Найти в Дзене
Вячеслав Леонов

Как правильно контролировать ребёнка?

Все родители хотят, чтобы их дети выросли счастливыми, уверенными в себе и успешными. Но как помочь ребёнку справляться с трудностями, не превращаясь в строгого контролёра? Как не подавлять его волю, но и не оставлять без поддержки? Давайте разберёмся, какой контроль действительно работает, а от чего лучше отказаться.
Ошибки контроля(общения): чего стоит избегать?
Часто родители и старшие родственники действуют по привычным схемам: если ребёнок плохо себя ведёт или учится, его ругают, запугивают, угрожают наказанием. Например:
- «Будешь плохо учиться – станешь дворником!»
- «Если получишь двойку, я тебя накажу!»
- «Ты меня разочаровал!»
Такие фразы вызывают у ребёнка страх и неуверенность. Вместо желания исправить ситуацию он начинает бояться неудач, теряет интерес к обучению и чувствует, что его не понимают. В результате – упрямство, снижение мотивации, агрессия или замкнутость.
Как контролировать(общаться) ребёнка правильно?
Родителям, бабушкам и дедушкам важно не запугивать, а

Все родители хотят, чтобы их дети выросли счастливыми, уверенными в себе и успешными. Но как помочь ребёнку справляться с трудностями, не превращаясь в строгого контролёра? Как не подавлять его волю, но и не оставлять без поддержки? Давайте разберёмся, какой контроль действительно работает, а от чего лучше отказаться.

Ошибки контроля(общения): чего стоит избегать?

Часто родители и старшие родственники действуют по привычным схемам: если ребёнок плохо себя ведёт или учится, его ругают, запугивают, угрожают наказанием. Например:
- «Будешь плохо учиться – станешь дворником!»
- «Если получишь двойку, я тебя накажу!»
- «Ты меня разочаровал!»

Такие фразы вызывают у ребёнка страх и неуверенность. Вместо желания исправить ситуацию он начинает бояться неудач, теряет интерес к обучению и чувствует, что его не понимают. В результате – упрямство, снижение мотивации, агрессия или замкнутость.

Как контролировать(общаться) ребёнка правильно?

Родителям, бабушкам и дедушкам важно не запугивать, а помогать. Общение должен быть не давящим, а поддерживающим. Как это сделать?

1. Объясняйте последствия, а не запугивайте

Вместо: «Не сдашь экзамен – у тебя не будет будущего!»
Скажите: «Хорошее образование откроет перед тобой больше возможностей, давай подумаем, как тебе лучше подготовиться».

Ребёнку важно понимать, почему те или иные действия имеют последствия. Когда он осознаёт, что его усилия приносят результат, мотивация растёт.

2. Поддерживайте, а не критикуйте
Вместо: «Ты ленишься и совсем не стараешься!»
Скажите: «Я вижу, что тебе сложно, давай разберёмся вместе, что можно сделать».

Если ребёнок ошибся, поддержите его, а не обвиняйте. Ошибки – часть процесса обучения и это нормально.

3. Давайте выбор

Вместо: «Ты должен сделать уроки немедленно!»
Скажите: «Когда тебе удобнее сделать уроки – сразу после школы или через 15 минут?»
Когда ребёнок чувствует, что его мнение учитывают, он чувствует свою ценность.

4. Учите самоконтролю

Помогите ребёнку самостоятельно ставить цели и следить за их выполнением. Например, предложите завести дневник достижений, где он будет отмечать выполненные задачи и успехи.

5. Хвалите за процесс, а не только за результат

Вместо: «Почему только четвёрка, а не пятёрка?»
Скажите: «Ты очень старался, это хороший результат!»
Такой подход формирует уверенность в себе и желание развиваться.

Общение с любовью

Родительская забота должна быть мудрой и доброй. Важно не только помогать ребёнку, но и давать ему пространство для самостоятельности. Когда дети чувствуют поддержку, а не страх, они растут уверенными, счастливыми и успешными!