Итак, почти 35 лет назад Ирак отказался выполнить требования ООН и вернуть независимость Кувейту – бывшему британскому нефтяному протекторату (что-то наподобие китайского Гонконга).
Как думали в Багдаде? В Багдаде считали, что по итогам ирано-иракской войны Ирак должен получить «компенсацию» за борьбу с иранской «зелёной чумой», которую объявил своим врагом сам Запад. Компенсация должна была состоять в полноценном доступе Ирака к Персидскому заливу, и в присоединении к иракским нефтяным полям ещё и запасов кувейтского эмирата.
Багдад строил расчёт на том, что со второй половины 1960-х годов Британия больше не вмешивается силой в дела арабских стран Ближнего Востока, и не потребует назад свой протекторат. А США – это союзник Ирака по борьбе с Ираном, и к тому же Белый дом сделал специальное заявления, что не имеет оборонительного договора с Кувейтом. В Кувейте живут такие же арабы, как и в Ираке, причём, кувейтцев в 40 раз меньше, чем иракцев (при примерно одинаковых нефтяных запасах). Словом, с точки зрения Багдада, изменение международной обстановки и даже элементарная справедливость позволяют и даже требуют аннексии Кувейта.
Более подробный разбор причин кувейтско-иракских противоречий проведён здесь:
Резолюции ООН уже по итогам присоединения Кувейта к Ираку в Багдаде считали не очень страшными угрозами. Вдвое увеличив свои нефтяные запасы, Ирак не слишком-то опасался экономических санкций. К тому же уже был известен случай Китая. За подавление прозападного восстания на площади Тяньаньмэнь в 1989 году Запад наложил на Пекин экономические санкции. Но уже в следующем году начал быстро их снимать: дешёвый труд Китая оказался очень нужен для перевозки промышленности из США. Так транснациональные корпорации тогда решили уменьшить издержки своего производства.
А в Багдаде считали, что Ирак тоже очень нужен Западу – как военный противовес «свихнувшемуся на исламе» Ирану. В продолжение всей ирано-иракской войны Запад (а затем и его сателлит СССР) заботливо строили и снабжали военную машину Ирака, выводя его по военным силам на уровень другого своего фаворита – Израиля.
Поэтому санкции ООН будут нестрашные, и продлятся они недолго…
А в случае, если коалиция западных стран попробует силой воздействовать на Ирак – то будет длительная дорогая война, которая в главном нефтеносном регионе планеты поднимет нефтяные цены до небес. Иракцы помнили, как взвыл Запад от нефтяного кризиса 1973 года. Как он быстро прекращал все арабо-израильские войны, если они грозили затянуться или расширить свой масштаб.
Пройдя горнило тяжёлой восьмилетней войны, Ирак верил в свою военную силу, и в то, что, столкнувшись с вероятностью «нового Вьетнама» на Ближнем Востоке, Запад уступит Кувейт быстрее, чем США уступили Южный Вьетнам – Северному. Ираку поможет «нефтяной щит».
Так или примерно так рассуждал Саддам Хуссейн в Багдаде в 1990 году.
Более подробный разбор расчётов Багдада проведён вот здесь:
Однако мы теперь знаем, что в США, учитывая всё сказанное, тем не менее, готовили против Ирака войну.
Как думали в Вашингтоне? Согласно американскому плану «90-2002» 1970-х годов регион Ближнего Востока с примыкающим Персидским заливом – это зона, где залегает и добывается половина всей мировой нефти. Добыча и вывоз её – это условие благополучия западной цивилизации.
США – лидер Запада. Поэтому Ближний Восток – «сфера жизненных интересов» США. Всё там должно добываться и вывозиться беспрепятственно. Предыдущий гегемон Запада – Британия – не смогла урегулировать ближневосточный кризис 1967 года, и окончательно утратила лидерство в пользу Штатов.
Но лидерство надо поддерживать. Либо оно ускользнёт из рук. Добывать и вывозить нефть из арабских стран – недостаточно. Важно, чтобы это делалось – дёшево.
Дешёвая нефть. Схема дешевизны арабской нефти была создана ещё британцами. Суть схемы в том, чтобы формальными политическими владельцами бОльшей части нефтяных запасов были отсталые феодальные режимы местных «королей»-шейхов. Абсолютные и полуабсолютные монархии. В военном отношении полностью зависимые от Запада. Суверенитет которых распространяется на очень небольшую часть арабского населения (примерно 1% всех арабов). Такие шейхи могут у себя на территории воплощать любые свои фантазии в стиле «1001 ночь», строить любые дворцы, сады, небоскрёбы, яхты и насыпные острова. Все эти расходы – капля в море. Главное – у них практически нет населения, и нет желаний воплощать по-настоящему затратные проекты: научно-образовательный, индустриальный, военный, атомный, космический.
