Найти в Дзене
Вечерний лекторий

Свидание с прекрасным, или Последнее воскресенье отпуска. Часть II.

Оглавление

(Первая часть очерка посвящена выставке "В созвездии Мастера/ Кузьма Петров-Водкин. Павел Голубятников")

Постоянная экспозиция Екатеринбургского музея Изобразительных искусств (ЕГМИИ) принимает "Пермское посольство".

ЕГМИИ*, Зал русского искусства XVIII века (с включенными предметами из собрания Пермской галереи)
ЕГМИИ*, Зал русского искусства XVIII века (с включенными предметами из собрания Пермской галереи)

Как всякому радушному, но ограниченному в средствах и площадях, хозяину (не шучу; это ни для кого не секрет), ЕГМИИ пришлось существенно потесниться, чтобы принять весьма почётных гостей. Картины Пермской галереи, ныне переживающей серьезную реорганизацию, а именно, переезд в новое здание, кажется, раньше никогда не бывали в Свердловске-Екатеринбурге. По крайней мере, последние полвека - точно.

ЕГМИИ*, Зал русского искусства XIХ века (с включенными предметами из собрания Пермской галереи; справа -  картина В.А. Худоярова "Меркурий и Аргус", 1864)
ЕГМИИ*, Зал русского искусства XIХ века (с включенными предметами из собрания Пермской галереи; справа - картина В.А. Худоярова "Меркурий и Аргус", 1864)

Сейчас же в залах нашего музея, по соседству с собственными экспонатами "хозяина", нашли пристанище довольно яркие (но не самые лучшие) предметы из пермского собрания. В первую очередь, в этом пестром и познавательном культурном вторжении выделяются полотна русских художников-академистов XIX века. В собственном собрании нашего музея таковых немного. Естественно, благодаря своим качествам, таким, как крупный формат, яркий декоративный колорит, классические сюжеты из античной мифологии и истории, либо из Священного Писания; тому, что раньше называлось, "благородству письма", они мгновенно привлекают внимание и знатоков, и любителей. Это произведения Фёдора Андреевич Бронникова, Василия Петровича (не путать с Василием Васильевичем!) Верещагина, Василия Павловича Худоярова.

Любопытный акцент: произведения эти и в Пермском собрании, и в "Пермском посольстве" появились неслучайно.

Дело в том, что, по крайней мере, эти три художника, прославившиеся как на Родине, так и за рубежом - уроженцы наших земель, Пермской губернии. Бронников родился в Шадринске, Верещагин – в Перми, Худояров – в Нижнем Тагиле. Какие-то из представленных работ были подарены родным городам самими художниками, какие-то - бережно собраны коллекционерами и музейными специалистами, почитателями таланта земляков. Однако, для того, чтобы в наивыгоднейшем свете (причем, в буквальном смысле: свет выставлен профессионально) представить гостей, пришлось убрать в запасники практически все самые "ударные хиты" собственной коллекции. И, как ни иронично это звучит, полотна именно художников-академистов. Того же Верещагина. У нас есть "собственные" его прекрасные работы. Или Плюснина. Спрятали (зачем?) даже такую "визитную карточку"собрания ЕГМИИ, как "Княжна Тараканова" Флавицкого. Те же, что остались в экспозиции - например, превосходные эскизы и этюды того же Бронникова, или Генриха Ипполитовича Семирадского - задвинуты в дальние углы и смотрят из них этакими "бедными родственниками". По крайней мере, авантажных пермских "Римских женщин в бане" Бронникова, разместившихся, как раз на месте "Таракановой", ничто не мешало временно фланкировать двумя его же екатеринбургскими этюдами.

ЕГМИИ*, Зал русского искусства XIХ века (с включенными предметами из собрания Пермской галереи; в центре - картина Ф.А. Бронникова "Римские женщины в бане" их собрания Пермской галереи)
ЕГМИИ*, Зал русского искусства XIХ века (с включенными предметами из собрания Пермской галереи; в центре - картина Ф.А. Бронникова "Римские женщины в бане" их собрания Пермской галереи)

По тому же пути усечения и сомнительного "миксования" экспонатов пошли в залах передвижников, Серебряного века...

Очень, очень жаль...

Жертва, прискорбная для завсегдатаев нашего музея. Хотя и понятная.

