Сегодня велосипед – привычное средство передвижения, которое никого не удивляет. Но так было не всегда!
Загадка велосипеда Артамонова
По легенде первый велосипед в России появился на Урале – его создал нижнетагильский кузнец Артамонов в 1800 году.
Считается, что замысел родился в конце 1790-х годах, когда Ефиму Артамонову приходилось пешком ходить на работы на завод в Нижнем Тагиле. Сам ремесленник прошивал аж 80 верстах (примерно 85 км) от завода, своей лошади у него не было, вот и думал – как упростить свою нелегкую жизнь.
В основу конструкции «самобеглой коляски» Артамонов положил прототипы деревянных самокатов, на которых катались деревенские ребятишки. Конечно, 80 верст ехать на самокате занятие было и тогда унылое. Поэтому первый вариант «самобега» был еще без педалей, но уже с сиденьем. Ехать надо было, отталкиваясь ногами от земли.
Будучи крепостным графа Всеволжского, свое изобретение Ефим показал и своему хозяину. Граф сильно подивился, но решил отправить Артамонова в Москву на коронацию Александра I, дабы удивить императора.
По этому случаю Ефим доработал свой агрегат – у велосипеда появились педали. Кстати, из «подвески» была только пружина, установленная под деревянным седлом.
В общем, граф Всеволжский сделал паспорт изобретателю, и Ефим Артамонов отправился в путь.
Как добирался Ефим до Москвы, вопрос до сих пор остается открытым. В одних источниках указано, что кузнец ехал своим ходом из Нижнего Тагила в Пермь, потом в Казань и далее – в Москву. По другим источникам, Артамонов вместе с велосипедом сплавлялся на барже и таким образом дошел до набережной на Москве-реке, откуда уже на велосипеде доехал до Московского Кремля.
В книге В.Д. Белова «Исторический очерк уральских горных заводов» (1898 г., Санкт-Петербург), сообщается, что, мол, на коронации Александра I в 1801 году Артамонов ездил на изобретенном им велосипеде, за что по повелению императора получил свободу со всем потомством».
Интересно, что наряду с велосипедом Артамонова, нижнетагильские мастеровые тоже начали мастерить «самобеглые коляски», чтобы было проще добираться на работу.
Но дальше в этой истории начинаются настоящие «мифы древней Греции».
В 1923 году в Нижнетагильском музее из расформированного Верхотурского музея поступает уникальный экспонат – подлинный велосипед Артамонова.
Однако в 1986-1987 году был проведен сравнительный металлографический анализ двух образцов металла. Один образец – фрагмент металлического колеса велосипеда Артамонова, а другой – демидовского железа с клеймом «CCNAD». Анализ проводился в независимых лабораториях – в Свердловске и на Нижнетагильском металлургическом комбинате.
Результат исследований удивил всех! Оказалось, что металл велосипедного колеса был выплавлен в мартеновской печи. Учитывая, что первая мартеновская печь в Нижнем Тагиле была запущена только в 1876 году, то экспонат, называемый «велосипедом Артамонова», мог быть только копией оригинала.
Как бы там ни было, изобретение Ефима Артамонова оставило яркий след в уральской истории и почти на сто лет опередило время.
Велосипедный Екатеринбург
Уже в середине XIX века в Екатеринбурге был замечен очередной самодельный велосипед, на котором ездил рабочий Монетного двора. Естественно, каждая поездка привлекала зевак, хотя скорость, по нынешним временам была не сильно высокая, – за час можно было проехать 8,5 километров. Имя рабочего в хронике, к сожалению, не сохранилось. Известно, что свой роскошный велосипед пролетарий утопил в речке.
А вот имя второго велосипедиста установлено точно – это был Юлий Раунер, сын главного уральского лесничего. В 1868 году он заказал на Верх-Исетском заводе трехколесный велосипед. Весила цельнометаллическая обновка целых 80 килограмм. Поэтому через некоторое время велосипед переделали в двухколесный.
