Как сохранить доверительные отношения с детьми? Как выжить, если твой муж домашний тиран с богатым воображением? Почему планы не всегда исполняются или как важно уметь грамотно планировать, чтобы избежать ошибок?
Приготовьтесь погрузиться в мир интриг и тайн, когда приподнимется завеса над одной из великолепных резиденций Санкт-Петербурга — Мраморным дворцом.
В предыдущей части: история знакомства Екатерины II и Станислава Понятовского. При содействии российской императрицы Станислава выбирают королём Речи Посполитой. Через много лет Екатерина и Станислав снова встречаются. Происходит раздел Польши, короля изгоняют из страны. Павел I приглашает Понятовского в Санкт-Петербург, тот селится в Мраморном дворце и через год умирает. Дворец возвращается в распоряжение великого князя Константина Павловича.
Яблоко от яблони
Константин Павлович был из многодетной семьи. У его отца императора Павла I от второй жены Марии Фёдоровны родилось 10 детей: Александр, Константин, Александра, Елена, Мария, Екатерина, Ольга, Анна, Николай, Михаил. Специально перечислила поимённо, чтобы в дальнейшем было понятно, о ком речь.
Старшим сыновьям Павел выдал по небольшому воинскому отряду для муштрования по прусскому образцу. Александр и Константин с энтузиазмом принялись осваивать воинскую премудрость. Отца почитали, хотя и побаивались.
Константин был несказанно рад – казармы, конюшни, стрельбы - его мечта, наконец, начала сбываться. Если уж он после первой брачной ночи соскочил ни свет, ни заря и умчался инспектировать дворцовый караул, безмерно ошеломив ничего не понимающую супругу, то здесь, о-го-го, какой простор.
Император Павел I закатал повыше рукава и с энтузиазмом принялся за работу, затеяв решительные преобразования. Впоследствии историки подсчитали, что за время своего правления Павел I издал 2179 указов - в среднем больше 40 в месяц, обойдя в этом рейтинге производительности всех российских императоров.
Одним из первых был принят закон о престолонаследии по принципу первородства. Павел вернулся к допетровскому уставу, когда престол от отца переходил к старшему сыну, от того к старшему внуку и так по нисходящей линии. Если сын оказывался бездетным, наследовал следующий по старшинству брат.
Крестьянству и крепостным делались послабления, дворянские верха, напротив, были ущемлены в своей вседозволенности. Уличённые в казнокрадстве сурово наказывались. Но эти нужные и весьма значимые для государства дела оказались заслонены самодурскими запретами, продиктованными тяжёлым характером Павла. Он часто принимал решения в гневе или проявлял излишнюю поспешность.
Его попытки сблизиться с сыновьями потерпели крах - разум Павла был отравлен патологическим чувством недоверия. Под подозрением были все, и в первую очередь наследник, великий князь Александр Павлович.
Характер второго сына Константина оказался во многом схож с характером отца. Вспыльчивость и быстрый переход к бешенству превращали его прямодушие в ограниченность, сентиментальность в жестокость, разумность в невежество. Из всего окружения императора он оказался единственным, кому тот хоть как-то доверял, но постоянно косячил, вызывая этим недовольство родителя.
...да убоится мужа своего
Лето 1798 года великокняжеская семья провела в разъездах - Павловск, Тихвин, Петергоф, осенью они вернулись в Мраморный дворец.
И хотелось бы сказать, что жили они, поживали да добра наживали, но я же не сказку пишу, а сериал по историческим мотивам. Здесь, чем стыднее герои, чем больше наворотили они в своей жизни, тем интереснее сюжет. Константин и Анна в этом плане весьма подходящая супружеская пара.
Итак, великий князь Константин Павлович, на тот момент неполных двадцати лет от роду, исполнял обязанности военного губернатора, командовал солдатами, принимал рапорты. Тогда у столичных офицеров ценилось не знание военного дела, а внешний лоск и умение держать выправку. Пьянство и распущенность почитались ими за молодецкую удаль.
Вот и Константин любил предаваться всяким излишествам, и ни в чём себе не отказывал. Часто устраивал в своей резиденции - Мраморном дворце, попойки с офицерами. Куролесили так, что Анна не знала, в какой угол заныкаться от пьяных сослуживцев мужа и развлекавших их девиц. Не стеснялся заводить любовниц среди актрисок. Такая жизнь полностью отвечала его душевным потребностям.
И шутки у него были дурацкие. Позволял себе в компании делиться подробностями интимной жизни, обсуждая жену или очередную пассию. Этакий казарменный светский юмор - похвалился грязным бельём, и ходишь гордый.
