Сегодня в нашем алфавите по порядку буква Д, а значит на очереди скандинавы из Дании. Про дивизию СС «Викинг» слышали многие, но были и другие соединения с датскими добровольцами. Вообще, датчане охотно шли сражаться за рейх, подробнее ниже
Контекст
Королевство Дания с давних времен граничило с Германией, и хотя накануне войны между странами и существовали разногласия по вопросу Северного Шлезвига, немногие предполагали, что Дания будет вскоре оккупирована немцами. В ноябре 1930 г. была образована Датская национал- социалистическая рабочая партия — ДНСРП (Danmarks National-Socialistiske Arbejder Parti - DNSAP). ДНСРП имела и свои штурмовые отряды (Storm Afdelinger), их численность в августе 1942 г. составила 2514 человек.
Операция немецких войск в Дании началась ранним утром 9 апреля 1940 г. И Дания спустя несколько часов капитулировала. В ходе захвата страны немцы потеряли около 20 человек, а датчане — 36, убитыми и ранеными, это был, несомненно, антирекорд по времени сопротивления немецкой оккупации.
Вопреки всем ожиданиям членов ДНСАП, после оккупации страны немцами партия не была привлечена к участию в управлении страной, но, несмотря на свое разочарование в немецкой политике, именно члены ДНСАП выступили сторонниками войны против СССР и активно участвовали в вербовке добровольцев для немецких вооруженных сил.
Кровавый путь «Викинга» в боях против СССР
Вскоре после оккупации в Копенгагене была создана команда пополнения СС и началась подготовка к вербовке датских добровольцев в войска СС.
20 декабря 1940 г. сформированная дивизия из датчан получила свое название — «Викинг» (справедливости ради, там были далеко не только датчане,а другие представители скандинавских наиональностей, фламандцы, этнические немцы из Дании). Она стала первой дивизией войск СС, укомплектованной иностранными добровольцами. 21 апреля 1941 г. дивизия «Викинг» начала выдвижение к границе с Советским Союзом в составе 1-й танковой группы генерал-полковника Эвальда фон Клейста, входившей в группу армий «Юг».
29 июня 1941 г. у Равы-Русской дивизия (входившая в состав XIV армейского корпуса) перешла советскую границу и начала наступление на Львов. На этот момент в дивизии «Викинг» насчитывалось 19 377 человек, из которых 1545 были иностранными добровольцами
В районе Тернополя дивизия «Викинг» вступила в свой первый бой с советскими танковыми частями. В середине июля 1941 г. части дивизии достигли Житомира, а к концу месяца прошли Белую Церковь и Богуслав. Затем дивизия участвовала в наступлении на города Чигирин и Кременчуг. В сентябре дивизия «Викинг» наступала в направлении Павлограда, а затем вела бои по линии железной дороги Мелитополь—Сталине. В середине октября 1941 г. подразделения дивизии достигли Новомосковска, а к концу месяца вступили в Успенское.
1 января 1942 г. дивизия заняла берега р. Миус, на его берегах дивизия была через несколько дней пополнена финским добровольческим батальоном СС. С декабря 1941 г. по 21 июля 1942 г. дивизия обороняла район Миуса, в этот период боевые группы дивизии направлялись на ключевые участки фронта, где складывалась критическая обстановка, особенно часто боевые группы действовали на западе и севере от Сталино.
В конце июля части дивизии начали движение в направлении Ростова и Батайска. После взятия Ростова и Батайска эсэсовцы, тесня Красную Армию, продвигались к берегам Кубани. В сентябре дивизия прошла через Туапсе, Пятигорск и Минеральные Воды, Моздок, Терек, а в конце месяца приняла участие в кровопролитных боях на участке Сагопшин—Малгобек.
В конце декабря 1942 г. части дивизии, за исключением 3-го (финского) батальона полка «Нордланд», были переброшены по железной дороге в зону ответственности 4-й танковой армии — в район Сальска, в феврале 1943 г. вели оборонительные бои в районе Сталино — Донец, а в начале марта отражали советское наступление в районе Грушевая — Изюм. В апреле 1943 г. дивизия была выведена временно в резерв.
7 июля дивизия была вновь брошена в бой. Дивизия была собрана в Ольшанах, в конце месяца она действовала около Полтавы, а позднее — на линии железной дороги Харьков — Полтава. 27 августа 1943 г. дивизия «Викинг» была переброшена в район Черкасс. Все еще находясь на фронте, 22 октября 1943 г. дивизия была переименована в 5-ю танковую.
