопат, причём без грамма романтизации и притягивания за уши - все симптомы на лицо. И вырастили его как вполне здорово психопата. Что я под этим подразумеваю: при всех особенностях личности психопата - отсутствие стыда, выборочное, рациональное и выгодное испытывание определённых эмоций(не чувств), эгоизм и мучение от тотальной скуки(такой пустой расчётливый разум трудно чем-то занять), психопаты более чем способны впитывать ценности и нормы морали, понятия нравственности, которые он будет ставить в приоритет исходя из выгоды существования в обществе, поскольку основная цель психопата - адаптация и маскировка. То есть, психопаты могут быть вполне человечными и отнюдь не жестокими(это качество, как и склонность к садизму, излишняя агрессивность, могут быть вызваны неправильным и подталкивающим к этому воспитанием, или его отсутствием). Например «Американский Психопат» Патрик Бейтман не «чистый» психопат. У него проблемы с головой явно по-серьёзнее…
И если судить по самому началу тетради - то Лайт именно здоровым психопатом и является. Дальше нам хорошо раскрывается вся его симптоматика, но до того показано его объективное здоровое отношение к семье, и даже попытки действительно её ценить. Лайт готов пожертвовать тетрадью, запирая её в самоуничтожающийся ящик стола, чтобы не ставить жизни близких под угрозу. Он даже успевает задуматься о смысле словосочетания «убить человека». Но уже в тот период он был в слегка «раскачанном» состоянии - скука смертная(:D) и наблюдение того, в чём он со своим гениальным разумом может хорошенько развлечься - всемирная несправедливость. Судьба Рюк подкидывает ему финальный груз на чашу весов - тетрадь смерти. И последующими кадрами его личность всё быстрее и стремительнее склоняется в сторону того, кем в финале его назвал N - “сумасшедший убийца-маньяк, возомнивший себя богом. Таких как ты надо изолировать. Ты опасен для общества». Он не «просто убийца», как всё тот же N назвал его до того, он исключительный феномен. В своём понимании…
И есть в тетради смерти один момент, который не даёт мне покоя. Когда психопат Лайт в 16-ой серии отказывается от тетради смерти и теряет свою память о ней и о том, что является Кирой… Или это ляп, или я сейчас буду натягивать сову на глобус, или создатели тетради смерти действительно туда что-то заложили, но! Почему он вдруг стал адекватным?
Для тех, кто не помнит - Лайт, отказавшийся от тетради, буквально говорит: «Я не буду использовать чувства влюблённой в меня девушки для достижения своих целей». И даже не врёт. Помимо этого момента было много подобных, где Лайт демонстрирует своё нравственное нутро. Он искренне задаётся вопросом, мог бы он быть Кирой и убить стольких людей. Да, он подтверждает, что с идеями Киры он согласен, но заявляет, что не способен на убийство. Он говорит честно, ужасаясь поступкам Киры. Это нормально? В том смысле, что это и есть нормально, здорОво и адекватно, что как раз и не свойственно Лайту как психопату. Или он откатился до заводских настроек, когда его именно дурная психопатичная натура ещё контролировалась привитыми ценностями(а это судя по его энтузиазму относительно норм морали ещё задолго до первой серии аниме). Но, честно говоря, во время просмотра этих серий с потерей памяти эта версия показалось мне неправдоподобной… На этой ноте мои аргументы заканчиваются, дальше начинается лейтмотив «я так чувствую».
Он выглядел после потери памяти слишком живым и слишком человечным. Такую честность можно видеть в детях, самых искренних душах. И это очень сильно контрастирует с тем Лайтом, которого я видела до и после. Я захожу в тупик в своих размышлениях и никак не могу это объяснить. Он отказался от тетради, в его психике щёлкнул переключатель и прорастающие иглы превратились в одуванчики? А после возвращения тетради их снова в кровь размозжило лезвиями.
У меня сложилось такое впечатление, и мне будет крайне интересно узнать у ценителей данного произведения мнение по поводу этого момента. Обязательно напишите в комментарии.
В заключение процитирую книгу «С Болью и Любовью о Современном Человеке»: столько, сколько стоит одна душа, не стоит весь мир.
Возлагая чью-то душу туда, где ей не место - на чашу весов, человек не преображается в божественное, а лишь довольствуется иллюзией, навеянной диявольской логикой. Игра в бога может быть изощренной, искусной и безошибочной, но за декорациями строительства лестницы ввысь скрывается сырая могильная яма. Ему кажется, что он возвышается к небесам, исполняет высшую волю, но… чем больше шкаф, тем громче он падает. Чем выше человек превознесёт своё эго, чем дальше заведёт его гордыня, тем пронзительнее будет звучать тот свист, с которым он совершит падение в глубочайшую бездну.