В дальнейшем по улицам Екатеринбурга на самодельных велосипедах передвигался слесарь Верх-Исетского завода Семен Ушаков и даже настоящий чиновник горного правления Иван Ландезен.
Первые бициклы (так назывались тогда велосипеды) были кустарного производства – на деревянной или металлической раме с педалями на переднем колесе. Не было никаких шин и тем более отсутствовала амортизация.
Ездить на таких велосипедах по булыжной мостовой любого города было опасным занятием. Поэтому велосипедисты середины XIX века предпочитали кататься на конных манежах. Но были и настоящие энтузиасты, которые использовали велосипеды, как средство передвижения. Учитывая, что в те времена езда на бицикле считалась неприличным среди почтенной публики, первые велосипедисты были настоящими «хипстерами» в глазах общественности.
Тем не менее экзотический вид передвижения не остался без внимания среди «золотой молодежи» – мода на бициклы распространилась среди молодых людей высшего общества. Велосипеды привлекли также внимание екатеринбургских купцов и предпринимателей.
Одним словом, во второй половине XIX века в Екатеринбурге (да и в России в целом) начался велосипедный ажиотаж. Масло в огонь подлило появление велосипедов-«иномарок». В 1868 году во Франции братья Оливье открыли серийное производство педальных велосипедов, которые начал активно покупать и российские предприниматели, энтузиасты велодвижения.
Первое велосообщество Екатеринбурга
В 1884 году в Москве создается первое в России общество велосипедистов-любителей, куда входили состоятельные горожане. Дело в том, что в то время приобретение и содержание готового велосипеда было довольно дорогим занятием. Простой пример – стоимость французского велосипеда составляло в среднем 400 рублей, а это на минуточку, была годовая зарплата заводского работника второй половины XIX века!
По примеру москвичей в 1885 году в Екатеринбурге было открыто первое на Урале Екатеринбургское общество велосипедистов-любителей. Инициаторами и активистами выступили, в частности, купцы 2-й гильдии братья Агафуровы, предприниматель Степан Логинов, Рихард Штроль и другие уважаемые люди Екатеринбурга.
Важный момент – в сентябре 1886 года в России началось производство собственных велосипедов. Александр Лейтнер открыл в Риге «Велосипедную фабрику «Россия». Естественно, что велосипеды Лейтнер стали неплохо расходится в среде велосипедистов, включая и энтузиастов Екатеринбурга.
Серийные велосипеды «Россия» нашли свое применение уже в октябре 1886 года, когда члены велообщества Екатеринбурга открыли зимний павильон, где могли кататься сами и обучать самостоятельной езде всех желающих. К этому моменту сообщество выросло до 37 человек.
Для продвижения в народные массы «велосипедизма» организаторы общества решили устраивать в Екатеринбурге городские велосипедные гонки. В соревнованиях мог принять участие любой горожанин, владелец велосипеда.
Первая городская велогонка состоялась в августе 1987 года на Екатеринбургском ипподроме (сейчас на этом месте находится парк XXI Партсъезда, рядом с Дворцом молодежи, на Верх-Исетском бульваре).
В соревнованиях приняли участие 11 велосипедистов, которые должны были на время проехать две дистанции – 1 или 5 верст. Победители награждались денежными премиями.
Участниками велогонок были многие видные екатеринбургские предприниматели – например, купцы Агафуровы и Рихард Штроль, который не только пропагандировал велоспорт, но и торговал велосипедами и автомобилями (и сдавал их в аренду, организовав в Екатеринбурге, фактически, первый «каршеринг»).
Кроме велосоревнований, Екатеринбургское общество велосипедистов проводило регулярные велопрогулки по Челябинскому, Московскому и Сибирскому трактам (огромный плюс для велосипедистов конца XIX века – отсутствие на трассах автомобилей, как сегодня!).
Как российские велосипеды развивали Екатеринбург
В 1893 году предприниматель Юлий Меллер открыл в Москве небольшую мастерскую по производству серийных велосипедов. Первое время велосипеды собирались из английских деталей, но со временем все узлы стали российского производства. Так появилась велосипедная фабрика «Дукс», которая в дальнейшем выросла в огромное предприятие, где выпускали еще мотоциклы, автомобили и даже самолеты.
