«Токарное художество», которым увлекались многие дворы Европы, не обошло и молодого русского царя. Токарные мастерские Петр I завёл уже в конце XVII века. Одна из них, возглавляемая известным механиком Иоганном Блеером, располагалась в Сухаревой башне. В токарне Петра I, размещавшейся в Зимнем и Летнем дворцах Петра I и в Итальянском доме на Фонтанке, находилось около пятидесяти станков; большая их часть предназначалась для художественной обработки кости и дерева. Именно с петровской Токарни начинается история искусства резьбы по кости в Петербурге. Одаренность Петра I и мастеров Токарни в этом виде искусства во многом определило развитие не только токарной, но и резной кости.
Токарня — одно из любимых детищ Петра I, он её часто посещал, следил за проводившимися работами, лично занимался обработкой кости, вытачивая медальоны, детали сборных люстр-паникадил и иные изделия. Пётр любил показывать гостям свою токарную мастерскую. Костяные изделиятв качестве памятных подарков часто вручались важным персонам.
Наибольшую славу Токарне и её мастерам принесли выточенные на «медальерных» и «боковых» копировально-токарных станках сюжетные композиции. Художественные достоинства произведений не в последнюю очередь объяснялись уникальными техническими возможностями и совершенством конструкции спроектированных и изготовленных мастерами Токарни специализированных станков. Именно в Токарне родилась идея создания из слоновой кости модели Триумфального столпа во славу России, на котором предполагалось запечатлеть баталии героической эпохи. Смерть Петра I прервала начатую работу. В 1735 году станки и инструменты вместе с многочисленными копирами перевозят в здание Кунсткамеры. В настоящее время коллекция станков, токарных инструментов, скульптурных моделей, многочисленных произведений из кости, в том числе и работы самого Петра I, хранится в Отделе русской культуры Государственного Эрмитажа.
Известны три табакерки, выточенные собственноручно Петром I: одна находится в Петербурге, две в Дрездене; резной медальон, находящийся в Касселе, и точёный бокал, находящийся во дворце Розенберг в Копенгагене.
Елизавета Петровна, дочь Петра I, собиралась организовать по примеру своего отца токарных мастерскую непосредственно во дворце. Точила по кости и Екатерина II. При ней была завершена реставрация (к сожалению, не полная) пострадавших во время пожара станков из Токарни. Следуя традициям, заложенным Петром I, Екатерина также предпочитала работать на копировально-токарных станках, которые были установлены по её распоряжению в одном из залов Эрмитажа. «Токарное художество» было хорошо знакомо и императрице Марии Федоровне, супруге Павла I. О том, что работа на токарном станке была привычным занятием аристократии XVIII - начала XIX века, свидетельствует и художественная литература, в частности, образ старого князя Болконского, одного из героев романа «Война и мир», проводившего за подобным занятием часы досуга:
...высокий стол для писания в стоячем положении, на котором лежала открытая тетрадь, токарный станок, с разложенными инструментами и с рассыпанными кругом стружками, – все выказывало постоянную, разнообразную и порядочную деятельность. ... Сделав несколько кругов, он снял ногу с педали станка, обтер стамеску, кинул ее в кожаный карман, приделанный к станку, и, подойдя к столу, подозвал дочь.
В те годы мастера-профессионалы, собранные в Токарне, строили преимущественно токарно-копировальные станки, называемые в то время «курьёзными махинами». И, действительно, с их помощью создавались предметы, относящиеся к декоративно-прикладному искусству и к круглой скульптуре малых форм. Принцип работы «махин» состоял в механическом воспроизведении всех тонкостей рельефа сделанной вручную модели-копира на заготовке будущего изделия, благодаря чему оно превращалось в точную копию оригинала. На этих станках вытачивали художественные изделия, причём, технические возможности оснащённых механическим суппортом машин давали простор творческой фантазии и мастерству работающих на них токарей. Усложнённые по форме и орнаментации кубки, люстры, изысканно-витиеватые настольные вазы и многие другие предметы, создаваемые для украшения интерьера и подарков, отличались нарядностью и декоративностью, характерными для барочного стиля того времени.
Токарно-копировальные станки, создаваемые в Токарне, подразделялись на две группы. К первой относились «махины боковые позитурные», или просто «боковые». Они предназначались для вытачивания рельефных, чаще всего многофигурных композиций, на боковых поверхностях изделий цилиндрической формы. На этих же станках также изготавливались сложные по форме декоративные предметы. Ко второй группе токарно-копировальных станков относились так называемые «медальерные» станки, или «махины для плоских персонных фигур». С их помощью на круглые торцевые плоскости обрабатываемых вещей наносили рельефные изображения. Готовые изделия напоминали медаль или медальон. На вытачиваемом изделии медальон получался в зеркальном отражении. Перевод рельефного изображения с литого бронзового медальона на заготовку был впервые разработан в Токарне.
Русским мастером Андреем Константиновичем Нартовым были сконструированы сложные токарно-копировальные станки, которые могли преобразовываться из «боковых» в «медальерные». Один из них Петр I подарил во время своего визита во Францию в 1717 году Генеральному управляющему Почт и Сообщений Пажо д'Онсан Брею. Станок и сейчас хранится во Французском Национальном хранилище искусств и ремёсел в Париже. Второй такой станок был подарен прусскому королю Фридриху Вильгельму I в Берлине.
В своем письме, посланном из Берлина, А. К. Нартов писал:
«Которая машина токарная с нами послана, то оную машину привезли в целости ... королевское величество ... соизволил похвалять ... сказать, что у него в Берлине такой машины нет».
До наших дней из Петровской Токарни в собрании Эрмитажа дошло 12 станков. Один из них предназначался для нарезки зубчатых колёс, остальные представляют собой различные модификации копировальных механизмов. Станки из эрмитажного собрания сегодня экспонируются также в Летнем дворце Петра I, в Зимнем дворце и в Меншиковском дворце. Изумляют они не только уровнем технического решения. Они обладают совершенно очевидным эмоционально-эстетическим воздействием, привлекают своим внешним обликом, красотой, чуть ли не на два века опережая появление такого современного художественного направления, как промышленный дизайн.
Татьяна Артюхова
* по материалам издания Государственного Эрмитажа «Teatrvm machinarvm», 1993, (статьи М. Э. Гизе «Нартов — художник токарного искусства» и В. Ю. Матвеев, кандидат искусствоведения, главный хранитель Государственного Эрмитажа)
🪷🪷🪷
В нашем блоге мы публикуем статьи о резьбе по кости, которой мы сами занимаемся около 20 лет, а также видео из нашей мастерской с процессом резьбы, о том, как создается скульптура.
🪷🪷🪷
Наш сайт с галереей работ:
💕Подписывайтесь, если было интересно!
👇👇Наш Телеграм, где мы публикуем только наши новые работы и где вы можете написать нам: