Найти в Дзене
Преданья старины

"Чьих будешь?"

Как это обычно и бывает в генеалогии, находка случилась аккурат перед тем, как идти спать. Короче, классика жанра! И знаете, что я вам скажу, а предки мои для меня распаковываются по-прежнему, как матрешка. Кого ни возьми, все сундучок с сюрпризом. А это я всё ещё копошусь в XVIII веке, до XIX - дошла, но так, набегом и очень поверхностно. Поражает то, с какой скоростью на протяжении жизни всего лишь одного человека мог поменяться его социальный статус. На Урале и без того всё не как везде, и чёрт ногу сломит пока разбираешься с категориями населения, а тут перед глазами разворачивается какая-то необыкновенная, но при этом, видимо, вполне типичная для Урала история. Теперь пришла очередь еще одного предка удивлять меня: Он сын бобыля и внук стрельца, то есть служилого человека. Из-за ранней смерти отца, сперва воспитывался дядькой со стороны отца, потом дядькой со стороны матери. В Нижнетагильский завод пришел в 1734-35 гг. примерно в возрасте 22 лет и записан там как "беломестный" (эт
Фото из собраний НТГИА "Так работали на демидовском заводе кричные мастера под молотом".
Фото из собраний НТГИА "Так работали на демидовском заводе кричные мастера под молотом".

Как это обычно и бывает в генеалогии, находка случилась аккурат перед тем, как идти спать. Короче, классика жанра! И знаете, что я вам скажу, а предки мои для меня распаковываются по-прежнему, как матрешка. Кого ни возьми, все сундучок с сюрпризом. А это я всё ещё копошусь в XVIII веке, до XIX - дошла, но так, набегом и очень поверхностно.

Поражает то, с какой скоростью на протяжении жизни всего лишь одного человека мог поменяться его социальный статус. На Урале и без того всё не как везде, и чёрт ногу сломит пока разбираешься с категориями населения, а тут перед глазами разворачивается какая-то необыкновенная, но при этом, видимо, вполне типичная для Урала история.

Теперь пришла очередь еще одного предка удивлять меня:

Он сын бобыля и внук стрельца, то есть служилого человека. Из-за ранней смерти отца, сперва воспитывался дядькой со стороны отца, потом дядькой со стороны матери. В Нижнетагильский завод пришел в 1734-35 гг. примерно в возрасте 22 лет и записан там как "беломестный" (это вчерашняя находка). На минуточку: беломестными были служилые, духовенство и бояре, т.е. те, кто не платили тягла! Удивил так удивил!

Однако уже через 5 лет он в заводских документах фигурирует в списке приписных к заводу крестьян из слободы, где жили его родственники по матери, и платит за себя наравне с крестьянами. Дальше больше: он становится заводским служителем, причем не каким-то рядовым писарем при конторе (он был грамотный, обучался в свое время в школе, организованной Татищевым на Уктусе), а доменным надзирателем (это довольно высокая должность на заводе, что-то вроде начальника цеха). Но уже к 4-й ревизии в 1782 г. и он сам, и его сыновья от обоих браков оказались "сверстанными с крепостными". На заводах вообще потом сформируется целая категория крепостных служителей: это когда ты можешь отучиться в университете, в том числе в европейском, есть на серебре, иметь прислугу и экипажи для выезда, одеваться в дорогое европейское платье, но быть крепостным и не иметь возможности распоряжаться собой и своей жизнью. Но это вообще отдельная тема для исследования и для разговора.

То, что вот так легко одним росчерком пера Демидовы сделали подавляющее большинство жителей заводов своими крепостными, вскроется спустя много-много лет, уже в начале XIX в., и начнется буза, о которой я как-нибудь тоже расскажу, когда доберусь до разбора этого документа. Но ни в XVIII веке, ни в XIX эти люди себя крепостными не считали.

Скажу больше, я даже подозреваю, что и в 1714 году по этой причине предки ушли от Демидовых из Невьянска на казенный завод. От греха подальше. Потому что обманы и подлоги с документами со стороны заводовладельцев не начались одномоментно. Этот процесс шел по нарастающей. И если в начале это носило точечный характер в отношении конкретных мастеровых, вчерашних коллег и товарищей по цеху, которые уж точно себя не считали чем-то обязанными Демидовым, то дальше заводчики уже вошли во вкус и "понеслась душа в рай".

Когда мы были в Невьянске и поднимались на знаменитую наклонную башню, я стояла на верхнем ярусе, оглядывала окрестности и вдруг очень ясно представила себе то, что, скорее всего, чувствовали здесь первые Демидовы: безграничную власть над природой и людьми. Как упоительна она была в такой глуши! На сотни километров никого! Никаких алчных воевод и губернаторов, никакого надзора и назиданий, как вести дела. И НИКТО тебе не указ! Вот вообще никто! Представляете?! До бога высоко, до царя далеко... Так начинали закручивать пружину, которая распрямилась лишь спустя полтора столетия.

#генеалогия #мингалевы

________

© Евгения Дубровина, 2025. Использование материалов разрешено только при указании ссылки на оригинал статьи и с указанием фамилии и имени автора.

Материалы для профессионального архивного хранения частных домашних архивов и коллекций: https://1abutik.ru

Мой аккаунт в ВК: https://vk.com/genealove_ed

В ТГ: https://t.me/genealove_ed