В конце 1943 г. дивизия вместе с остальной 56-тысячной немецкой группировкой попала в Корсунь-Шевченковский котел. В середине января 1944 г. «Викинг» и «Валлония» (см. статью про Бельгиию) участвовали в сражении за Теклино, а затем в боях за Шандеровку. За две недели боев в котле 5-я танковая дивизия СС потеряла более половины своего личного состава, т. е. более 4000 человек. 19 февраля 1944 г. разрозненные остатки дивизии «Викинг» вышли из окружения к немецким войскам у местечка Лисяка. Большие потери, понесенные дивизией, вынудили ее командующего Гилле сказать: «Дивизии «Викинг» больше нет! Мы — всего лишь кучка выдохшихся людей!».
В апреле 1944 г. пополненные боевые группы дивизии приняли участие в деблокировании осажденного Ковеля а затем были выведены в мае 1944 г. на полигон Дебица для восстановления. Тем временем Гилле получил приказ заново сформировать IV танковый корпус СС, базовыми дивизиями корпуса стали 3-я и 5-я танковые дивизии СС. 1 августа 1944 г. началось Варшавское восстание польской подпольной Армии Крайовой. Немецкое командование, напуганное перспективой советского контрудара в направлении Варшавы, бросило несформированный полностью корпус Гилле на фронт. Корпус был передан в состав 9-й армии и занял позиции в 48 км севернее Варшавы. При этом некоторые подразделения дивизии «Викинг» использовались для подавления Варшавского восстания. В городе действовали роты полка «Германия» и 5-го дивизиона связи СС, причем одна из рот потеряла в боях свой бронетранспортер. Другие части дивизии участвовали тем временем в боях с наступающими советскими частями. Дивизия участвовала во всех оборонительных сражениях за Варшаву, а затем в боях у Модлина. В ходе боев численность едва пополненной дивизии снова понизилась до 3159 человек.
В конце декабря 1944 г. IV танковый корпус СС был переброшен в Венгрию для стабилизации катастрофической обстановки у венгерской столицы — Будапешта. По данным советской разведки, на начало января 1945 г. в дивизии насчитывалось 100 танков и 10 500 человек. 3 января 1945 г. немцы начали наступление на участке Дунаальмаш — Тата, получившее кодовое название «Конрад I». Танки корпуса Гилле наступали на правом фланге немецкого клина. На протяжении первых двух дней наступления сила удара была на стороне немцев, им удалось прорвать позиции советских войск и приблизиться к Будапешту, однако исход операции известен – немецкое наступление захлебнулось, понеся существенные потери. После падения Будапешта дивизия отступила на укрепленную позицию «Маргарет», а в начале апреля уцелевшие чины дивизии отошли на территорию австрийских провинций и двинулись к Грацу. Традиционно, 7 мая 1945 г. остатки дивизии сдались американцам.
Добровольческий корпус «Дания»
Не «Викингом» единым, были и другие формирования с датскими коллаборационистами 23 июня 1941 г. лидер ДНСАП Фритц Клаузен призвал датчан вступать в полк «Нордланд» для борьбы с «мировым врагом» — коммунизмом. 29 июня по всей Дании открылись вербовочные бюро для набора добровольцев. Уже 3 июля 1941 г. первые датские добровольцы, получив знамя, покинули Данию и направились в гамбургские казармы Лангехорн. Приказом Главного оперативного управления СС от 15 июля 1941 г. часть была названа Добровольческое соединение Дания (Freiwilligenverband Danemark).
К 20 июля 1941 г. добровольцы были организованы в пехотный батальон, общая численность которого составляла 480 человек. 15 сентября 1941 г. соединение было официально переименовано в Датский добровольческий корпус (Freiwilligenkorps Danemark), что с исторической стороны было гораздо вернее — в части под таким названием датские добровольцы сражались с бойцами Советской России в годы русской Гражданской и советско- финской войн.
К началу 1942 г. в рядах корпуса находилось уже 1164 чинов. 1 марта 1942 г. на пост командира корпуса был назначен штурмбаннфюрер СС Кристиан Фредерик Шальбург — ветеран дивизии «Викинг».
В течение 8—9 мая датский батальон был переброшен транспортной авиацией в Псков, а затем в Демянск. Приказом командования группы армий «Север» датчане были приданы дивизии СС «Тотенкопф». В начале июня датчане действовали у дороги на Бяково. 2 июня 1942 г. в ходе одной из атак погиб командир Датского корпуса штурмбаннфюрер Кристиан Шальбург. В ночь на 4 июня батальон был переведен на северный участок Демянского коридора, где в течение двух дней отбивал сильные атаки противника.
