Да, есть, значит, на нашей Северной рабочей окраине такая школа. Сейчас какой номер – уже не знаю, а раньше был вот такой, забавный: типа – без одной минуты двенадцать, 11.59, ну вы поняли.
На самом деле, вы ее вряд ли увидите. Район Моссельмаша – и сами по себе дебри, а 1159 еще и расположена в дебрях этих дебрей, и ниоткуда ее не видно, ни с улицы Солнечногорской, ни с Октябрьской железной дороги, ни даже с новомодного Московского скоростного диаметра не видно тоже, но она есть. Только мы об этом знаем, ветераны движа.
И еще о ней знают внимательные, вдумчивые читатели, потому что именно на школьном дворе 1159 началось однажды одно эпическое приключение, когда мы отмечали возвращение Олега Юрьевича из рядов Российской армии…
Краткое содержание приключения: в конце сентября 1992 года закадычные друзья решили как следует отметить дембель одного из них, а потом поехать на футбол.
«Ага». То есть, отметили и в самом деле достойно, только на футбол не попали, но зато узнали много нового о своем родном районе и нашли много новых хороших друзей, а потом и по телевизору чуть не пропустили футбол, а ведь это была прекрасная игра, в которой «Спартак» буквально разгромил закадычных друзей-динамовцев со счетом 4:3, и на всех парах устремился к первому Российскому Золоту… и это очень краткий пересказ всех приключений, как догадываетесь.
Так вот: стартовал праздник как раз у Школы №1159, на лавочках у спортплощадки и футбольного поля.
Опять же, внимательные, вдумчивые читатели спросят – если 1159 находится в дебрях дебрей, то что ж вы ближе места не нашли? Это же ведь как минимум через мост на ту сторону Моссельмаша! Да, еще не легендарный квартал «Чикаго» на Сенежской (не путать с Онежской), но степь та же.
Но: избрано это место было потому, что нам оно с Олегом Юрьевичем не чужое все-таки. И даже во многом памятное. А началось всё с того…
Не знаю, как внимательным вдумчивым читателям, а я такие сложносочиненные истории просто обожаю. С серией предысторий, с «сайд-проектами», большим количеством действующих лиц, которые вроде как не связаны между собой, но…
Но! Но в итоге все-таки связаны! Как говорится, жизнь сложнее схем, и этим она особенно прекрасна. И сюжет иной раз выруливает столь витиевато, что самому такое нипочем не придумать, только Жизнь такое и напишет. Ну вот, тот самый случай.
И, значит, началось всё это когда… (продолжение следует)
Предыстория 1 «Борис Петрович»
В детстве я занимался шахматами, как начинал и как продолжил – то истории отдельные, а вот как закончил – как раз данная предыстория.
Как и положено, команда нашего Дома Пионеров участвовала в первенстве Москвы, и то к нам приезжали в гости, то мы выезжали в другие Дома пионеров, на восьми досках, как и положено. И вот в один из выездов свою партию я проиграл.
Проиграл бы и проиграл – шахматы это тоже спорт, и кто-то побеждает, а кто-то нет, и без поражений нет побед, и вечных чемпионов здесь тоже не бывает. Другое дело, что проиграл я свою четвертую доску – ну я бы сказал по-нашему, по-спартаковски. В самом лучшем смысле.
Началось всё хорошо. Даже слишком. Практически в самом дебюте подловил соперника нехитрой комбинацией, и выиграл целую ладью за пару пешек. В общем, преимущество солидное, хотя и без ладьи можно играть, но трудно, прямо скажем. И довести дело до победы – задача чисто техническая.
Но, как гласит известный афоризм, «Что может быть для Спартака еще хуже, чем быстро пропущенный гол? Только гол, быстро забитый».
Потому что в такой ситуации настоящие спартаковцы склонны расслабляться и даже теряться. Что делать? Атаковать дальше? Так уже забили гол. Защищаться, удерживая преимущество? Так мы не умеем. А впереди вся игра, которая подчас заканчивается не столь радостно, как она начиналась.
Спартаковец за шахматной доской испытал, в общем, те же проблемы. Продолжать атаковать с некоторым риском? Да ну. Играть «на удержание счета»? Не в нашем характере.
И спартаковец поплыл по течению. Начал отвлекаться, и даже ходить смотреть за партнерами на других досках, и даже пытаться втихаря подсказывать во время законной отлучки в туалет. Тем более, что наставник наш добрейший Борис Петрович прекрасно видел положение на нашей доске, и чуть заметно, но явно одобрительно кивнул головой, дескать, молоток, одно очко, тем паче черными, считай уже на кармане и таблице.
Соперник мой между тем сдаваться совершенно не собирался. Уперся рогом, и как-то незаметно отыграл одну пешку, потом и другую. И как-то постепенно уравнял и по игре, и по материалу.
Тут спартаковец спохватился, но опять же поступил по-спартаковски. Теперь уже в явно ничейной позиции полез вперед «с шашками наголо», вернее, с шахматами, чем соперник и воспользовался. Туда-сюда, атака захлебнулась, в обратку бац – и вот уже я без «качества» (ладья за легкую фигуру), потом цейтнот, еще ошибка – и поражение. Что называется, «мусорное», из ничего и на ровном месте, и оттого еще более горькое.
Борис Петрович аж охренел, когда мне вписывали «ноль» в таблицу, и даже переспросил судью – не ошибка ли? Миша, как можно было просрать чистую ладью?!
Тут важная художественная деталь. Первые три года нашим кружком руководил Юрий Аронович, но потом он нас покинул, и на Наставничество заступил Борис Петрович. Оба были прекрасные люди и сильнейшие мастера за доской, но один Аронович, а другой Петрович – улавливаете возможную разницу в подходах к ученикам? Правильно улавливаете.
Юрий Аронович был сама интеллигентность и деликатность, хотя и его моя игра бы расстроила в тот день. Борис же Петрович поставил вопрос ребром и сразу. Действительно, ну как можно было просрать чистую ладью?!
Хуже всего – что у нас была традиция на следующем занятии наши партии разбирать прилюдно, на красивой магнитной демонстрационной доске. Вот еще раз всем докладывать по теме просранной ладьи, да еще с неминуемыми комментариями Борис Петровича – нет, это было выше моих сил.
Короче, на это «разборное» занятие я тупо не поехал. Со следующим занятием тоже как-то не сложилось, а дело было в мае, то да сё, короче, как-то я до лета уже и не появился в Доме Пионеров.
И хотел было появиться уже осенью – но тут Великий наш Тренер Д.В.Серпорезюк тоже поставил вопрос решительно. Дескать, хватит тебе «разбрасываться». Мы все очень ценим твой четвертый «почти третий» разряд, сами убедились во время летнего спортотряда – но, положа руку на сердце, есть мнение, что второго Каспарова из тебя не вырастет. Извини. То есть, нельзя гарантировать и здесь бесконечного прогресса, но в целом на ковре у тебя получается относительно лучше, глубже и чаще. Понимаешь, к чему это всё?
В общем, в Дом Пионеров на Тимирязевской улице я так и не прибыл. Я и тогда чувствовал, что как-то неудобно вышло перед Борис Петровичем, но что ж теперь… (продолжение и Предыстория-2 «Футбол» следуют)