Благодаря российской сборке, цены велосипеды «Дукс» по сравнению с «иномарками» снизились в два раза – велосипед в базовой комплектации стоил уже 200 рублей. Велосипеды стали доступными и среднему классу.
Ценовая доступность велосипедов «Дукс» подтолкнули Екатеринбургское общество велосипедистов на новую ступень – было решено построить собственный специализированный велотрек.
В феврале 1900 года Общество получило разрешение на строительство велодрома за Московской заставой (ныне – улица Московская) на месте, где в дальнейшем появился Центральный стадион.
Генеральным спонсором проекта выступил купец Камалетдин Агафуров. Он выделил 500 рублей в качестве беспроцентного кредита и сам возглавил строительные работы. Уже 3 сентября того же года состоялось торжественное открытие первого городского велостадиона.
Вход на велодром стоил 20 копеек. За эту цену можно было смотреть соревнования, кататься самому или же осваивать необычное средство передвижение.
Месторасположение велодрома на окраине города было выбрано неспроста. Предприниматели сделали, скажем так, маркетинговый ход – велотрек был построен напротив православного храма Иоанна Предтечи (сегодня здесь находится Иоанно-Предтеченский собор, штаб-квартира Екатеринбургской епархии). Таким образом, горожане того времени могли совместить полезное с приятным – побывать на службе в храме, и приобщиться к велокультуре.
Велосипеды на пороге XX века
В начале XX века жители Екатеринбурга уже массово использовали велосипеды для передвижения по городу. Поэтому в 1902 году комитет Общества велосипедистов и физического развития разработал первые Правила уличного движения велосипедов в городе.
Некоторые пункты Правил, конечно, воспринимаются, как цитаты из учебников истории. Но часть пунктов, как ни странно, актуальны и в нынешнее время:
1. Едущие на велосипеде должны держаться правой стороны улицы ближе к тротуару.
2. Объезжать пешеходов, верховых всадников и экипажи только с левой стороны.
3. В случае беспокойства лошадей велосипедист обязан умерить ход и сойти с велосипеда и по возможности закрыть его собой.
4. Огибать угол или пересекать улицу следует по возможности тихим ходом.
5. При совместной езде велосипедисты должны ехать не более как по двое в ряд с промежутками между рядом не менее сажени.
6. Воспрещается ездить на велосипедах по тротуарам, бульварам, в скверах и в местах скопления публики.
7. При встрече с крестным ходом, большими похоронными процессиями или вообще со значительным количеством пешеходов, либо экипажей, велосипедист обязан сойти с велосипеда и провести его в руках или же уехать в боковую улицу.
Велосипед в советском Свердловске
До революции в России, а также в СССР до определенного времени у велосипедов были регистрационные номера. Первые номерные знаки для велосипедистов в России были учреждены в 1896 году в Петербурге. По регистрационным знакам можно было подсчитать количество велосипедов у населения.
Например, в 1923 году в городе Екатеринбурге было зарегистрировано 771 велосипеда «из них 3 шт. дамских».
В 1946 году был открыт «Свердловский велосипедный завод». В 1949 году здесь был запущен в серию уникальный советский велосипед для подростков – с закрытой рамой для мальчиков, с открытой – для девочек.
Завод находился на ул. Щорса,7, но после 1959 года был закрыт – его базе начал работать «Свердловским заводом радиоаппаратуры».
Велосипед XXI века
До сих пор велосипед остается одним из популярных средств передвижений в городской среде Екатеринбурга. В 2009 году энтузиасты велодвижения создали общественную организацию «Вело-город», которая совместно с городской администрацией развивает инфраструктуру для любителей двухколесного транспорта.
Но это – уже другая история!
P.S.: напишите в комментариях – как появилось велодвижение у вас в населенном пункте!
Транспорт ГАИ-ГИБДД Екатеринбурга
Почему не все мужчины хотят водить автомобиль
Штирлиц и его автомобили. В кино и в жизни