Вот такое состояние Ближнего Востока и надо поддерживать! Нефть должна быть в лапках у шейхов! А те действительно населённые арабские страны, которые управляются режимами современного типа – должны держаться подальше от нефтяных залежей.
Ведь были страны «светского ислама», которые в 1950-1970-х годах рвались к развитию и к объединению арабов: Сирия, Ирак, Египет, где проживало 80% всех арабов.
Если кто сомневается, что на Ближнем Востоке были такие страны – посмотрите на фото ниже. Там - картины из жизни государств «светского ислама» в 1960-1970-х годах:
Надеюсь. не надо дополнительных фото про то, как сейчас в этих странах выглядят люди (в частности - женщины).
Проекты светского развития для населения этих стран (а тем более, если они объединятся в одно государство!), неподъёмны, если у них не будет нефти. А если они потеснят шейхов с месторождений – то это конец дешёвой нефти с Ближнего Востока для Запада. Во-первых, нефть им понадобится самим. Во-вторых, из нефтедолларов будут оплачиваться их затратные проекты развития. А вдруг они захотят развивать свою науку? Свою армию и индустрию? А вдруг в космос захотят? А точно, что захотят. Это – огромные издержки на регион, откуда должна только бесперебойно поступать дешёвая нефть.
То есть суть американского плана 1970-х годов «90-2002» состояла в том, что Америка должна защищать нефтяных шейхов от возможной аннексии их территории со стороны стран «светского ислама»: Египта, Сирии, Ирака. Защищать предполагалось в первую очередь Саудовскую Аравию как рекордсмена по нефтяным запасам Ближнего Востока. Вторым на очереди был Кувейт.
Самая населенная страна арабского востока – Египет (в 1970 г. – 34 млн. чел.) была надёжно отсечена от Саудовской Аравии Израилем, который в 1967 г. оккупировал Синайский полуостров (при поддержке США и НАТО). То есть Египет отпадал, и в конце концов он пойдёт на Кэмп-Дэвидские соглашения, и откажется от идеи объединения всех арабов.
Но, например, если Ирак в 1970 году присоединил бы к себе Кувейт, то его нефтяные запасы с 8% от мировых возросли бы до 15% от мировых запасов. Казалось бы – прирост не очень существенный. Вот у соседней Саудовской Аравии – 17% от мировых запасов. И никто на Западе не беспокоится. А почему?
Население Саудовской Аравии в 1970 г. составляло 3 млн. чел., а Ирака – 10 млн. Уровень грамотности в Аравии – 8% населения, а в Ираке уже было введено обязательное начальное образование, оно там было государственное и бесплатное на всех уровнях. То есть нефть Саудитов была нагружена гораздо меньшими издержками, чем нефть Ирака. А представьте, что с рынка дешёвой нефти разом бы пропали 15 %. Которые бы пошли на усиление Ирака, где, как и в Сирии и в Египте – у власти находится партия БААС, нацеленная на модернизацию и на соединение в единое государство.
Вот поэтому в представлении англичан и американцев Арабский восток должен держаться раздробленным. Государства «светского ислама» должны чередоваться с нефтяными шейхами. И плюс «страшный зверь» Израиль, который подчиняется только Западу.
Три малонаселённых нефтяных монархии (Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ) добывают 58% всей нефти в регионе, что составляет ¼ всей мировой нефтедобычи. Вероятность того, что какая-либо из арабских стран «современного типа» попытается присоединить к себе любую из «нефтяных монархий» - в американском плане «90-2002» оценивалась как высокая. В плане предполагалось, что воспрепятствовать этому можно только военным путём.
А как же "нефтяной щит"? Однако верно и то, что большая длительная война на Ближнем Востоке приведёт к росту нефтяных цен на рынках. К такому, что нефтяной кризис 1973 года покажется курортом. Стратеги Пентагона в плане «90-2002» не сбрасывали со счёта «нефтяной щит», на который делал ставку Саддам Хуссейн.. Но – планировали обойти этот «щит».
Как? При помощи молниеносной военной операции. Которая не даст противнику возможность долго сопротивляться. И цены на нефтяном рынке не успеют подскочить.
Но как сделать войну и победу молниеносной? Недавно США потерпели поражение во Вьетнаме после 11-ти лет изнурительной и дорогой войны. Ирак в 1990 году был нисколько не слабее, а сильнее Вьетнама в военном отношении. Вот здесь во второй половине текста даётся подробный разбор:
Если так – то война будет длительной, и спровоцирует нефтяной кризис, что недопустимо…
Но у Пентагона к началу 1980-х годов был «туз в рукаве». Вернее – два «туза». И оба - военные.
Но, чтобы не перегружать статью, дам военные подробности отдельным текстом...
Ну и - да: если интересны такого рода аналитические материалы - можно подписаться на канал. Или поставить лайк. Или - задать умный вопрос в комментариях). Или - предложить тему для анализа и обсуждения.