Найти в Дзене
Росгосцирк

Художник, что рисует цирк. Тулуз-Лотрек, его клоунессы и наездницы

Французский постимпрессионист Анри де Тулуз-Лотрек прославился своими работами, посвящёнными жизни богемного парижского района Монмартр конца XIX века. Он стал летописцем жизни этого знаменитого квартала с его барами и кабаре, включая знаменитый «Мулен Руж». Однако и тема цирка в его творчестве занимает большое место – художник часто находил вдохновение в динамике цирковых представлений и ярких образах артистов. Анри в ноябре 1864 года в аристократической семье – по происхождению он был граф. Отеца художника в обществе знали как эксцентричную личность, он часто менял место жительства и расстался с матерью Анри, когда мальчику было всего четыре года. Однако именно благодаря отцу, который любил развлечения, Тулуз-Лотрек с раннего возраста ходил на ярмарки и в цирк – он был просто восхищён клоунами и наездницами. Впоследствии тема цирка и развлекательных, увеселительных заведений стала основной в творчестве художника. В подростковом возрасте Анри сломал шейку бедра на обеих ногах, котор

Французский постимпрессионист Анри де Тулуз-Лотрек прославился своими работами, посвящёнными жизни богемного парижского района Монмартр конца XIX века. Он стал летописцем жизни этого знаменитого квартала с его барами и кабаре, включая знаменитый «Мулен Руж». Однако и тема цирка в его творчестве занимает большое место – художник часто находил вдохновение в динамике цирковых представлений и ярких образах артистов.

Анри в ноябре 1864 года в аристократической семье – по происхождению он был граф. Отеца художника в обществе знали как эксцентричную личность, он часто менял место жительства и расстался с матерью Анри, когда мальчику было всего четыре года.

В цирке. Дрессировка лошадей и обезъян. 1899 г
В цирке. Дрессировка лошадей и обезъян. 1899 г
Однако именно благодаря отцу, который любил развлечения, Тулуз-Лотрек с раннего возраста ходил на ярмарки и в цирк – он был просто восхищён клоунами и наездницами. Впоследствии тема цирка и развлекательных, увеселительных заведений стала основной в творчестве художника.

В подростковом возрасте Анри сломал шейку бедра на обеих ногах, которые перестали расти и были всего 70 см на протяжении всей жизни художника. Когда юноше исполнилось 18 лет, он переехал в Париж, где вскоре обосновался на Монмартре и прожил там до конца своих дней. В те времена этот район считался богемным и притягивал представителей творческих профессий. Тут жили и творили художники Ренуар, Ван Гог, Поль Гоген и многие другие знаменитости.

Работа на арене. 1899 г
Работа на арене. 1899 г

Тулуз-Лотрек начал рисовать жизнь артистов монмартрских кабаре и цирка. За свою творческую жизнь, которая длилась менее двадцати лет, он создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунка, несколько витражей и керамических изделий.

Мир цирка стал одной из основных тем его картин в 1880— 1890-е годы. Он написал множество работ, изображающих клоунов, дрессировщиков, наездниц и акробатов. Вдохновлялся в гремевшем тогда на весь Париж Цирке Фернандо - самым знаменитым из пяти постоянных цирков французской столицы. До Тулуз-Лотрека здесь писал свои картины Эдгар Дега. Впоследствии этот цирк получил новое название — Цирк Медрано, который вдохновлял Пабло Пикассо (об этом читайте здесь).

В цирке Фернандо: наездница. 1888 г.
В цирке Фернандо: наездница. 1888 г.

Осенью 1888 года Тулуз- Лотрек создает крупное полотно и называет его «В цирке Фернандо: наездница». Сам автор считал ее шедевром. Картина стала первой в цирковой серии художника и первой многофигурной композицией в его творчестве: до этого он в основном писал одиночные портреты. Кроме того, в этом полотне он впервые частично отошел от импрессионистских методов в поисках своего стиля. На картине мы видим момент циркового представления: на арене — наездница, лошадь которой хлыстом подгоняет инспектор манежа.

Интересно, что моделью для наездницы послужила молодая женщина из богатой семьи, которая, влюбившись в преподавателя верховой езды, оставила прежнюю жизнь ради карьеры в цирке. Тулуз-Лотрек пригласил её позировать в своей мастерской, что позволило ему детально изучить её образы и движения. Сейчас эта картина хранится в Чикагском институте искусств.

Клоунесса Ша-У-Као. 1885 г
Клоунесса Ша-У-Као. 1885 г

Одной из любимых моделей Тулуз-Лотрека была артистка цирка - клоунесса мадемуазель Ша-У-Као. Её сценический псевдоним образован от французского слова «chahut» (название танца, предшественника канкана) и слова «chaos», стилизованных под японский манер.

Уверенная, свободная и искренняя, Ша-У-Као выбрала профессию клоуна - в XIX веке это был исключительно смело для дамы. Тулуз-Лотрек был очарован её харизмой и неоднократно изображал Ша-У-Као в своих работах – «Клоунесса Ша-У-Као в «Мулен-Руж»(1895 год), «Клоунесса Ша-у-Као» 1895 год, «Клоунесса Ша-у-Као», закрепление корсажа» 1985 год, «Клоунесса Ша-У-Као» (1986 год).

Ша-У-Као. Закреплление корсажа. 1885 г
Ша-У-Као. Закреплление корсажа. 1885 г

На последней работе 1896 года художник запечатлел её в момент отдыха за кулисами. Литография выполнена в технике цветной печати на бумаге и передаёт интимную атмосферу закулисной жизни. Ша-У-Као изображена в своём сценическом костюме: пышные шаровары, лиф с оборками и характерный белый колпак с жёлтыми лентами. Художник подчёркивает её усталость и задумчивость, показывая клоунессу не только как артистку, но и как человека с глубокими личными переживаниями.

А какие картины на тему цирка знаете вы? Пишите в комментариях.

Подписывайтесь на наш канал и нажимайте колокольчик – здесь очень много интересных историй про цирковых артистов и зверей, которые вы наверняка не знаете!