Найти в Дзене
Николай Терентьев

Кемь - Соловки - Летний берег. На каяке.

В период с 4 по 20 августа 2020 года прошел на морском каяке через Соловки и вдоль Летнего берега Белого моря. Основной целью похода были именно Соловецкие острова. Соловецкие острова — крупнейший архипелаг в Белом море, расположен на входе в Онежскую губу Белого моря. И хотя Соловки административно относятся к Архангельской области, но проще всего (для большинства туристов) попасть на острова через Карелию. На поезде можно доехать до Кеми, и оттуда морем попасть на Соловки. Я тоже решил зайти на Соловки через Кемь, но не потому что так легче (на каяке без разницы, что с Онежского полуострова, что с Карелии заходить), а для того чтобы разнообразить маршрут. С Кеми я прошел на Соловки, через архипелаг Кузова, а затем ушел с Соловков на Онежский полуостров, и дальше вдоль Летнего берега Белого моря прошёл до Северодвинска. На Соловки. На поезде доехал до Кеми. Мой каяк разборный (Вектор от Тритона), и в этом его главное преимущество, можно уехать хоть на другой конец страны, без лишних х

В период с 4 по 20 августа 2020 года прошел на морском каяке через Соловки и вдоль Летнего берега Белого моря.

Основной целью похода были именно Соловецкие острова.

Соловецкие острова — крупнейший архипелаг в Белом море, расположен на входе в Онежскую губу Белого моря. И хотя Соловки административно относятся к Архангельской области, но проще всего (для большинства туристов) попасть на острова через Карелию. На поезде можно доехать до Кеми, и оттуда морем попасть на Соловки.

Я тоже решил зайти на Соловки через Кемь, но не потому что так легче (на каяке без разницы, что с Онежского полуострова, что с Карелии заходить), а для того чтобы разнообразить маршрут. С Кеми я прошел на Соловки, через архипелаг Кузова, а затем ушел с Соловков на Онежский полуостров, и дальше вдоль Летнего берега Белого моря прошёл до Северодвинска.

На Соловки.

На поезде доехал до Кеми. Мой каяк разборный (Вектор от Тритона), и в этом его главное преимущество, можно уехать хоть на другой конец страны, без лишних хлопот.

Дальше на такси доехал до поселка Рабочеостровск. На берегу собрал каяк и распределил всё своё снаряжение и вещи по гермам на каяке.

Выход в море. Рабочеостровск.
Выход в море. Рабочеостровск.
Кузова.
Кузова.

В первый день прошел через архипелаг Кузова до о. Олёшин, который также входит в архипелаг Кузова. От этого острова кратчайший путь к Большому Соловецкому острову. Именно поэтому я остановился здесь, чтобы с утра уйти на Соловки.

На Олёшине есть два лабиринта, каменные курганы. С острова отличные виды на Кузова.

Вид с острова Олёшин.
Вид с острова Олёшин.

Вечером был красивый закат. Почти штиль.

С утра вышел на Соловки.

На Соловки.
На Соловки.

Через час видимость упала, дальше километра ничего не видно. Туман вокруг.

По середине между Кузовами и Соловками есть два небольших острова Топы. На одном из островов есть маяк. Высадился чтобы размяться, перекусить и посмотреть остров.

Маяк Топы.
Маяк Топы.
Топы.
Топы.

Дальше дошёл до Большого Соловецкого острова, к мысу Толстик, слева от поселка Соловецкого. Время самый отлив. К берегу не подойти, большая осушка. Идти к посёлку и монастырю я не собираюсь. Я уже там бывал и в этот раз хотелось поменьше людей и больше природы.

Иду дальше, вдоль берега, ещё 6 км, до мыса Белужьего.

Соловки.

Остановился на мысе Белужьем, и провел там целый день. Сходил по берегу в обе стороны. Выходил в море, напротив мыса Белужьего.

Мыс Белужий известен тем, что в июне — июле сюда приходят белухи, и есть большая вероятность их встретить. Но, сейчас уже август, и не сезон, я, к сожалению, не встретил здесь белух.

Кулики-сороки.
Кулики-сороки.

Дальше я перешёл в губу Сосновую. Большая губа, много островов. На входе в губу лежбища тюленей, на островах много птиц. Берега для стоянок не удобные, камни, едва нашел место под палатку.

Тюлени отдыхают на камнях, которые на отливе выступают из воды.
Тюлени отдыхают на камнях, которые на отливе выступают из воды.
-15
В губе Сосновой.
В губе Сосновой.

На следующий день переместился из губы Сосновой до безымянной небольшой губы с отличным песчаным пляжем. В губу вытекает ручей со вкусной питьевой водой.

Сходил на озеро Двинское искупался. От губы до озера нужно пройти через живописный лес всего 300 метров.

Вечером был красивый закат.

-17
-18
Белое море.
Белое море.

На шестой день был переход с Большого Соловецкого острова на остров Анзер. Открытого моря там всего 10 км. Между островами прилично дуло в лицо, поэтому пришлось побороться с волной. На Анзере прошел за губу Троицкую и встал в небольшой бухте перед мысом Кириловским . Палатку поставил прямо на песчаном пляже, на полном приливе до воды было около 7 метров. Выглядело это довольно безобидно, непогоды я не ожидал, думал переночую здесь, а с утра дальше пойду.
Ночью ветер усилился. Весь следующий день я провел в палатке. Было холодно, дождливо и ветрено. К вечеру море заходило, зашумело. Стало подбираться к моей палатке. В полночь вылез оценить обстановку и увидел что накатывающая волна останавливается уже в 15 см от полога палатки. Темнота, ветрище, дождь и дубак! Нужно эвакуироваться (оттягивал этот момент до последнего, всё надеялся, что море остановится). Куча вещей, которые нужно собрать и не растерять в темноте, палатку нужно перенести, так чтоб она не улетела на ветру, и поставить на новом безопасном месте. Каким-то чудом мне удалось это провернуть за 15 минут.
Следующий день тоже пришлось провести на берегу. Ветер ослаб, но море всё ещё было неспокойно, на каяке было опасно выходить. День солнечный. Сходил в лес. На болоте много морошки, спелая, самый сок.

Двое суток я был заперт в этой маленькой бухте.

Пляж, где я пережидал шторм. Справа на песке видно место где стояла палатка, и откуда мне пришлось ночью эвакуироваться. Черные водоросли на песке обозначают линию прибоя.
Пляж, где я пережидал шторм. Справа на песке видно место где стояла палатка, и откуда мне пришлось ночью эвакуироваться. Черные водоросли на песке обозначают линию прибоя.

На третий день с начала шторма, ветер стал слабее, но волна всё ещё довольно сильная, боковая. Уже можно выходить в море, но приходиться постоянно держать себя в концентрации.

Видел тюленя лежащего среди волн, на воде. Сначала подумал ему плохо, но он просто отдыхал, увидев меня он занырнул.

Дошел до мыса Колгуев.

Завернул за мыс и оказался в тишине. Здесь совсем нет волны.

Остров Анзер, за мысом Колгуев.
Остров Анзер, за мысом Колгуев.

Вылез на берег. Отдохнул. Сходил на мыс Колгуев. Невероятно мощное место!

Заросший лабиринт, непонятные курганы, старинные поклонные кресты. Видимо, это место имело сакральный смысл для людей с тех пор как они сюда пришли.
При обходе мыса по воде попал в сильную болтанку, там встречаются разные течения. За мысом, на отмельных камнях, лежбища тюленей. И очень много птиц.

Мыс Колгуев. Остров Анзер.
Мыс Колгуев. Остров Анзер.
Мыс Колгуев, о. Анзер. Поклонный крест. Поеден временем.
Мыс Колгуев, о. Анзер. Поклонный крест. Поеден временем.
Мыс Колгуев, о. Анзер. Вид в сторону Большого Соловецкого и Муксалмы.
Мыс Колгуев, о. Анзер. Вид в сторону Большого Соловецкого и Муксалмы.

Иду дальше вдоль берега Анзера.

о. Анзер, Голгофо-Распятский скит.
о. Анзер, Голгофо-Распятский скит.

Зашел на мыс Городки. Посмотрел лабиринт.

-33

Прошел ещё чуть дальше, и встал за мысом Капельским. Отлив, поэтому пришлось таскать вещи до берега.

При подходе к месту стоянки видел в море белуху между Анзером и Муксальмой. Сделала свечу.

Отсюда по прямой 10 км до острова Большая Муксалма. Завтра я собираюсь покинуть Анзер и перейти на Муксалму. Вечер тихий. Ночью на море установился штиль.

Утром вылезая из палатки заметил лиса убегающего по песчаному берегу. Вокруг палатки натоптано, а на месте где я вчера вечером ужинал, демонстративно наложена куча). Рыжий чем-то был недоволен.
Дальше я позавтракал и стал собираться. И тут обнаружил, что пропал неопреновый носок. Это очень важная часть снаряжения. Каяк - это значит постоянно быть в воде, как не крути. А вода в Белом море холодная, поэтому неопреновый носок необходимость. Вечером я их обычно оставлял рядом с палаткой на камне или бревне. Всегда так делал. И в этот раз так же. А с утра один носок пропал, сандалии стоят, лежит один носок, а второго нет. Всё сразу сложилось, ясно кто напакостил. Я прочесал всю округу. Понятно, что искать носок в лесу, глупая затея. В адрес лиса улетела добрая порция крепких выражений.
Нужно что-то придумать. Освободил пятилитровую герму, и приспособил вместо носка. Решение оказалось хорошим. Так и шёл до Северодвинска, с гермой на ноге, ещё целую неделю).

о. Анзер, берег на отливе. Вдали лис, укравший у меня неопреновый носок.
о. Анзер, берег на отливе. Вдали лис, укравший у меня неопреновый носок.
Замена неопренового носка.
Замена неопренового носка.

Сегодня запланирован переход с о. Анзер на о. Большая Муксалма. На море небольшая рябь, но в целом очень тихо. Отойдя метров двадцать от берега я услышал хорошо знакомый звук. БЕЛУХА! Сбоку, в 200 метрах, я увидел выныривающую белую спину. При каждом таком выныривании белуха с шумом выдыхает струю воздуха. УХХ!!! Я ждал этой встречи! Но, оказался совершенно не готов к ней.

Я достал свою фото-мыльницу, нажал на запись, и с восхищением стал наблюдать. Белуха, сделав крюк вокруг каяка, ушла в море. Невероятное существо!

Переход с Соловков на Онежский п-ов.

После встречи с белухой я взял курс на о. Большая Муксалма. Ветер совсем стих, море как зеркало. Где-то вдали, между островами, дыхание знакомой белухи. В тишине, над водой, этот звук слышно далеко.

Белое море. Тишина!
Белое море. Тишина!

За 1,5 ч. я дошел до Большой Мускалмы. На берегу перекусил, поднялся на остров, погулял.

Вид с Большой Муксалмы.
Вид с Большой Муксалмы.

Погода мне шептала: - Иди дальше!

После такой тишины очень вероятно задует. От Онежского полуострова меня отделяет пролив Восточная Соловецкая Салма - это 24 км по самой короткой траектории. В проливе много разных течений. Многие пугали меня сильными сулоями, и чуть-ли не водоворотами. Я хорошо подготовился, изучил всё что нашел про этот пролив. Но, страх всё таки был. Я не знал, что там меня ждет на самом деле.

Решил идти дальше. И время было идеальное. В проливе сильные приливно-отливные течения. На отливе вода вытекает из Онежского залива и тащит в море, в сторону Анзера, а на приливе вода идет с моря и тащит за собой в Онежскую губу. Я вышел за 2 часа до перелома, сначала, где-то до середины пути, меня тянуло в море, а после уже обратно в Онежскую губу. Мне удавалось компенсировать его течение. В итоге получилась небольшая синусоида, вместо прямой.

Переход с Соловков на Онежский п-ов.
Переход с Соловков на Онежский п-ов.

Первый час было очень тихо, но постепенно начало раздувать. В итоге, большую часть времени я грёб против ветра, местами была сильная волна. Сулои попадались, но были терпимыми, водоворотов не видел.

До Онежского меня сопровождала белуха (думаю это была та самая, с которой я встретился у Анзера). Сначала она меня обошла по правому борту, где-то посередине пролива. И потом, уже в 3 км от Онежского, прошла перпендикулярно моему курсу, прямо перед каяком. Как будто говорила мне: - Ну всё парень, дальше ты уже сам дойдешь, я пошла обратно))).

А на Онежском берегу меня ждала встреча с двумя медведями. Один прямо в том месте куда я вышел с пролива. Вылез на берег, походил, размялся, отдохнул. Отправился дальше вдоль берега, на поиск места для ночевки, и уже с воды увидел, что там, в 50 метрах среди камней пасется огромный матерый медведь. Он меня так и не увидел, в итоге).

Медведь на Онежском п-ове.
Медведь на Онежском п-ове.

Второго встретил уже через пару часов, когда пристал к берегу на ночевку. Стою, разгружаю каяк, поднимаю голову, а в 30 метрах молодой медведь ковыряется в водорослях на отливе. Окрикнул его, он посмотрел на меня и не торопясь ушел в лес.

