Найти в Дзене
Incredible World of Music

Лица советской электронной музыки. Илья Ильсаров

Музыкальная карьера Ильи Григорьевича Ильсарова началась еще при Российской империи, в 1910-х гг. Он исполнял популярные песенки, городские романсы, лирику, танцевальный и ресторанный репертуар, куда входили как собственные произведения, так и произведения других авторов. Свои тексты он подписывал именем Сары Тилес. Тилес - настоящая фамилия артиста, измененная на вариант с русифицированным окончанием. Его отец Г.Е. Тилес служил в хоре Большого театра. Сын продолжил музыкальные традиции семьи. Илье Ильсарову принадлежат песни "Бронзовый Джон", "Пальчики и мальчики" и др. Его портреты печатались на афишах, выходили нотные сборники. В числе первых он выступал со знаменитой песней Веры Инбер и Поля Марселя "Девушка из Нагасаки".
Вокальные номера того времени часто носили характер театральных миниатюр. Певец разыгрывал моноспектакль, удерживая внимание публики. Он рассказывал со сцены историю, перевоплощался в разных героев: моряков, солдат, аристократов, путешественников, авантюристов.

Музыкальная карьера Ильи Григорьевича Ильсарова началась еще при Российской империи, в 1910-х гг. Он исполнял популярные песенки, городские романсы, лирику, танцевальный и ресторанный репертуар, куда входили как собственные произведения, так и произведения других авторов. Свои тексты он подписывал именем Сары Тилес. Тилес - настоящая фамилия артиста, измененная на вариант с русифицированным окончанием. Его отец Г.Е. Тилес служил в хоре Большого театра. Сын продолжил музыкальные традиции семьи. Илье Ильсарову принадлежат песни "Бронзовый Джон", "Пальчики и мальчики" и др. Его портреты печатались на афишах, выходили нотные сборники. В числе первых он выступал со знаменитой песней Веры Инбер и Поля Марселя "Девушка из Нагасаки".

И.Г. Ильсаров. Обложка нотного издания
И.Г. Ильсаров. Обложка нотного издания


Вокальные номера того времени часто носили характер театральных миниатюр. Певец разыгрывал моноспектакль, удерживая внимание публики. Он рассказывал со сцены историю, перевоплощался в разных героев: моряков, солдат, аристократов, путешественников, авантюристов. Иногда визуальная, пластическая часть представления возлагалась на группу поддержки, выходившую с реквизитом, танцевавшую, взаимодействовавшую с солистом и зрителем. Демонстрировался "электро-театр" - кинематограф - короткие иллюстративные фрагменты, например с прибытием поезда, погрузкой на корабль, комичными сценками, жанровыми съемками повседневной жизни экзотических стран. Публика постоянно желала новых впечатлений.

-2


В 1920-х гг. Ильсаров увлекся идеями Льва Термена и сконструировал электронный музыкальный инструмент, устроенный по принципу терменвокса. Как и на терменвоксе, исполнитель управлял высотой звука положением руки относительно антенны. При этом был внесен ряд усовершенствований, позволявших изменять тембр звучания, играть штрихами, частично избавиться от характерного для терменвокса эффекта глиссандо, т.е. плавного скольжения по звукоряду на пути к нужной ноте. Автор дал новому инструменту название "ильстон".

И.Г. Ильсаров и его музыкальный инструмент "ильстон"
И.Г. Ильсаров и его музыкальный инструмент "ильстон"


Очевидно, изменения в конструкцию вносились поэтапно, так как в прессе конца 1920-х - начала 1930-х по-разному описывались возможности ильстона. В 1929 г. Ильсаров выступал в "Мюзик-Холле", исполнив этюд Скрябина и отрывки опер. Через год "Ильстон" значился в программе Эстрадного театра в Таврическом саду.

-4


В 1930-х гг. Илья Григорьевич начал работать над клавишными электромузыкальными инструментами. Это были совсем небольшие одноголосные органчики, насчитывавшие от 2 до 6 ламп. Теперь он мог играть одновременно на фортепиано и любой из электронных клавиатур. Будучи музыкантом-профессионалом и конструктором-любителем, Ильсаров трудился над изобретениями в одиночку на чистом энтузиазме, не получая целевой поддержки со стороны государства. Хотя в Москве и Ленинграде уже открылись научно-исследовательские институты, занимавшиеся вопросами акустики и электронной музыки. В их лабораториях создавали новые музыкальные инструменты А.А. Володин, А.В. Римский-Корсаков, А.А. Иванов и др. Тем не менее, Илья Григорьевич активно применял самодельное оборудование в эстрадно-цирковых представлениях.
Писатель А. Викторов приводит рассказ знаменитого клоуна Карандаша - Михаила Румянцева:
Помню, артист Илья Ильсаров выступал на манеже с оригинальным музыкальным номером. Из небольшого ящичка с антенной он мановением руки извлекал различные мелодии, мог имитировать голос, различные инструменты. Затем выходил я. Из своего котелка и трости сооружал подобие волшебного аппарата и комическими заклинаниями тоже извлекал из него звуки, напоминающие голос чревовещателя. Случалось так, что голос этот звучал и после того, как я снова надевал котелок. Тогда я «разоблачал», вытаскивал из-за кулис униформиста с бумажным рупором, а сам убегал.

Также Ильсаров возглавлял Московский ансамбль аккордеон-джаза, гастролировавший по стране. До войны выступал в Минске в кинотеатре "Родина", а 10 августа 1943 г. состоялся концерт в Барнауле.

В 1960 г. опубликована статья В. Захарченко о музыкальных изобретениях Ильсарова. Артист к тому времени был уже немолод, но продолжал работать над инструментами, рассуждая о дальнейшей судьбе своих творений. Об электронной музыке и инструментах Ильсарова положительно отзывались заведующий музыкальной частью и дирижёр Государственного ансамбля народного танца М. Гальперин, руководитель «Берёзки» Н. Надеждина, народный артист СССР В. Топорков и др.

-5

Легкий вес, коммутируемость, мультитембральность, применимость как в студийной, так и в сценической практике - и это только начало.

-6


Имеется авторское свидетельство, выданное И.Г. Ильсарову на многоголосный электромузыкальный инструмент с двухфазным умножителем частоты, датированное началом 1961 г. Клавишные инструменты, которые создатель называл "электронными роялями", отличались небольшими размерами, настраивались на разные тембры и располагались таким образом, чтобы предоставить исполнителю возможность одновременно брать ноты, находящиеся в разных регистрах.

-7

Илья Григорьевич предвосхитил время, когда миллионы музыкантов, аранжировщиков начнут пользоваться компактными электронными клавиатурами вместо больших акустических инструментов, объединяя синтезированные звуки и накладывая друг на друга инструментальные партии. Это был удивительный человек, прошедший огромный творческий путь, сочетавший талант изобретателя с многолетним опытом выступлений на эстраде. Вне всякого сомнения, он оставил заметный след в искусстве XX века.