Найти в Дзене

Тайны питерских коммуналок: в гости к Довлатову, художнице с «Ленфильма» и бабушке из XIX века

Вы когда-нибудь заглядывали в окна старинных домов, проходя мимо? Представляли себе, как живут в них люди? А если это коммуналки в Санкт-Петербурге? Так хочется хотя бы на мгновение прикоснуться к чему-то таинственному! Недавно я посетила самую знаменитую коммунальную квартиру в Питере на улице Рубинштейна, в которой до сих пор живут люди. Немного об истории коммунальных квартир в Санкт-Петербурге В XVIII веке в городе активно строились доходные дома, где богатые владельцы сдавали квартиры в аренду. Однако революция и новая власть внесли свои коррективы в жилищную политику. Все квартиры стали принадлежать народу, и в эти дома начали заселяться простые люди. Норма площади на человека составляла всего 8 квадратных метров. В тесноте, да не в обиде! Сейчас в Санкт-Петербурге сохранилось около 60 тысяч коммунальных квартир. Идет процесс расселения, и в будущем «доходные дома» останутся в истории. В комнате Сергея Довлатова Мы тихонько проходим в комнату Сергея Довлатова, стараясь не потрево

Вы когда-нибудь заглядывали в окна старинных домов, проходя мимо? Представляли себе, как живут в них люди? А если это коммуналки в Санкт-Петербурге? Так хочется хотя бы на мгновение прикоснуться к чему-то таинственному!

Недавно я посетила самую знаменитую коммунальную квартиру в Питере на улице Рубинштейна, в которой до сих пор живут люди.

Антураж коммунальных квартир
Антураж коммунальных квартир

Немного об истории коммунальных квартир в Санкт-Петербурге

В XVIII веке в городе активно строились доходные дома, где богатые владельцы сдавали квартиры в аренду. Однако революция и новая власть внесли свои коррективы в жилищную политику. Все квартиры стали принадлежать народу, и в эти дома начали заселяться простые люди. Норма площади на человека составляла всего 8 квадратных метров. В тесноте, да не в обиде!

Сейчас в Санкт-Петербурге сохранилось около 60 тысяч коммунальных квартир. Идет процесс расселения, и в будущем «доходные дома» останутся в истории.

В комнате Сергея Довлатова

Мы тихонько проходим в комнату Сергея Довлатова, стараясь не потревожить жильцов. Перед входом во двор установлен памятник любимому писателю, который символически стоит в дверях. Поэтому мимо не пройдете!

Рядом с Довлатовым изображение его любимой собаки
Рядом с Довлатовым изображение его любимой собаки

Сразу хочу заметить, что это не музей Сергея Довлатова, а лишь квартира, в которой он жил с родителями (позже отец ушел из семьи) в двух комнатах из семи. За подлинность вещей писателя в комнате я не могу ручаться. Скорее всего, это собирательный образ быта того времени. На стене висит ковер с изображением трех медведей в лесу Шишкина, старый патефон, пишущая машинка и книжный стеллаж на всю стену — такая творческая «барахолка». Подлинной без сомнения является огромная печь малахитового цвета. Как известно, отопление в квартирах появилось примерно в 1946 году, а до этого люди отапливали свои дома с помощью каминов и печей. Некоторые из них являются объектами культурного наследия и не подлежат сносу.

«Малахитовая» печь
«Малахитовая» печь
Книжный шкаф на всю стену
Книжный шкаф на всю стену

Комната одинокой женщины из XIX века

Еще более интересная комната принадлежала одинокой женщине, которая жила здесь еще до начала революции! В ее комнатке тоже сохранилась огромная печь. Рядом стоит новогодняя елочка, и на мгновение кажется, что в комнате кто-то живет. Иконы, книги, подлинные газеты — как будто машина времени перенесла меня в прошлое. Даже мурашки по коже! На стене много фотографий, но что примечательно: люди, запечатленные на снимках, совершенно не связаны между собой, просто хозяйка квартиры увлекалась фотографиями. Совсем маленькая и узкая кровать (как можно уместиться на такой?), лампа и маленький плюшевый котенок, наблюдающий с интересом со шкафа…

Увидели печь? А медвежонка?
Увидели печь? А медвежонка?
Подлинные газеты
Подлинные газеты

Мастерская художницы Татьяны Милеант

Третья комната — мастерская художницы Татьяны Милеант, которая занимала две комнаты коммуналки в 90-х годах. После смерти художницы соседи перенесли все ее вещи в мастерскую, которая теперь представляет собой творческий беспорядок, состоящий из личных предметов и картин, одна из которых — автопортрет художницы. Эта комната самая «говорящая», самая живая. Одежда, новые туфли в шкафу — Татьяна работала художником по костюмам на «Ленфильме», но подрабатывала на обувной фабрике, где зарплату выдавали… правильно, обувью. На одной из картин изображен молодой человек. Предположительно — сын Татьяны, который давно живет за границей. Атмосфера тоски царит в этой темной мастерской. Окно во двор-колодец, огромная печь, которая обогревала эту каморку зимой… Милеант злоупотребляла алкоголем и умерла в одиночестве.

Творческая мастерская Татьяны Милеант
Творческая мастерская Татьяны Милеант
Вид из окна мастерской художницы
Вид из окна мастерской художницы

Может показаться странным, но стены как будто помнят и отражают характер квартирантов. Они пытаются рассказать нам их историю, передать чувства и эмоции и поделиться чем-то сокровенным. А вы были в коммунальных квартирах Питера? Расскажите!

Вам может быть интересно: