Найти в Дзене
Яков Brandman

В России запретят иностранные названия брендов

Оглавление
© Rashpil / Фотобанк Лори. Здание Государственной Думы Российской Федерации.
© Rashpil / Фотобанк Лори. Здание Государственной Думы Российской Федерации.

Запретили иностранные слова в названиях брендов - именно такие заявления я все чаще и чаще слышу от моих клиентов....

Вчера один у меня спросил: "Можно ли регистрировать товарный знак на английском? Не будет ли потом проблем?". За пару дней до этого другой клиент прислал мне ссылку на законопроект, который принят Госдумой в первом чтении... Он считает, что если законопроект будет принят, то иностранные бренды (точнее иностранные слова в брендах) - запретят.

Звучит, конечно, страшно... Но так ли это? Давайте разбираться...

Откуда ветер дует?

В любом деле лучше черпать информацию из первоисточника. Текст законопроекта N 468229-8 помещен тут. По состоянию на 28 февраля 2025 года законопроект принят в первом чтении.

В тексте законопроекта можно выделить основное ключевое изменение (применительно к рассматриваемому вопросу) - запрет на использование коммерческого обозначения (статья 1 законопроекта). Причем это не касается фирменных наименований.

Таким образом, в законопроекте нет никаких запретов на использование иностранных слов в фирменных наименованиях, товарных знаках. Однако (теоретически) коммерческих обозначений это, все же, может коснуться.

Согласно п. 1 статьи 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также ИП могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Говоря проще, коммерческое обозначение - это незарегистрированное обозначение, которое индивидуализирует на товар или услугу, а само предприятие в целом. Например, ИП Петров А.А. занимается строительством одноэтажных домов и работает под "псевдонимом" строительная компания "Петровсити".

Следует отличать товарные знаки и коммерческие обозначения, первые - подлежат государственной регистрации в реестре и не охраняются, если они не зарегистрированы.

Таким образом, законопроект вообще не затрагивает товарные знаки. Текущее законодательство не содержит какого-либо запрета на использование иностранных слов в товарных знаках.

Почему бренды с иностранными словами никогда не запретят?

Россия является страной-участницей различных международных соглашений. Участие в таких соглашениях обязывает страну-участницу (в том числе Россию) неукоснительно исполнять такие соглашения.

Если кто-то наивно полагает, что Россия игнорирует эти соглашения и поступает как хочет, то он глубоко заблуждается. Каждая страна стремится к позиционированию на мировой арене как надежное и правовое государство. Поэтому Россия будет соблюдать положения таких соглашений и конвенций.

Вопросы, связанные с товарными знаками регулирует Конвенция по охране промышленной собственности, которая принята в Париже, еще в 1883 году! .

В конвенции много всего интересного, но основное то, что каждое государство гарантирует защиту тех товарных знаков, которые в нем зарегистрированы. Таким образом, Россия не может прекратить защиту иностранных товарных знаков.

А что если?

Теоретически, если бы и был принят закон, который бы запрещал иностранные слова в товарных знаках, то он не имел бы обратной силы - то есть не мог бы распространить свое действие на уже те товарные знаки, которые за регистрированы к моменту принятия закона. Иное означало бы грубое несоблюдение положений Парижской конвенции.

Равным образом, было бы странно установить запрет на регистрацию новых товарных знаков, сохраняя, при этом, гарантии для уже зарегистрированных товарных знаков. Такое решение ставило бы новых заявителей в неравное положение с теми, кто уже успел зарегистрировать товарный знак. Однако Конституция Российской Федерации гарантирует всем равенство прав (статья 19).

Таким образом, если Россия будет действовать в пределах правового поля, то принятие каких-то законопроектов, запрещающих иностранных слова в брендах, будет невозможным.

Таким образом, с большой долей вероятности можно прогнозировать, что подобные законопроекты (о запрете иностранных слов в товарных знаках) никогда не будут приняты.

Поэтому можно спать спокойно, регистрировать иностранные слова в товарных знаках и не переживать по поводу их использования.

PS: на мой взгляд, законопроект, запрещающий использование иностранных слов в коммерческих обозначениях, противоречит положения Парижской конвенции... Смею предположить, что в итоге в этой части он не будет принят.

Остались вопросы? Связь со мной:

Бакланов Яков Николаевич (патентный поверенный N 2729)

Yakoffservice@yandex.ru

https://yabrandman.ru/