Остановился на ночевку в губе Конюхова (да, если кто не знает, то отец и дед того самого Федора Конюхова, родом отсюда).

На следующий день я огибал верхушку Онежского полуострова.

Седое Беломорье — дерево, море и небо.
Седое Беломорье — дерево, море и небо.
Лес на побережье.
Лес на побережье.

Прошёл за мыс Ухтнаволок. Теперь я на домашнем, Летнем берегу Белого моря. Места эти мне хорошо знакомы, в 2011, я обогнул пешком Онежский п-ов. Теперь иду по воде. Взгляд с другой стороны.

Остановился в избе на мысе Волчьем.

Вечером зарядил дождь. Основательно. И ветер.

Рыбачья изба на мысе Волчий.
Рыбачья изба на мысе Волчий.

Вдоль Летнего берега Белого моря.

С утра море спокойное, несильный ветер в спину. Появилось солнце.

Летний берег Белого моря.
Летний берег Белого моря.
Деревня Летний Наволок.
Деревня Летний Наволок.
Летний берег Белого моря.
Летний берег Белого моря.

К избе Кяржница подошёл на приливе. Перешеек, между островком на котором находится изба, и материком был под водой. А в отлив здесь можно пройти пешком. С 2011 года избу немного подновили.

-48

Во второй половине дня ветер усилился, и немного сменил направление, стал дуть вбок. Иногда идёт лёгкий дождь. Заночевал недалеко от деревни Лопшеньга.

На следующий день иду, не заходя в Лопшеньгу, до мыса Никольского.

Здесь сильно задуло, но мне в спину.

От мыса Никольского иду до р. Бол. Сярта. Ветер гонит прямо вдоль берега. Если не грести, то скорость 3,5 км.

На реке остановился на обед, заодно искупался. Ветер очень сильный, но солнце греет.

Хотел было дальше идти, но море совсем заштормило. Придётся оставаться здесь. Изба закрыта.

Приезжали ребята, парень и девушка, на квадроцикле. Оттаскивали лодку с берега. Помог. Говорят будет два дня дуть. Уехали.

Я поставил палатку, поел.

Ребята снова приехали. Дали ключ от избы и пол буханки хлеба. Спасибо им!

Подтопил печь. Буду снова пережидать шторм.

Летний берег Белого моря.
Летний берег Белого моря.
-53

С утра солнце, ветер слабый, волна слабая.

Шторма как не бывало. Иду дальше.

К 12 ч. опять раздуло.

За 5 км до Яренгского Рога налетела туча с ливнем и шквальным ветром. Быстро прошла, но волна стала на глазах нарастать. В какой-то момент ветер стал невероятно сильным. Пришлось срочно высаживаться на берег.

Перекусил. Решил подождать пару часов, если не утихнет, то нужно вставать на ночёвку.

Прогулялся по берегу. В 200 м, в сосновом лесу нашел избу. Остаюсь здесь.

Шторм к вечеру усилился. И продолжался ещё сутки.

Я назвал этот шторм "Рваным", из-за того что он и был рваным. Ветер мог дуть 3-4 часа, потом ослабевать на пару часов, потом резко случались 20-минутные апокалипсисы, когда налетал неистовый, "злой" ветер с дождём и градом, после которых также резко наступал штиль, а потом снова задувало на несколько часов. Продолжалось это трое суток. Опасен такой шторм своей непредсказуемостью. В минуты затишья кажется, ну всё, закончилось, можно идти дальше. И решение выйти в море в такой момент может стать роковой ошибкой. Так море и строит человека. А если ты не подчиняешься, то запросто ломает и перемалывает.
Надо было подождать, и я ждал. Когда придёт время я продолжу путь. А пока ходил по лесу, собирал грибы, ягоды. Гулял по берегу. Отдыхал.

-54
-55
-56
-57

Но, всё когда-нибудь заканчивается, и шторм закончился. Дальше за полтора дня, без особых приключений добрался до Северодвинска.

Просолился основательно. Людей и "культурных ценностей" почти не видел. Море, каяк, соль и ветер.
Штормовал всего 5 дней, но ветра было много.

Общий километраж составил порядка 350 км.

На Соловки хочется снова вернуться, а море Белое уже наверное никогда не отпустит меня.

Берегом Белого моря в Telegram: https://t.me/white_sea_journey