Затем 6 июня 1942 г., датчане были сменены и расположились лагерем в лесах около Василившино. 9 июня прибыл новый командир корпуса — штурмбаннфюрер СС Ганс Альбрехт фон Леттов-Фор- бек. Утром 11 июня Красная Армия начала контратаку и вернула обратно занятые немцами село Большие Дубовичи. Датчане были срочно брошены в бой, но положение еще более ухудшилось, и фон Леттов-Форбек приказал корпусу начать отступление. Однако вскоре командир корпуса был убит, и командование опять принял Мартинсен. К августу 1942 г. батальон потерял 78% от своей начальной численности, это стало причиной его вывода из района Демянска и отправки в Митаву для восстановления.
В сентябре 1942 г. добровольцы вернулись в Данию и прошли маршем по Копенгагену. В октябре—ноябре 1942 г. чины корпуса, находясь в тылу, занимались подготовкой новобранцев. Части корпуса также часто привлекались к антипартизанским операциям. 1 декабря 1942 г. корпус стал частью 1-й пехотной бригады СС, оперировавшей в районе Невеля. Тем временем советские войска окружили в городе Великие Луки 83-ю пехотную дивизию, и бригада получила приказ участвовать в его деблокировании. 19 декабря 1942 г. корпус был направлен на фронт, заняв место в боевых порядках 1-й бригады СС. На сочельник датчане были атакованы советской дивизией и отступили из занимаемого ими села Кондратово. 16 января 1943 г. немецкая группировка в котле при Великих Луках была разгромлена, а бригада отведена с фронта в тыл. Датские добровольцы перешли на позицию к северу от Мышино—Кондратово, на которой и находились до конца февраля 1943 г. С 22 февраля бригада и корпус были подчинены штабу 201-й охранной дивизии, проводившей крупную антипартизанскую операцию в районе Витебск—Невель, а 20 марта 1943 г. Датский добровольческий корпус был выведен из состава 1-й пехотной бригады СС и отправлен в тыл.
Основательно поредевшее датское соединение конце апреля 1943 г. было отправлено на полигон Графенвер. Из ветеранов Датского добровольческого корпуса было решено создать полк для новой дивизии, которая вскоре получила почетное наименование «Нордланд» (отдельно его рассмотрим в теме про Норвегию), поэтому 6 мая 1943 г. корпус был официально расформирован.
Шальбургский корпус
В отличие от других германских стран, где почти сразу после немецкой оккупации были образованы Германские СС, в Дании процесс создания этих формирований надолго затянулся, что было вызвано достаточно мягким оккупационным режимом. Лишь в мае 1942 г. в Копенгагене было образовано представительство Германского управления Главного управления СС. 15 октября 1942 г. на базе представительства была образована школа СС, командиром которой стал гауптштурмфюрер СС Дирк Боннек. Руководство ДНСАП планировало превратить открывшуюся школу СС в партийную, но проиграло борьбу. 1 апреля 1943 г. в Дании легионс-оберш- турмбаннфюрер Мартинсен объявил об организации Германского корпуса (Germansk korpset). Корпус должен был стать датским аналогом Германских СС, сформированных в 1940—1941 гг. в оккупированных странах с германским населением. Костяк корпуса составили ветераны Датского добровольческого корпуса.
Главной задачей корпуса была борьба с движением Сопротивления в Дании, особенно в этом преуспел 7-й отдел корпуса — разведывательная служба. Жесткие карательные акции отдела получили название «шальбургтажа» (по аналогии с саботажем Сопротивления).В апреле 1944 г. разведывательная служба корпуса была передана в подчинение высшего руководителя СС и полиции в Дании и стала по сути датским аналогом СД.
Датские добровольцы служили и в некоторых других подразделениях войск СС. Так, датские офицеры находились в рядах 23-й (голландской) и 27-й (фламандской) дивизий СС, другие добровольцы служили в дивизии СС «Норд», полку СС «Курт Эггерс» и т. д. Попадали датчане и в состав чисто немецких подразделений, например, 9 датских новобранцев были отправлены в состав дивизии СС «Дас Рейх», в рядах которой они погибли в первом же бою.
Таким образом, можно сделать вывод, что датчане охотно сотрудничали с третьим рейхом, коллаборационисты из этой страны участвовали во вторжении в СССР и до самаого конца войны сражались с советскими войсками. Неизвестно, сколько советских солдат погибло именно от рук датских коллаборационистов, также как и неизвестно, сколько мирных граждан в тылу пострадала от них. Само собой, сейчас Дания предпочитает не вспоминать о таких черных страницах своей истории.