МОК официально принял отставку Томаса Баха с поста члена организации. «Сапа Спорт» вспоминает все хорошее и плохое, чем он запомнился.
За что хвалят
Финансовая стабильность МОК. Под руководством Баха МОК заключила крупные спонсорские соглашения, которые обеспечили финансовую устойчивость организации на годы вперед. Например, были гарантированы доходы в размере $7,3 млрд на период 2025–2028 годов и $6,2 млрд на 2029–2032 годы.
Продвижение гендерного равенства. При Бахе МОК активно работал над увеличением представительства женщин в спорте и руководящих органах. Были введены смешанные соревнования, а также достигнуто равное количество мужских и женских дисциплин на Олимпийских играх.
Поддержка прав человека. Бах добивался усиленного внимания к вопросам прав человека, включая защиту прав спортсменов и недопущение дискриминации по различным признакам. Правда, иногда это приводило к совсем курьезным случаям, как в случае с боксершей Иман Хелиф, но об этом ниже.
Реакция на пандемию COVID-19. В 2020 году, столкнувшись с глобальной пандемией, МОК под руководством Баха принял беспрецедентное решение перенести летние Олимпийские игры в Токио на 2021 год, обеспечив безопасность участников и зрителей. Для таких масштабных соревнований, в которых участвуют десятки тысяч человек, это огромное достижение.
За что критикуют
Отстранение россиян. В 2022 году Бах поддержал отстранение российских атлетов от международных стартов из-за допингового скандала. В декабре 2023 года комитет разрешил россиянам участвовать в Олимпиаде-2024 в Париже как нейтральным спортсменам — туда поехали лишь 15 человек. Официальный представитель МИД России Мария Захарова называла его «дирижером антироссийской возни внутри олимпийских институтов».
Парадоксально, но за рубежом Баха критиковали, наоборот, за слишком мягкую позицию по отношение к российским спортсменам. Например, министр спорта Великобритании Трейси Крауч говорила, что решение МОК оказалось чрезмерно мягким, а премьер-министр Польши Матеуш Моровецкий назвал рекомендацию МОК допустить российских спортсменов-«нейтралов» на соревнования «позором».
Отношения с Китаем. Бах столкнулся с критикой за то, что Китай получил право проведения Олимпийских игр в 2022 году на фоне обвинений в нарушении прав человека, в частности, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Кроме того, во время Олимпиады еще продолжалась пандемия коронавируса, что повлекло за собой множество ограничений: например, на соревнования не допускали иностранных болельщиков, спортсмены должны были вакцинироваться и сдать несколько ПЦР-тестов и т.д.
Дело Иман Хелиф. За это Баха ругали и в России, и за рубежом. Он допустил алжирскую спортсменку Иман Хелиф до женского боксерского турнира на Олимпиаде-2024, несмотря на ранее выявленные гендерные несоответствия. Президент Международной ассоциации бокса (IBA) Умар Кремлев говорил, что Бах должен извиниться перед спортсменками и боксерским сообществом за эту ситуацию.
«Он действовал под колоссальным давлением»
Олимпийская чемпионка и депутат Госдумы Светлана Журова прокомментировала «Сапе» отставку президента Международного олимпийского комитета Томаса Баха. По ее мнению, он оставил после себя неоднозначное мнение в России.
«Худший ли Томас Бах президент в истории МОК? Это очень относительный вопрос. Если говорить про нашу страну, то первую половину своего срока он был одним из лучших президентов, как и Хуан Антонио Самаранч. Тогда Томас Бах был невероятно лоялен к России, принимал наши идеи, позволял нам реализовывать на Олимпиаде то, что другим, возможно, не разрешили бы. МОК согласовывал каждый шаг, и без поддержки Баха многое просто не удалось бы», — заявила Журова.
Олимпийская чемпионка отметила, что отношение Баха к России изменилось в 2014 году. По ее мнению, на президента МОК повлияла политика западный стран и Бах перестал быть независимым президентом. Хотя в мире его уважают.
«Важно понимать, что это касается только России. Если спросить мировых спортивных деятелей, они будут его хвалить. Он справился с кризисом пандемии, Олимпиада-2020 не сорвалась, хоть и была перенесена. Это потребовало огромных ресурсов и финансовых потерь, но Игры в Токио состоялись, и за это его уважают. Для нас же все свелось к флагу, гимну, нейтральному статусу. Но, знаете, самое интересное? В глубине души Бах, скорее всего, считает, что сделал для нас максимум. Он мог бы нас вообще не допустить, но дал хотя бы нейтральный статус. Его жестко давили, требовали полного отстранения, а он нашел компромисс», — подчеркнула Журова.
Она добавила, что Томаса Баха можно обвинить в двойных стандартах и предвзятости, но не стоит забывать, что он действовал под колоссальным давлением.
«В спокойные времена он был дружелюбным олимпийским чемпионом, любил Россию, поддерживал контакты с нашим президентом. Но потом появились другие приказы, другие правила. Поэтому однозначно сказать, был ли он худшим или лучшим, невозможно. У него было два совершенно разных периода», — подытожила Светлана Журова.