Найти в Дзене
Dmitriy_auto

ВАЗ-2103

"FIAT 125" - легковой автомобиль класса "Люкс" входил в "пакет", который был предоставлен Советскому государству итальянским автомобильным концерном "FIAT" в 1966 году. Наряду с автомобилями класса "Норма" ("FIAT 124" и "FIAT 124 Familiare") итальянцы собирались предложить начало производства модели классом выше на основе предоставленного "FIAT 125". Однако, несмотря на то, что внешне по кузову "FIAT 124" и "FIAT 125" были очень схожи, они сильно отличались друг от друга по конструкции. Советских конструкторов такой вариант не устроил, так как для начала производства подобной модели необходимо проводить целый комплекс работ над её адаптацией к советским дорожным и климатическим условиям, поэтому было принято решение заказать у итальянцев модель класса "Люкс" с максимальной унификацией с моделью класса "Норма", а именно с "FIAT 124". Конструкторы концерна "FIAT" быстро нашли выход из положения: как раз в это время на ФИАТе проводились работы над созданием обновлённой версии
124-й модели
ВАЗ-2103
ВАЗ-2103

"FIAT 125" - легковой автомобиль класса "Люкс" входил в "пакет", который был предоставлен Советскому государству итальянским автомобильным концерном "FIAT" в 1966 году. Наряду с автомобилями класса "Норма" ("FIAT 124" и "FIAT 124 Familiare") итальянцы собирались предложить начало производства модели классом выше на основе предоставленного "FIAT 125". Однако, несмотря на то, что внешне по кузову "FIAT 124" и "FIAT 125" были очень схожи, они сильно отличались друг от друга по конструкции. Советских конструкторов такой вариант не устроил, так как для начала производства подобной модели необходимо проводить целый комплекс работ над её адаптацией к советским дорожным и климатическим условиям, поэтому было принято решение заказать у итальянцев модель класса "Люкс" с максимальной унификацией с моделью класса "Норма", а именно с "FIAT 124".

Конструкторы концерна "FIAT" быстро нашли выход из положения: как раз в это время на ФИАТе проводились работы над созданием обновлённой версии
124-й модели: "FIAT 124 Speciale". В итоге разработка модели велась совместно с СССР и получились два схожих, но всё же разных автомобиля:
"FIAT 124 Speciale" и "ВАЗ-2103".

Отличительной особенностью "ВАЗ-2103" является его адаптированность к суровым климатическим и дорожным условиям СССР.

И вот, 5 декабря 1972 года с конвейера Волжского автозавода сошёл первый автомобиль "ВАЗ-2103В" (индекс "В" обозначает "временный"). Всё дело в том, что при производстве первой партии "ВАЗ-2103" комплектующих попросту не хватало на все автомобили, поэтому часть "Троек" собрали по обходной технологии. Это был переходный вариант от модели "ВАЗ-2101" к "ВАЗ-2103". Автомобили, имеющие такой индекс, легко определить по следующим признакам: во первых, данные автомобили оснащались салоном от "ВАЗ-2101", хотя внешне выглядели как "ВАЗ-2103"; во-вторых, в торцах передних дверей отсутствовали габаритные огни; в-третьих, поворотники на задних фонарях занимали верхнюю секцию, а не нижнюю, и надпись "Жигули" была нанесена чёрными буквами на хромированном фоне (в дальнейшем надпись наносилась светлыми буквами на чёрном фоне). В продажу "ВАЗ-2103В" не поступали. Данные выпущенные автомобили были распределены между работниками Волжского автозавода. Всего было выпущено 518 автомобилей с индексом "В".

В 1973 году на улицах СССР стали появляться уже полноценные "ВАЗ-2103". В сравнении с "Единичкой" эти автомобили выглядели престижнее и элегантнее. Современный салон, обновлённая панель приборов с тахометром (новинка для "Жигулей"), обилие хромированных деталей, четырехфарная система освещения, большие задние фонари - всё это заметно отличало "ВАЗ-2103" от предшественников. Цена "ВАЗ-2103" составляла 7 500 рублей, на 2 тыс. рублей дороже "Единички".

По техническим характеристикам "ВАЗ-2103" сильно превосходил "Единичку". С двигателем объёмом в 1,5 л. и мощностью 77 л.с. "Тройка" могла разгоняться до 155 км/ч. Автомобиль "ВАЗ-2103" получил также новый дизайн эмблемы завода, заимствованный с уже существующей эмблемы "FIAT", а также подлокотник на заднем ряду сидений.

Кстати, "Жигули" ранних годов выпуска можно определить по следующим характерным элементам: напольная педаль газа (устанавливалась до 1975 года), белые ремни безопасности (в 1970-х годах ремни безопасности на автомобилях только начали появляться и вовсе не были обязательными) и "грелка" в подкапотном пространстве, которая устанавливалась в качестве резервуара для стеклоомывающей жидкости.

Внешне "Тройки" менялись только в самом начале выпуска: были произведены три незначительные модернизации, неофициально разделившие выпуск "ВАЗ-2103" на три поколения. Внешне модели этих поколений различались прорезями в передней части кузова, а именно в так называемом "фартуке переднего бампера". Это было сделано для лучшего охлаждения двигателя.

Первое поколение - ВАЗ-2103 "Глухая" (с 1972 по 1973 гг.). Вентиляционные прорези отсутствуют.

Второе поколение - ВАЗ-2103 "Тёрка" (с 1973 по 1974 гг.). Присутствует множество узких вентиляционных прорезей.

Третье поколение - ВАЗ-2103 с двумя длинными прорезями (с 1974 по 1984 гг.).

Интересный факт: 21 декабря 1973 года с конвейера Волжского автомобильного завода сошёл миллионный автомобиль. Им стал именно "ВАЗ-2103". Сегодня его можно увидеть в заводском музее.

В 1976 году были собраны три автомобиля "ВАЗ-2103" с кузовом универсал для проверки на соответствие европейским требованиям с перспективой поставки за рубеж. В итоге в серийное производство эта модель не пошла, а собранные экземпляры были распределены между "АвтоВАЗтехобслуживание", Дмитровским автополигоном и Центром стиля УГК ВАЗ.

ВАЗ-2103 в кузове универсал
ВАЗ-2103 в кузове универсал

"ВАЗ 2103" имел хороший экспортный потенциал и успешно продавался в Европе. Автомобиль поставлялся за рубеж под маркировкой "Lada 1500". Но на рынках Франции, ФРГ, Италии, Испании и Югославии он продавался как
"Lada Comtesse", в Великобритании как "Lada Diva", в Канаде как "Lada Toscana".

В 1974 году на ВАЗе была изготовлена модель "ВАЗ-21031", представляющая собой "наметки" к будущей новой модели "ВАЗ-2106". Как итог, в феврале 1976 года на конвейере появился "ВАЗ-2106" - фактически та же "Тройка", но получившая ряд существенных улучшений: новая коробка передач и двигатель (объемом 1.6 литра и мощностью 73-80 л.с.), сиденья с подголовниками, обновлённая приборная панель. Изменения также коснулись передней и задней частей кузова: "Шестёрка" получила новые задние фонари, новые бамперы и видоизменённую решётку радиатора.

В 1984 году выпуск "ВАЗ-2103" был прекращён, что не скажешь про "ВАЗ-2106", выпуск которого продолжался до... 2006 года!

Итог производства по годам:

ВАЗ-2103 (1972 - 1984 гг.)

ВАЗ-2106 (1976 - 2006 гг.)