Найти в Дзене
ИМИ МГИМО

Дальше так же? Какой будет внешняя политика Фридриха Мерца

Дальше так же? Какой будет внешняя политика Фридриха Мерца — статья Артёма Соколова: • Досрочные выборы в бундестаг стали иллюстрацией бесповоротной трансформации немецкой политики из стабильного и немного скучного процесса в череду кризисов и скандалов. В конце 2021 года правительство Шольца начало работу, обращаясь с наследием «эры Меркель» с осторожностью. Даже после февраля 2022 года изменения в политике ФРГ происходили с оглядкой на недавнее прошлое. Теперь канцлерское кресло достанется многолетнему противнику Меркель, Мерцу, который не просто не имеет обязательств по преемственности политического курса — он был избран руководителем ХДС, чтобы решительно изменить сначала партию, а затем и всю Германию. • Среди российских и зарубежных аналитиков утвердилась мысль о том, что Мерц будет проводить в отношении России жёсткую линию. Карьерный путь политика тесно связан с трансатлантическими структурами, и ожидать от него «особого взгляда» на российско-германские отношения едва ли возмож
Фото: Andreas Gora / Getty Images
Фото: Andreas Gora / Getty Images

Дальше так же? Какой будет внешняя политика Фридриха Мерца статья Артёма Соколова:

• Досрочные выборы в бундестаг стали иллюстрацией бесповоротной трансформации немецкой политики из стабильного и немного скучного процесса в череду кризисов и скандалов. В конце 2021 года правительство Шольца начало работу, обращаясь с наследием «эры Меркель» с осторожностью. Даже после февраля 2022 года изменения в политике ФРГ происходили с оглядкой на недавнее прошлое. Теперь канцлерское кресло достанется многолетнему противнику Меркель, Мерцу, который не просто не имеет обязательств по преемственности политического курса — он был избран руководителем ХДС, чтобы решительно изменить сначала партию, а затем и всю Германию.

• Среди российских и зарубежных аналитиков утвердилась мысль о том, что Мерц будет проводить в отношении России жёсткую линию. Карьерный путь политика тесно связан с трансатлантическими структурами, и ожидать от него «особого взгляда» на российско-германские отношения едва ли возможно. Вместе с тем было бы ошибочно полагать, что взаимодействию Москвы и Берлина предопределено развиваться в устойчивом негативном тренде при новом канцлере.

• До 2022 года Мерц поддерживал строительство газопровода «Северный поток-2», а летом 2024 года высказывался за начало переговорного процесса по украинскому конфликту. Отсутствие «российского следа» в биографии политика даёт ему возможность работать без показательного дистанцирования от России.

• Можно выделить несколько обстоятельств, от которых будет зависеть курс развития российско-германского взаимодействия: (1) общая динамика отношений между Россией и Западом — первой внешнеполитической задачей Мерца будет сверка часов с США по широкому перечню вопросов, и если курс на возобновление диалога Москвы и Вашингтона будет долгосрочным и системным, Берлин скорее предпочтёт встроиться в него; (2) сложное экономическое положение ФРГ — Мерц, вероятно, осведомлён о недовольствах немецких предпринимателей, страдающих от высоких цен на энергоносители; (3) мнение населения Германии — Мерц вынужден принимать во внимание общественные настроения, учитывая, что на парламентских выборах в сумме более трети избирателей проголосовали за оппозиционные партии, поддерживая тем самым и их критику немецкой внешней политики на российском направлении.

• В случае создания правительства в формате «большой коалиции» из ХДС/ХСС и СДПГ пост главы МИД, скорее всего, достанется социал-демократам. Кем будет новый глава дипломатии ФРГ: наследником традиций новой восточной политики или убеждённым трансатлантистом? Опыт «светофорной» коалиции показал новые границы инициативы внешнеполитического ведомства Германии. Если в Берлине сочтут целесообразным отход от конфронтационной риторики в адрес России, то персональная активность главы немецкой дипломатии может способствовать возврату к конструктивному подходу.

• Даже если правительство Мерца проигнорирует все предпосылки к нормализации российско-германского диалога, вряд ли это станет фатальным для двусторонних отношений. Их обрушение в 2022 году сформировало у российской стороны ценный опыт проработки ложных ожиданий. В экономике и межобщественной сфере сохранились контакты. Они не слишком обширны, однако приобрели высокую устойчивость к внешним вызовам и способны пережить канцлерство Фридриха Мерца.

Читать статью для РСМД