Мог припереться к Анне ранним утром, предлагая исполнить военные марши, и той приходилось подчиняться. Клавесин и труба на заре, что может быть лучше? Барабан! Однажды тайком провёл в спальню к спящей жене барабанщиков, которые по его отмашке принялись энергично отбивать дробь, у бедняжки потом целый день от испуга тряслись руки.
Великой княгине Анне в сентябре 1798 года исполнилось 17 лет, к тому времени она из подростка стала превращаться в прелестную молодую женщину. На неё обращали внимание мужчины – мила, кротка и энергична. На балах она неизменно пользовалась популярностью.
Внимание Анна привлёк флигель-адъютант мужа Константин Чарторыйский. Её юное сердце жаждало доброты, понимания и, чего уж там - любви. Молодые люди начали обмениваться письмами, но эпистолярный роман не получил продолжения, потому что Чарторыйского отправили в польское имение родителей.
Великий князь Константин оказался очень ревнив, устраивал супруге сцены и всячески унижал. Мог в покоях жены завалиться в сапогах на кровать, демонстрируя своё превосходство. Брал за руку и уводил со званого вечера. Иногда не разрешал выезжать и даже запирал её в покоях Мраморного дворца, если она смела настаивать.
За Анну некому было заступиться. Родные далеко, да и они придерживались традиционных для того времени взглядов – жена во всём подчиняется мужу. На жалобы Анны мать отвечала назидательными письмами, а отец не отказывался от денежных переводов, которые отправляла благовоспитанная дочь, выкраивая средства из своего содержания.
«Дорогой отец! - писала Анна. - Вот 1000 дукатов. Надеюсь, что они Вам пригодятся. Я очень несчастна, что не могу послать Вам больше».
Единственным человеком, с которым у Анны сложились доверительные отношения, стала великая княгиня Елизавета Алексеевна – жена Александра.
Елизавета была старше всего на три года, в остальном их жизни практически совпадали. Обе юны и милы, обе по рождению германские принцессы. И та, и другая не ладили со свекровью. Были несчастливы с мужьями, с той лишь разницей, что уравновешенный характер Александра выгодно отличался от взрывного характера брата, поэтому Елизаветой муж пренебрегал учтиво, а на долю Анны выпало пренебрежение бестактное.
Подруги иногда находили возможность уединиться. Вдвоем они могли говорить на любые темы — от последних дворцовых сплетен до сокровенных тайн, которые вряд ли кому-то ещё можно решиться открыть. Содействие Елизаветы много значило для Анны, оно помогало ей сохранить хотя бы видимость семейного мира.
С некоторых пор Анна стала чувствовать недомогание, но не могла определить его природу и обратилась к врачам. Консилиум вынес заключение, что наблюдается некое физическое и нервное истощение. По слухам же диагноз был озвучен другой – ЗППП, которым Константин наградил супругу. Это было уже слишком. Анна молода и обворожительна, словно розовый бутон в Королевском парке, а муж, грубый солдафон, унизил её и растоптал последние крохи должной почтительности.
Великая княгиня понимала, что сейчас развод немыслим, но и продолжать жить по-прежнему не могла. Был разработан простой, но дерзкий план: она собиралась под благовидным предлогом покинуть Россию и на родине, в Кобурге, уговорить родителей дать ей защиту, чтобы не возвращаться к Константину, и со временем развестись. И предлог вскоре появился.
Герой и наследник
В 1798 году Австрия, Великобритания, Россия и ещё несколько европейских стран объединилась, чтобы «дружить» против Французской республики. Надо было поставить на место выскочку генерала Наполеона Бонапарта и не позволить ему перекраивать границы Европы. К началу 1799 стало понятно, что военное столкновение неизбежно. Командование союзными войсками решили поручить авторитетному полководцу Суворову. А где же он? Два года прозябает в ссылке в имении Кончанском - прусские порядки в армии ему не понравились, видите ли.
Срочно отправили вестового с посланием, и вот, Александр Васильевич уже стоит перед императором. Павел I стряхнул пыль с плеча фельдмаршала, вручил высший мальтийский орден и молвил: «Тебе спасать царей!».
Одновременно российский государь искал способ укрепить позиции среди европейской знати и вёл переговоры о брачных союзах своих дочерей. Великая княжна Александра Павловна была помолвлена с австрийским эрцгерцогом. А в феврале 1799 года в Россию прибыли принцы Фридрих и Карл Мекленбург-Шверинские для знакомства с великой княжной Еленой Павловной. Братьев поселили в Мраморном дворце. Визит закончился сватовством Фридриха. Обе свадьбы назначили на конец года.
