Найти в Дзене
Мысли о книгах

Юлиан Семенов «Семнадцать мгновений весны», «Приказано выжить»

Юлиан Семенов «Семнадцать мгновений весны», «Приказано выжить» Первый из этих романов, «Семнадцать мгновений весны», безусловно, самое знаменитое произведение об Отто фон Штирлице, он же Максим Максимович Исаев, он же Всеволод Владимирович Владимиров. Его знают все, даже кто ничего не читал о приключениях разведчика (хотя бы по прославленному сериалу). Надо сказать, что сериал довольно бережно отнесся к тексту, за исключением нескольких моментов. Например, убийство провокатора Клауса, — в книге лучше показано, что Штирлиц инсценирует самоубийство агента. Но в целом представление о романе можно получить и из фильма. Другое дело, что чтение романа дает больше возможностей остановиться, оглянуться, перечитать, подумать. И, конечно, сопереживать раздумьям Штирлица, его одиночеству, его любви к Родине, его стремлению во что бы то ни стало выполнить свой долг. Перед Штирлицем здесь две практически невыполнимые задачи — сорвать переговоры между США и Германией о сепаратном мире и спасти свою
-2

Юлиан Семенов «Семнадцать мгновений весны», «Приказано выжить»

Первый из этих романов, «Семнадцать мгновений весны», безусловно, самое знаменитое произведение об Отто фон Штирлице, он же Максим Максимович Исаев, он же Всеволод Владимирович Владимиров. Его знают все, даже кто ничего не читал о приключениях разведчика (хотя бы по прославленному сериалу).

Надо сказать, что сериал довольно бережно отнесся к тексту, за исключением нескольких моментов. Например, убийство провокатора Клауса, — в книге лучше показано, что Штирлиц инсценирует самоубийство агента. Но в целом представление о романе можно получить и из фильма.

Другое дело, что чтение романа дает больше возможностей остановиться, оглянуться, перечитать, подумать. И, конечно, сопереживать раздумьям Штирлица, его одиночеству, его любви к Родине, его стремлению во что бы то ни стало выполнить свой долг.

Перед Штирлицем здесь две практически невыполнимые задачи — сорвать переговоры между США и Германией о сепаратном мире и спасти свою радистку Кэт, на руках которой новорожденный сын. Главный герой справляется с обеими, проведя ряд хитроумных комбинаций.

В финале Штирлиц узнает, что ему присвоено звание Героя Советского Союза, и возвращается в Берлин с минимальными шансами выжить, поскольку приближается май 1945 года, немецкую столицу вскоре будут штурмовать советские войска, а Мюллер догадался о его работе на русских.

Так начинается следующий роман, «Приказано выжить». Теперь книги о Штирлице идут без временных лакун, отслеживая почти каждый день жизни (она же — работа) разведчика. События здесь спрессованы еще плотнее, чем в предыдущей книге.

Штирлиц становится объектом хитроумной комбинации Мюллера по дезинформации властей СССР, пытается играть на противоречиях между верхушкой рейха, выйти на связь с центром, но в итоге оказывается заключенным гестапо. Во время уличных боев в Берлине он бежит с документами, которые сфабриковал Мюллер, но его — штандартенфюрера СС — тяжело ранит советский солдат, и в себя Штирлиц приходит только в Италии, куда его вывезли по тайному нацистскому каналу.

К счастью, поддельные документы пропали в Берлине и не попали в Москву. К несчастью, Штирлиц — теперь он Макс Брунн — оказывается в Испании без связи со своими. Начинается его автономное плавание в опасных чужих водах. Но об этом — в следующих книгах.