"Сүнгән йолдызлар": рецензия на спектакль, который заставляет плакать даже спустя 100 лет
«Сүнгән йолдызлар» («Угасшие звезды») – трагедия о трагическом отголоске войны в татарской деревне, классическое произведение татарской сцены, написанное драматургом Каримом Тинчуриным. Впервые поставленная в 1924 году, пьеса до сих пор популярна и не сходит с татарской сцены.»Сейчас спектакль идет одновременно в двух крупных театрах – в театре Тинчурина и в театре Камала.
Я смотрел этот спектакль в трех постановках и слушал радиопостановку. В 1999 году его ставил Рашид Загидуллин, и он шел довольно долгое время. В театре Камала его ставил Фарит Бикчантаев. А эту постановку осуществила Резеда Гарипова.
Этот спектакль – как бровь над глазом, поэтому и внимание к нему столь пристальное. Зал всегда полон, но, к сожалению, наиболее впечатляющей для меня остается радиоверсия, которая глубоко засела в душе. Никто пока не смог превзойти эту планку.
Действие пьесы разворачивается в 1914 году. Любовный треугольник: два сироты, Исмагил и Сарвар, любят друг друга, но богатый хозяин Исмагила, Махдум (сын муллы, имя которого Надир, но в пьесе его так не называют) – инвалид, парень с горбом, – тоже влюблен в Сарвар.
Махдум против союза двух влюбленных, но, будучи незлобным в душе, не решается активно им препятствовать, хотя и испытывает ревность. Он посылает Исмагила к Сарвар с любовным письмом, но девушка категорична – отказывается принять письмо от Надира. Надир отправляет нехорошую женщину Фархи просить руки девушки. Женщина получает отказ и уходит с угрозами. Сарвар уверена, что они скоро поженятся, и по деревенскому обычаю молодежь проводит «Каз өмәсе» – «Праздник гуся»: коллективную обработку гусиного мяса, пуха и пера, традиционный обрядовый праздник. Махдум без приглашения приходит на посиделки, парни пытаются его выгнать, но он доказывает, что его намерения чисты, и что он может постоять за себя как настоящий мужчина.
В разгар праздника внезапно появляется староста и объявляет о начале войны. Махдум, с одной стороны, пытается защитить парней, а с другой – тайно радуется, понимая, что Исмагила заберут на войну. Исмагил принимает это как свою судьбу и осознает, что им с Сарвар никогда не быть вместе. Чтобы спасти Исмагила от отправки на фронт, Сарвар решается на крайнюю меру. Она покупает у той самой злой старухи Фархи «лекарство», чтобы немного повредить парню и отмазать его от армии. Но она своими руками отравляет любимого и убивает его. От этого горя Сарвар сходит с ума. Махдум, постоянно находящийся рядом с ней, находит в этом свое утешение, пытается быть с ней рядом – ведь девушка уже не прочь общения с ним, если можно ее бредовые разговоры можно так воспринимать. Но Сарвар долго не протягивает - умирает. Озлобленный на весь мир, Махдум кончает жизнь самоубийством.
Потрясающее, трогающее душу произведение, актуальное и для современности. Карим Тинчурин поднимает здесь множество проблем. Я воспринимаю пьесу в первую очередь как трагедию войны. Действительно, «погасшие звезды» – это молодые парни из татарской деревни, ушедшие на войну. Они не только сами погасли, но и их близкие – любимые, родители, родные – все они стали погасшими звездами. В пьесе символ войны раскрывается через сон Исмагила: война предстает как дракон, пожирающий людей. Но дракон – это не только война. Драконы есть и среди людей. Например, старуха Фархи, зарабатывающая на «отмазывании парней от армии» путем их калечения, называет войну «временем сбора урожая, которое приходит раз в жизни». Кому война, а кому мать родна, как говорится.
Эта пьеса – не только о войне, но и о человеческих пороках, о любви, зависти, судьбе и отчаянии, которые остаются актуальными и сегодня. Она заставляет задуматься о цене человеческой жизни и о том, как легко разрушить счастье. Счастье любит тишину – после просмотра спектакля в этом убеждаешься еще раз, ведь наивная бабушка Сарвар раскрыла секрет влюбленных злобной старухе.
