Всем привет, с Вами «Мяч над сеткой»! Подробности волейбольной молодости связующего петербургского «Зенита» Вам уже известны, поэтому продолжаем вместе с Игорем Тисевичем поход по тайным закоулкам волейбола.
Во второй части интервью Вы узнаете об особенностях волейбольной культуры Новосибирска, причинах расставания Тисевича с «Локомотивом» и уникуме самого титулованного действующего игрока России Максима Михайлова (с которым зенитовец выступал за «Ярославич»)
Увидел, что в топ-команде игроки всегда уверены в успехе
-После прошлого сезона у «Зенита» с «Локомотивом» произошел своеобразный обмен связующими – Вы с Игорем Кобзарем проследовали в противоположных направлениях. Почему решили, что трех с половиной сезонов в «Локомотиве» - достаточно?
-Стал рассматривать предложение «Зенита» только после разговора с Пламеном Константиновым и руководством. Они повели себя очень порядочно, честно. Прямо сказали, что собираются брать нового связующего – и у меня игровой практики будет меньше. Поэтому рекомендовали рассмотреть другие варианты.
-В таких ситуациях игроку не всегда прямо говорят о перспективах?
-Где-то наверное, и не говорят. Я тренеров, кстати, понимаю. Они отвечают за всю команду, не могут о чем-то сказать заранее. Понимаю, что тренер не может выпустить на площадку 14 человек и сделать довольным каждого. Потому и ответить им бывает сложно, когда игрок спрашивает о своих перспективах. Мне в «Локомотиве» повезло – объяснили заранее.
-О «Зените» мы еще поговорим. А пока вопрос о Вашем новосибирском этапе. «Локомотив» стал Вашей первой большой командой, почти в 30 лет. Когда получили приглашение из Новосибирска, задумывались над тем, что больше таких предложений может и не быть.
-Да. Попробовать себя в топ-клубе было очень интересно. Я думал так: «пусть даже это будет один сезон, зато посмотрю изнутри как там все работает».
Изначально мы с Семеном Кривитченко ехали только до конца сезона, но уже вскоре ситуация прояснилась: что идем дальше вместе с «Локомотивом», продлили контракт на два года.
-Что там работает принципиально по-другому. Что удивило и открыло новое?
-Это я на площадке почувствовал – сразу после перехода в «Локомотив». Игроком там отличает менталилет победителя. Контраст был особенно заметен потому что в «Динамо-ЛО» тот сезон получился неудачным – шли на предпоследнем месте. В «Локомотиве» от игроков исходила уверенность. Проиграли мяч, несколько мячей, даже партию – но никто не дергается, вид партнеров говорит: «сейчас все исправим». Каждый уверен в себе максимально. Даже если какой-то матч совсем не складывается, спокойствие сохраняется. Значит, следующий матч точно получится.
Упущенное золото и грусть запасного
-Насколько себя там реализовали?
-Я доволен своим новосибирским этапом. С Пламеном Константиновым было комфортно работать. Он мне доверял. Да, не 70 процентов игрового времени от возможного, а 30-40 – но это было интересно. В важных матчах, в плей-офф, в концовках. Плюс высокие задачи, мы в каждом сезоне,кроме последнего, выигрывали медали.
-В 2022 году были даже в шаге от золотой. О чем подумали после поражения в финале?
-О большом упущенном шансе. Проскочила мысль, что другого шанса стать чемпионом может и не появиться. Очень было досадно. Игра получилась равная, мы выглядели достойно. Выиграй «Динамо» 3:0 – так обидно бы не стало. Значит, соперник сильней. Но в тот раз «Локомотив» мог взять золото – мы только на тай-брейке проиграли.
-В некоторых матчах Вы появлялись на площадке исключительно на подачу. С чем эту роль можно сравнить?
-Во-первых, всегда очень хотелось выйти, внести свою лепту в успех команды. Хотя бы на пару мячей. Пусть даже только на подачу – но усложнить прием, помочь ребятам задержаться в этой расстановке. Если получалось выиграть очко сразу с подачи – вообще супер!
-Игроки, надолго застревавшие в квадрате для запасных, говорили, что теряли чувство принадлежности к результатам команды. Понимаете их?
-Понимаю. Ведь в профессиональном спорте ты работаешь каждый день, чтобы внести свой вклад в успех, ради победы. И если тебя долго не выпускают – связь с достижениями команды обрывается. Могу сказать за себя. Окажись я в глухом запасе надолго – у меня бы тоже так случилось.
-Но ведь и запасные выполняют важную командную роль.
