Встреча первых леди – советского лидера Хрущева и американского президента Кеннеди – в 1961 году наделала много шума в СМИ. Западные журналисты не могли удержаться от ехидных комментариев в адрес Нины Петровны. Таблоиды называли первых леди антиподами, сравнивали, приводили доводы. В то время никто не предполагал, что судьбы американки и русской окажутся поразительно похожи.
Во время прогулки по Вене Кеннеди заметила, что Хрущева не ждет пояснений, а отвечает раньше, чем услышит перевод. Близко общаясь с Ниной Петровной, она заметила еще одну хитрость – супруга лидера Советского Союза разбиралась во многих вещах – экономике, промышленности, сельском хозяйстве. О своих выводах Жаклин рассказала в мемуарах.
В то же время канал CNN назвал Хрущеву «бабушкой», а Кеннеди «красивой куклой». Но журналисты промахнулись. Они не разглядели главные качества первых леди, которые их объединяли.
Self-made women – женщины, сделавшие себя сами
Обе первых леди не просто были спутницами великих политиков, лидеров ведущих стран мира, но и сами обладали выдающимися умственными способностями, образованием и влиянием.
Нина Кухарчук родилась в бедной крестьянской семье, но упорство и талант позволили ей получить хорошее образование, включая учебу в престижном училище, партийном университете и курсы иностранных языков. Жаклин Кеннеди, хоть и выросла в состоятельной семье, сама добилась признания как журналистка, писательница и интеллектуал. Она не ограничивалась ролью светской дамы, а участвовала в культурной и общественной жизни. Обе знали несколько языков и были отличными собеседницами. Нина говорила на французском, украинском, польском, английском и русском, свободно разбиралась в экономике и политике.
Жаклин владела французским, испанским, а также могла выступать на польском и итальянском, была знатоком истории искусств. Они не просто сопровождали своих мужей, но и вносили вклад в развитие страны. Нина Кухарчук помогала Хрущеву в политических решениях, участвовала в международных переговорах и даже спасала репрессированных. В одной из статей мы уже писали, что многие политики и приближенные к семье Хрущева считали Нину умнее мужа.
Жаклин Кеннеди занималась культурными проектами, восстановила Белый дом и сделала его национальным достоянием. Здесь первые леди снова похожи: Нина отказалась переезжать в Кремль, открыв его для публики.
Обе женщины испытали личные трагедии, связанные с потерей детей. Нина пережила смерть двух дочерей и пасынка Леонида, воспитывала детей Никиты Хрущева от первого брака. Жаклин потеряла двух детей – Арабеллу и Патрика.
Вдовство и одиночество
После убийства Джона Кеннеди в 1963 году Жаклин не только осталась вдовой с двумя маленькими детьми, но и столкнулась с осуждением. Клан Кеннеди, в особенности могущественный глава семьи Джозеф Кеннеди-старший и брат Джона – Роберт, считали, что ее роль в жизни семьи закончена.
Ее почти не приглашали на семейные встречи, она больше не была частью «великого проекта» Кеннеди. В кругу семьи ее воспринимали как женщину, которая «не оправдала надежд». В 1968 году Жаклин потрясла Америку своим решением выйти замуж за греческого миллиардера Аристотеля Онассиса. Она хотела уберечь своих детей от возможных покушений и дистанцироваться от тяжелых воспоминаний. Но общественность не приняла этот союз. Пресса обрушилась на Жаклин с критикой, называя ее «греческой вдовой», «предательницей Америки» и даже «золотоискательницей». Семья Кеннеди разорвала с ней отношения – в их глазах она предала память Джона. Поклонники, восхищавшиеся ею в 1963 году, отвернулись.
После смерти Онассиса в 1975 году Жаклин вернулась в США, но уже как обычная женщина, не как национальная героиня. Она устроилась на работу в книгоиздательский бизнес и стала редактором. Позже призналась: «Американцы не приняли меня как жену богатого человека, но приняли как работающую женщину».
Судьба Нины Хрущевой складывалась похожим образом. Когда ее супруг в 1964 году был внезапно и позорно снят с поста Первого секретаря ЦК КПСС, его отставка стала для нее настоящим ударом. В одночасье от них отвернулись практически все. Друзья и коллеги, с которыми они работали десятилетиями, перестали здороваться и избегали общения. Чиновники, которые раньше склонялись перед Хрущевыми, теперь делали вид, что не знают их. Даже обычные люди, под влиянием официальной пропаганды, начали считать Хрущева «врагом» и «ошибкой истории».
Нина Петровна фактически была отправлена в негласную ссылку – после отставки мужа она жила с ним на государственной даче в Жуковке, но при этом оставалась в полной изоляции. Когда в 1965 году она официально вышла за Хрущева замуж и взяла его фамилию, это породило циничные слухи, что она сделала это только ради оформления недвижимости. В последние годы жизни она получала скромную пенсию. Но самое страшное было в мелочах – в отношении людей. В Кремлевской больнице, где она провела последние месяцы, медсестры позволяли себе хамить ей – бывшей первой леди страны. В газетах о ее смерти почти не писали. Даже в некрологе «Вечерней Москвы» не звучала фамилии «Хрущева» – упомянули лишь девичью – «Кухарчук», как будто ее роль в жизни страны пытались принизить.
Обе женщины были гораздо сильнее, чем о них думали: пережили унижения, несмотря на годы преданности своим семьям и государству. Первые леди ушли гордо, без скандалов, став частью истории.