Каждая постановка «Сүнгән йолдызлар» – это новая попытка осмыслить трагедию. И хотя радиоверсия остается для меня самой пронзительной, театральные постановки тоже находят отклик в сердцах зрителей. Этот спектакль – напоминание о том, что война не щадит никого, и ее отголоски продолжают звучать даже спустя столетия.
Успех пьесы заключается и в раскрытии глубинных слоев менталитета татарского общества. Чего стоит только эпизод с толкованием сновидений! Издревле среди татар толкователи снов пользовались популярностью. Считалось, что во сне человек видит все в символической форме, и все происходит наоборот. Например, Исмагил видит во сне смеющую Сарвар – это недобрый сигнал. Когда бабушка Гульнур толкует сон и доходит до момента расшифровки угасания звезд, по телу пробегают мурашки. И не случайно, что именно в этот момент заходит Фархи с недобрыми намерениями – просит Сарвар выходить замуж за махдума.
Даже если бы войны не было, этот любовный треугольник все равно закончился бы трагедией. Махдум показывает, на что он способен – он и дерется с деревенскими парнями, чтобы защитить себя, и хочет отправить Исмагиля в соседнюю деревню, чтобы не допускать его встречу с Сарвар, а в конце концов и сам кончает с собой – хотя религия и запрещает это. Здесь показаны сила богатства и ценность здоровья. И, конечно, любовь, которая выше всего – выше ума, страха, богатства и всего остального.
Это одно из произведений, описывающих жизнь дореволюционной татарской деревни. И наивные деревенские люди... Самый умный среди них – махдум. Как ни говори, но образованный человек. Он не злодей, он, хоть и из другого слоя, хочет защищать деревенских парней, но он тоже человек – когда Исмагиль уходит на войну, он, зная, что его соперник уходит с дороги, незаметно для себя радуется.
Рефреном через весь спектакль проходит песня «Гусиное перо» – «Каз канаты». Это символ и мирной жизни добрых деревенских жителей и символ расставания. У молодых людей ломают крылья.
Вот такая мощная пьеса – трагедия, актуальная и многослойная, заставляющая задуматься о многих аспектах жизни. Но, как показывает практика, несмотря на такую силу, этот спектакль сложно дается режиссерам.
Постановка в театре Тинчурина мне понравилась, хотя в ней есть некоторые недочеты.
Из всех спектаклей, что я видел, – лучшая роль махдума именно в этой постановке. Зульфат Закиров играет потрясающе. Он смог раскрыть всю трагедию махдума. Он предстоит именно в таком образе – как сказал сам герой в спектакле – «ни человек, ни дьявол». После того как он слышит обидные слова от парней на празднике «Аулак ой», он злится, как ястреб. Потом, проглотив всю обиду, пытается доказать в танце, что он ничем не хуже других – очень здорово, до мурашек. Чего стоит только его взгляд на девушку, когда он вынужден стоить в сторонке и смотреть как его любимая девушка танцует с другим… Его взгляд как молния, кажется, вот-вот испепелит всех! Кажется, вот-вот он выпрыгнет к танцующим и набросится на Исмагиля… Здорово, потрясающе!
Из всех спектаклей, что я смотрел, именно Зульфат Закиров наиболее глубоко раскрыл трагедию махдума. В других постановках его изображали более современным, смягчали его инвалидность или не могли до конца раскрыть образ.
Махдум, как бы он ни был обижен, никогда не переходит определенную грань. Потехи деревенских парней над махдумом, их насмешки тоже естественные, проникающие в душу. Между ними грань. Парни – из низших сословий, они бедны и знают, что богачи, включая Махдума, живут за их счет, и вынуждены это терпеть. Но в этот момент они наслаждаются тем, что могут почувствовать себя выше махдума – ведь он приходит к ним с просьбой: примите меня в свою игру, возьмите меня в свой круг. Это уже из серии «богачи тоже плачут».
Роль бабушки Гульнур в исполнении Лилии Махмутовой очень понравилась. Каждое ее движение, взгляд наполнены смыслом, и это не преувеличение. Образ гордой, милосердной и доверчивой деревенской бабушки получился очень убедительным. Просто прекрасно!
Злая старуха Фархи вызывает настоящее отвращение. Гузель Гарапшина, исполнившая эту роль, буквально заставляет зрителей содрогаться от ее поступков. Когда бессердечная старуха забирает оплату за яд, бросая Сарвар некачественные на ее взглядтряпки, а хорошие вырывает из ее рук, это выглядит настолько правдоподобно и трагично! Сарвар (Резеда Салахова) дрожит, а Фархи лишь издевается над ней, повторяя: «Для меня это урожай».