Российская армия выдвигалась на позиции. Константин Павлович вызвался идти в поход с Суворовым. Отец разрешил, наказав военачальнику приглядывать за добровольцем. Анна Фёдоровна, изобразив чрезвычайное нервное напряжение от волнений за супруга, упросила свёкра отпустить её к родителям для поправки здоровья на время мужнего отсутствия. Великий князь отправился в путь за славой 11 марта, великая княгиня выехала «на лечебные воды» следующим днём.
Четыре месяца длилась Итальянская кампания. Благодаря военному гению Александра Суворова и стойкости русских солдат Северная Италия была освобождена от французских войск. И сразу же 68-летний полководец повёл войска через Альпы в Швейцарский поход, с тем, чтобы выступив на Геную, полностью изгнать французов из Италии.
Австрия опасалась увеличивающегося влияния России в Европе, поэтому не спешила в содействии. Ошибки австро-английского плана и даже акты предательства со стороны австрийского командования привели к тому, что русская армия попала в окружение. Суворову пришлось выводить войска через горные перевалы при постоянных боях. Потеряв четверть численности, но не проиграв ни одного сражения, отряды вышли в безопасное место близ городка Кур в долине Рейна.
Разгромить французов не получилось, однако современники дали Швейцарскому походу высокую оценку, признав, что доселе в истории не было ему аналогов. Даже Наполеон соглашался, что неудача в Швейцарии произошла из-за неверных действий австрийского эрцгерцога. Позднее российский военный историк граф Дмитрий Милютин в работе «Суворов в кампании 1799 года» писал, что кампания «принесла русскому войску более чести, чем самая блистательная победа».
По итогам походов военный союз России с австрийским домом был расторгнут. Суворов получил титул князя Италийского и чин генералиссимуса. А Константин Павлович? Он «обретался в передовых войсках», даже проявил себя храбрецом в тяжёлых военных условиях, но всё это известно из рапортов Суворова, отправляемых императору. Остальные источники очень скупо повествуют о ратных делах Константина, поэтому сложно судить, приврал фельдмаршал, чтобы угодить папеньке или нет. Павел I встретил из похода сына, как героя, без которого бы ничего не получилось и пожаловал ему титул цесаревича.
С титулом цесаревич приключилась интересная метаморфоза.
Впервые в России он появился при Петре I, который короновался одновременно со старшим братом Иоанном (Иваном) V. После смерти Ивана Пётр правил уже единолично и принял титул Императора. Чтобы выделить своих детей, назвал их цесаревич и цесаревна. Дочери Ивана остались царевнами, потому что их отец умер царём.
По правилам престолонаследия Павла I титул цесаревич давался не всем детям императора по праву рождения, а только законному наследнику - старшему сыну. В случае отсутствия у цесаревича детей, государь мог дополнительно титуловать цесаревичем и предполагаемого наследника - следующего брата.
Так при Павле I в российском государстве одновременно стало два официальных наследника: первый - бездетный Александр, по утверждённому праву, второй - Константин, предполагаемый, получивший титул с формулировкой за «примерное мужество».
А план Анны Фёдоровны не сработал. Как только она заикнулась о разводе, её кобургская родня пришла в ужас от скандальной перспективы. Когда Павел I потребовал от невестки, чтобы та вернулась в Петербург к предстоящим свадебным торжествам, родители Анны настояли, чтобы она безоговорочно подчинилась.
Великая княгиня была очень расстроена, но не посмела без поддержки идти против воли государя. В октябре 1799 года она снова в России. Через месяц торжественно вернулся и муж-герой.
Анне показалось, что Константин, пройдя через испытания, изменился, стал мягче, сдержанней, и у них есть шанс наладить совместную жизнь. Но, увы, муж увлёкся другой женщиной - польской княжной Еленой Любомирской. И ещё большее увы, возобновил связь с давней любовницей Жанеттой Четвертинской
В следующей статье расскажу о том, как Анне Фёдоровне удалось уйти от Константина Павловича и к каким трагическим последствиям приводит вседозволенность. Надеюсь, что ничего мне не помешает, и все части сериала соберутся в подборке Мраморный дворец: по вехам истории
Хотелось бы получить от вас обратную связь - комментарий или хотя бы лайк)
Предыдущая часть Мраморный дворец: фавориту фаворитово.