-Согласен. И участие в тренировочном процессе, и двусторонние матчи – все это важно. И все же игроки вместе с командой готовятся к матчам. Ты неделю готовишься – тебя не выпускают, неделю готовишься – не выпускают. Выплеска эмоций нет, своего вклада в результат не чуствуешь. Это тяжело.
Переученный левша
-Вы – леворукий игрок, их в волейболе традиционно мало. За площадкой тоже левая рука у Вас главная?
-Кроме письма. В детском садике переучили, поэтому пишу правой.
-Какая была необходимость переучивать?
-Связываю это с последствиями советской системы образования, с плохой ее частью. Когда всех требовалось уравнять, сделать одинаковыми. Левша из тех порядков выбивался. Кстати, Егор Клюка – тоже переученный. Он бьет правой рукой, хотя левша.
- А нога у Вас какая ударная?
-Тоже левая. В футболе пенальти буду бить левой(Смеется). Кстати, вспомнил интересную деталь. Костя Абаев -правша. Но когда мы в «Локомотиве» в футбол играли, он бил по мячу всегда левой. Вот почему так? Не знаю!
-Говорят, болельщики в Новосибирске особенные.
-Подтверждаю. «Локомотив-Арена» отличается горячей поддержкой команды, трибуны там никогда не молчат. Есть города, где публика себе ведет намного спокойней, а в Новосибирске всегда яркий шумный антураж. Фан-сектор «Сибирский паровоз». Приятно было снова там оказаться – когда перед Новым годом с «Локомотивом» играли. Болельщики даже меня немножко выделили – громко поаплодировали, с удовольствием пообщался с ними после матча. В Новосибирске всех любят- и своих, и чужих.
-Это правда, что главный соперник для «Локомотива» - «Кузбасс»?
-В рамках сибирского братства – конечно. Всегда были разговоры, что наше сибирское дерби надо обязательно выиграть, это принципиально. Если сравнивать матчи например, с Уфой, то «Кузбасс» более важный соперник. Но не до такой степени, чтобы стоял в Суперлиге над всеми. По крайней мере пока я в «Локомотиве» играл, такого не было.
Михайлову и в 20 лет доверяли все решающие мячи
-В «Ярославиче» вы застали молодого Максима Михайлова. Тогда его уникальность как-то проявлялась?
-Конечно. Макса всегда отличала сверхработоспособность. Но за счет нее можно достичь только определенного уровня – исполнять все не получится, раньше или позже упрешься потолок.
-Так.
-А у Михайлова получалось все! Он выделялся уникальной обучаемостью. Ставил себе какие-нибудь технические задачи – и всегда их решал. В какой-то момент говорит: «Буду пробовать бить как Тетюхин – по пальцам блокирующих». Чтоб мяч от блока в аут разлетался. Через какое то время смотришь – а у Макса уже получается. И так же со всеми остальными элементами – он их быстро «схватывал», все получалось. Я думаю, это значит, что человеку дано на таком уровне играть в волейбол. Раз он быстро осваивает почти все элементы
Вспомните, как Михайлов провел сезон в доигровке. Со стороны вроде кажется, что позиция похожа – тоже крайний нападающий.
-Так.
-Но разбегаться надо в другую сторону, на блок перемещаться в другую сторону, блокируешь не как раньше – доигровщика соперников – а диагонального. Плюс постоянно прием, защита в другом месте. А у него все получилось! Или финал Олимпиады 2012 года – когда Макс перешел в доигровку. И со всей нагрузкой справился, ни в одном элементе не выпадал.
-Глядя на 20 –летнего Михайлова, понимали, что станет выдающимся игроком и сохранит этот уровень до 36 лет?
-Конечно, это было видно. Уже тогда в концовках все ключевые мячи отдавали ему, он решал все важные эпизоды. У Михайлова было стопроцентное доверие – и он с такой нагрузкой справлялся.
-Вернемся в день сегодняшний. Когда Вы надумали с «Локомотивом» расставаться, предложение «Зенита» было в приоритете?
-Ответ на этот вопрос, а так же:
-что смущало Тисевича в истории петербургского «Зенита» последних нескольких лет
-Что отличает Владимира Алекно
-куда Тисевич ходил с Александром Волковым после матчей в «Динамо-ЛО»
-Что разыгрывалось, кроме трех очков , в матче первого круга "Зенита" с московским "Динамо"
-Вы прочитаете в воскресенье в заключительной части интервью с Игорем Тисевичем.
Если Вам интервью нравится – Вы лайкнули. А если по какой-то причине ранее не были подписаны, но Вам у нас интересно, то сейчас же и подписались!