ЕГМИИ*, Зал русского искусства XIХ века (с включенными предметами из собрания Пермской галереи; слева - картины В.П. Верещагина)
ЕГМИИ*, Зал русского искусства XIХ века (с включенными предметами из собрания Пермской галереи; слева - картины В.П. Верещагина)

На фоне урезанных вдвое, "сиротских" разделов искусства XVIII-XIX в.в., совершеннейшим вызовом – роскошным и самодовольным – выглядит экспозиция искусства ХХ века, от авангарда до андеграунда. Залы эти оформлены грамотно, со вкусом, вполне на мировом уровне (и вновь - не шучу). Искусная развеска, колористика интерьеров, единство дизайна, подсветка – всё это призвано создать впечатление, что перед вами – подлинные и равноценные сокровища Искусства, сияющие, подобно витражам, драгоценными красками.

ЕГМИИ*, Зал русского авангардного искусства XХ века
ЕГМИИ*, Зал русского авангардного искусства XХ века

Глядя на это великолепие, так и хочется назвать эти полотна Кончаловского, Ларионова, Кандинского и Малевича "иконами авангарда".

Еще недавно те же картины, но представленные в иной обстановке, выглядели удручающе тусклыми застиранными тряпками, вымазанными более или менее густым слоем пожухшей масляной краски. Но стоило поменять - немногими средствами - оформление пространства залов, выставить свет, оформить холсты единообразным аскетичным багетом - и случилось чудо преображения! Вот, что значит правильное экспонирование!

ЕГМИИ*, Зал русского авангардного искусства XХ века
ЕГМИИ*, Зал русского авангардного искусства XХ века

Если бы это было не в ущерб бо́льшей – и лучшей – части собрания...

Следует отметить возвращенную зрителю - после десятилетий опалы - экспозицию советского искусства в русле социалистического реализма.

В ней довольно беспристрастно соединены подлинно превосходные образцы этого официального направления - с проходными, дежурными работами, писанными не столько по велению души, сколько по "разнарядке". Что ж, даже они ценны, как документы своей эпохи, свидетельства ее настроений, обстановки, пристрастия к определенным темам, типажам и пластическим приемам...

ЕГМИИ*, Зал советского искусства 1920-40 г.г. (слева - картина Ю. И. Пименова "Работницы УЗТМ")
ЕГМИИ*, Зал советского искусства 1920-40 г.г. (слева - картина Ю. И. Пименова "Работницы УЗТМ")
ЕГМИИ*, Зал советского искусства 1920-40 г.г. с работами И.Д. Шадра
ЕГМИИ*, Зал советского искусства 1920-40 г.г. с работами И.Д. Шадра

***

Приятное впечатление составил открывшийся наконец раздел русской иконописи XVI-XX веков, интеллигентный и деликатный.

ЕГМИИ*, Зал Невьянской школы иконописи XVIII-XX в.в.
ЕГМИИ*, Зал Невьянской школы иконописи XVIII-XX в.в.
ЕГМИИ*, Зал русской иконописи XVI-XVIII в.в.
ЕГМИИ*, Зал русской иконописи XVI-XVIII в.в.

Впечатление это не столь откровенное и ударное, как описанный выше раздел, конечно. Скорее, именно сюда бы пристал тот способ подачи, который применили к авангардным полотнам. Как он подошел бы образа́м, сияющим красками и золотом, но...

ЕГМИИ*, Зал русской иконописи XVIII-XX в.в.. Икона "Богоматерь Елеусса (Умиление)", нач. XIX в.
ЕГМИИ*, Зал русской иконописи XVIII-XX в.в.. Икона "Богоматерь Елеусса (Умиление)", нач. XIX в.

Что ж, впечатление неравномерности и неравноценности подхода к разделам музея обусловлено тем, что разработкой их концепций, их оформлением, "сценарием" их восприятия занимаются разные люди.

Однако, справедливости ради,стоит отметить огромный прорыв, произошедший в жизни нашего Музея изобразительных искусств в течение последних пяти лет. Это касается как очевидных для каждого зрителя деталей, так и скрытой от него стратегии развития музея в целом. Чего стоит только проект "Эрмитаж-Урал"!

Интенсивнейшая выставочная деятельность, тотальный пересмотр самой методики подачи материала, стремительное обновление оборудования и т.д, и т.п.- всё это, безусловно пошло на пользу Екатеринбургскому художественному собранию.

"Вечерний лекторий" напоминает, что в данном случае он сознательно не приводит в статье репродукций картин, дабы не расхолаживать зашедших на его страницу любителей искусств, а сподвигнуть их на посещение выставки. Этой, или любой другой.

(Последовательность описания в тексте и размещения фотографий соответствует очередности посещения залов)

__________

Ходите в музеи, господа!

Познакомиться с новым, поздороваться с давно знакомым.

__________

Автор благодарит читателей за внимание и терпение и надеется на понимание.

_______________________________

© Агранович В.А. - текст, фото.