Найти в Дзене
Блокнот географа

Студенты вузов России: отраслевые и территориальные диспропорции

Во второй части исследования численности и отраслевого распределения студентов вузов по городам России хотелось бы осветить некоторые территориальные диспропорции, в частности, степень централизации и общую неравномерность распределения студентов по территории страны. Напомню, что исследование основывается на информационно-аналитических материалах по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования («Мониторинг ВПО») 2024 года (данные за 2023 год). Более подробно методические моменты прописаны в первой части. Первое, о чем следует упомянуть — доля Москвы (21,27%) и Санкт-Петербурга (8,88%)  в общем количестве студентов страны. Таким образом, почти каждый третий студент бакалавриата, специалитета и магистратуры в России учится в одной из «двух столиц». Их суммарная доля (30,16%) значительно выше соответствующей суммарной доли Москвы и Петербурга в численности населения страны (13% по переписи 2021 года: Москва — 9%, Санкт-Петербург — 4%). П
Оглавление

Во второй части исследования численности и отраслевого распределения студентов вузов по городам России хотелось бы осветить некоторые территориальные диспропорции, в частности, степень централизации и общую неравномерность распределения студентов по территории страны.

Напомню, что исследование основывается на информационно-аналитических материалах по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования («Мониторинг ВПО») 2024 года (данные за 2023 год). Более подробно методические моменты прописаны в первой части.

«Москвоцентричность» и «Петербургоцентричность» высшего образования

Первое, о чем следует упомянуть — доля Москвы (21,27%) и Санкт-Петербурга (8,88%)  в общем количестве студентов страны. Таким образом, почти каждый третий студент бакалавриата, специалитета и магистратуры в России учится в одной из «двух столиц». Их суммарная доля (30,16%) значительно выше соответствующей суммарной доли Москвы и Петербурга в численности населения страны (13% по переписи 2021 года: Москва — 9%, Санкт-Петербург — 4%).

При рассмотрении картины по отдельным отраслям наук (приводится в соответствии с перечнем направлений подготовки высшего образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ для бакалавриата, специалитета и магистратуры) можно выделить несколько интересных моментов.

Вполне закономерно наименее «централизованы» (наименее сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге) по убыванию сельскохозяйственные науки, педагогические науки и здравоохранение. Гуманитарные и общественные науки, напротив, гораздо сильнее приурочены к крупным городам. По специальностям, связанным с искусством и культурой, в Москве и Санкт-Петербурге и вовсе учится более половины (!) студентов страны. Также для отрасли «Искусство и культура» характерна повышенная доля Санкт-Петербурга (в «северной столице» учится каждый пятый).

Города-лидеры по числу студентов на 100 жителей

Среди городов России с численностью населения свыше 100 тысяч жителей безусловный лидер по числу студентов на душу населения — важнейший центр университетского образования Сибири Томск (8,64 студента на 100 жителей) со своими шестью университетами, из которых два были основаны в XIX веке. В топ-3 с практически одинаковым показателем чуть выше 7 студентов на 100 жителей также вошли интеллектуальная столица Черноземья Белгород и университетский центр с более чем двухвековой историей Казань. Из «миллионников» в лидерах также города с давней и устойчивой традицией высшего образования — Ростов-на-Дону (именно в Ростов был эвакуирован в 1915 году Варшавский университет), Воронеж (в 1918 году сюда был эвакуирован Дерптский/Юрьевский университет) и Екатеринбург (первый университет в городе был основан в 1920 году).

-2

Полная версия таблицы — по ссылке.

Распределение студентов по городам и правило Ципфа

Весьма интересным также представляется сравнить реально существующее распределение студентов по городам России с гипотетическим сценарием по известному правилу Ципфа (правило «ранг — размер»). Разумеется, нет никаких оснований предполагать, что распределение по правилу Ципфа является оптимальным для территориального размещения высшего образования — в особенности это касается ряда вышеупомянутых отраслей (сельскохозяйственные, педагогические науки, медицина и пр.) — но на теоретическом уровне выводы получаются любопытные.

-3

В общем количестве студентов (без разделения по отраслям наук) сравнение реальной картины с правилом Ципфа весьма напоминает таковое для крупнейших городов России — явный провал в позициях примерно с 3-й по 10-ю.

-4

По математическим и естественным наукам картина в целом серьёзно не отличается от общей, разве что отрыв второго места от третьего (Казань) не столь велик. Реальность «догоняет» правило Ципфа уже на 9-й — 10-й позиции. Интересен кейс Долгопрудного с МФТИ, оказавшегося на четвертой строчке. Число студентов по математическим и естественным наукам в этом городе примерно такое же, как в Казани или Новосибирске.

-5

В области инженерного дела правило Ципфа «обогнал» Санкт-Петербург. Но в целом линейка лидеров в данной отрасли выглядит весьма «традиционно» и представлена крупнейшими городами.

-6

В медицинских науках на третьем месте оказалась не Казань, а Уфа — единственный помимо Москвы и Петербурга город, где число студентов-медиков превышает 10 тысяч. В целом характер распределения уже с третьей позиции гораздо более ровный по сравнению с другими отраслями наук. Реальность «опережает» правило Ципфа уже с 6-й позиции.

-7

Приблизительно те же тенденции, что и для медицинских наук — в какой-то степени и более ярко выраженные — характерны для сельскохозяйственных наук. Бросается в глаза сглаженность и гиперболичность графика, не свойственная другим отраслям. На третьем месте оказался Воронеж, не столь критично отстающий от Санкт-Петербурга. При этом необходимо иметь в виду, что в ряде крупных городов аграрные вузы попросту отсутствуют по причине их нахождения в близлежащих населенных пунктах (посёлок Майский под Белгородом, село Молочное близ Вологды, посёлок Персиановский Ростовской области, посёлок Усть-Кинельский под Самарой) либо в относительно крупных городах с аграрной специализацией (Мичуринск, Троицк, Уссурийск и др.).

-8

В области наук об обществе, как и в целом в гуманитарных науках, степень централизации гораздо выше средней, и до расчётного уровня по правилу Ципфа сильно не дотягивает даже Петербург.

-9

Распределение студентов в области образования и педагогических наук в целом весьма похоже на таковое для здравоохранения — с ярко выраженным плато и значительным «опережением» правила Ципфа уже с 4-го — 5-го места.

-10

Для гуманитарных наук характерна «просадка» в позициях с третьей по шестую, но весьма интересна и «промежуточная» роль Казани между Петербургом и остальными «миллионниками» — здесь нет весьма характерной для других отраслей «ступеньки».

-11

Искусство и культура, как уже отмечалось выше — отрасль с самыми ярко выраженными диспропорциями, где на Москву и Санкт-Петербург приходится более половины всех студентов страны.