Ах, как же много таких, кто наживается на несчастьях других людей! Так было тогда, так есть и сейчас!
Главная героиня – Резеда Салахова – исполняет роль Сарвар настолько блестяще, что вызывает восхищение. Она прекрасно передает и поступки робкой влюбленной девушки, и ее страх потери любимого, и отчаяние после его утраты, а затем и безумие, охватившее ее. Она играет потрясающе!
Среди деревенских парней особенно выделяются двое: Салават Хабибуллин и Артем Пискунов. Если Салават – простой и прямолинейный парень, то Артем – хвастун, любящий привлекать внимание. Пискунов заставил от души смеяться зрителям. Он умеет выделить даже мельчайшие детали, делая их заметными для зрителя. Настоящий талант! Артем и Резеда заставляют зрителя пройти через взлет и падение: без этого трагедия спектакля наверное не ощущалось бы столь глубоко.
Девушки тоже играют прекрасно. Особенно запомнилась подруга Сарвар – Фатима (Диляра Фаттахова). Она заставляла смеяться в комичных сценах и плакать в трагичных. Просто великолепно!
Что не удалось? Почему режиссер не выбрал на роль Исмагила Артема Пискунова? Этот вопрос я задал себе в первую очередь. Салават Хабибуллин тоже мог бы прекрасно справиться с ролью парня-хвастуна. Творческий и семейный тандем Резеды и Артема был бы идеальным, мне кажется. Актер в роли Исмагила сыграл не очень убедительно. Любовь Исмагиля к Сарвар не выглядит убедительной, и даже сильная любовь Резеды-Сарвар к нему не может поднять эту связь до уровня «Великой Любви».
Один из самых сильных моментов спектакля – сцена, в которой Исмагил приносит письмо махдума своей любимой девушке. Бедняк, по приказу хозяина, вынужден своими руками передать любовное письмо своей возлюбленной. Это очень трагичный момент, но в данной постановке сцена не трогает душу. Исмагил просто выглядит как раб, покорившийся своей судьбе. А должно быть иначе.
Когда Сарвар отравляет любимого, Исмагиль ведет себя слишком пассивно, что снижает драматизм сцены. Страхи, сомнения и готовность парня принять сомнительное решение любимой не до конца раскрыты. Если бы играли Резеда и Артем, сцена смерти Исмагиля была бы гораздо более эмоциональной, как мне кажется. Резеда на сцене буквально преобразилась, перевоплотившись в безумную девушку, потерявшую самого близкого человека… Вместе с Артемом они бы эту сцену сыграли гораздо лучше.
Девушки, как я уже отметил, играют прекрасно. А вот парни… Они выглядят старше своих персонажей, что бросается в глаза. Хотя они хорошо танцуют и поют, это не спасает ситуацию.
В этой постановке смерть махдума не показана – он остается в живых. Финальная сцена – встреча Сарвар и Исмагиля на том свете. Там махдума нет. Драматург завершил пьесу острой трагедией, а режиссер, видимо, пожалел махдума и зрителей. Или решил, что финальной острой трагедии быть не должно.
Оформление спектакля – на высоте. Дом бедняков показан очень реалистично. Лучший костюм – у Зульфата Закирова.
Музыка Салиха Сайдашева – потрясающая, красивые танцы. Хормейстер – Алия Хамзина. Музыка исполняется на живых инструментах, что добавляет шарма. Художник – Роман Моров, хореограф – Мария Лазукова.
Этот спектакль немного залечил раны, оставшиеся после просмотра «Сүнгән йолдызлар» в постановке Камаловского театра. Там «Угасшие звезды» ниже среднего уровня, говоря открыто.
«Сүнгән йолдызлар» – это не просто пьеса, а многогранная трагедия, которая продолжает волновать зрителей спустя столетие. Карим Тинчурин мастерски раскрывает темы войны, любви, зависти и человеческих пороков, делая их актуальными для любого времени. Каждая постановка этой пьесы – новая попытка осмыслить ее глубину, и хотя радиоверсия остается эталоном, театральные интерпретации также находят отклик в сердцах зрителей. Этот спектакль – напоминание о том, что война не щадит никого, а ее отголоски звучат даже спустя века.