Найти в Дзене
женечка данилова

Детский сад и первый класс: как помочь ребенку адаптироваться в новой среде?

Родителям подчас очень непросто предоставить своему ребёнку новый уровень свободы, отпустив его в детский сад и затем в школу. Поговорим о том, как сгладить углы в этот эмоционально сложный период, и как важно с первого дня обозначать границы. Как ни крути, а важной частью воспитательного и педагогического процесса в жизни ребенка является посещение им детского сада и дальнейшее обучение в школе. Это важный этап, во время которого малыш учится проявлять себя, становится более самостоятельным и организованным, а также постигает новые знания и обретает различные навыки. В социуме дети учатся взаимодействовать друг с другом и с воспитателями, развивая коммуникабельность и первые дипломатические способности. Но этап этот не так уж прост, во многом за счет той самой АДАПТАЦИИ, о которой так страшно порой думать родителям малышей. Но всё ли так драматично на самом деле, и можно ли прожить этот период спокойно и без нервов: обсуждаем в этой статье. Адаптация — от латинского «приспособляю» — э

Родителям подчас очень непросто предоставить своему ребёнку новый уровень свободы, отпустив его в детский сад и затем в школу. Поговорим о том, как сгладить углы в этот эмоционально сложный период, и как важно с первого дня обозначать границы.

Как ни крути, а важной частью воспитательного и педагогического процесса в жизни ребенка является посещение им детского сада и дальнейшее обучение в школе. Это важный этап, во время которого малыш учится проявлять себя, становится более самостоятельным и организованным, а также постигает новые знания и обретает различные навыки. В социуме дети учатся взаимодействовать друг с другом и с воспитателями, развивая коммуникабельность и первые дипломатические способности.

Но этап этот не так уж прост, во многом за счет той самой АДАПТАЦИИ, о которой так страшно порой думать родителям малышей. Но всё ли так драматично на самом деле, и можно ли прожить этот период спокойно и без нервов: обсуждаем в этой статье.

Адаптация — от латинского «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Этапы адаптации в детском саду

У малышей раннего возраста весьма слабые адаптивные возможности, им сложно даются длительные пребывания в состоянии стресса и внезапный переход в новую социальную ситуацию может травмировать неокрепшую психику ребенка и привести к замедлению темпа психофизического развития или эмоциональным нарушениям. В целом вы должны быть готовы к тому, что потребуется время, чтобы ваше дитя привыкло к детскому саду, ведь этот процесс сопряжен с серьезным напряжением всех физиологических систем в организме ребенка.

Чтобы снизить риск возникновения осложнений и облегчить период адаптации, используйте плавный переход малыша в дошкольное учреждение из дома.

Сегодня специалисты выделяют три степени адаптации детей к посещению садика: легкую, среднюю и тяжелую. Спешим вас успокоить - последняя встречается крайне редко, лишь у 3-5% детей. И всё же, вы должны быть готовы к любым возможным реакциям своего ребенка. Поэтому разберем подробно каждую степень и ее признаки:

· О легкой адаптации речь идет, если малыш привыкает к новой обстановке в течение одного месяца. Аппетит ребенка приходит в норму уже через неделю, и еще неделю спустя налаживается сон. На фоне стресса при этом не возникают острые заболевания. Эмоциональное состояние малыша можно охарактеризовать как спокойное и устойчивое. Ребенок активно и с удовольствием контактирует со сверстниками и взрослыми в саду, не замыкаясь и не нервничая.

· Средняя адаптация занимает больше времени. Для полного восстановления аппетита и сна малышу в данном случае потребуется от 20 до 40 дней, а настроение может быть нестабильным в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения. Но всё же ребенок осуществляет заметную поведенческую и познавательную активность при должной поддержке взрослых.

· Тяжелая адаптация хоть и встречается достаточно редко, проявляется она между тем весьма деструктивно. Малыш ведет себя агрессивно и разрушительно реагирует на внешние обстоятельства и людей. Он может падать на пол, громко кричать и протестовать, не реагируя на слова и попытки утешения. Либо наоборот, если малыш сам по себе тихий и спокойный – может снижаться активность на фоне стресса, или возможны такие проявления подавленной агрессии как тихий плач, подавленность, хныканье, напряженность.

Каким детям легче дается адаптация?

Однозначно проще будет детям, привыкшим к самостоятельности. Если ваше чадо самостоятельно ходит на горшок, может одеться без помощи взрослого (хотя бы базово) и умеет крепко держать в руках ложку – за ребенка можно быть спокойным. Ему не придется испытывать лишний стресс на фоне срочного обучения навыкам, которые он уже освоил ранее, и это безусловно облегчит процесс адаптации.

Также привыкание к детскому саду пройдет спокойнее, если ваш ребенок физически крепкий и здоровый, имеет устойчивый иммунитет. Ведь все силы организма в адаптационный период направлены на привыкание к новому месту времяпровождения, и будет лучше, если малыш при этом не имеет предрасположенности к острым респираторным и простудным заболеваниям, а также не страдает чем-то хроническим.

Если дома вы поддерживали стабильный режим сна и бодрствования для вашего чада, близкий к садовскому по устройству, — это огромный плюсик вам как родителям.

СОВЕТ: уточните расписание дня в саду заранее. И старайтесь укладывать ребенка на ночной сон не позже 21ч вечера, чтобы не омрачать утро перед садом истериками из-за недосыпа и трудного подъема.

Детям, в жизни и здоровье которых не соблюдены одно или несколько условий, будет немного сложнее. Но это не приговор, режим постепенно наладится, а иммунитет приспособится, просто понадобится больше времени.

Также могут быть сложности и стресс у малышей, с которыми родители не разговаривали ранее о детском саде и предстоящих переменах – для ребенка это будет неожиданностью, которая е два ли его обрадует.

И, зачастую трудно бывает тем детям (как бы странно это ни звучало), чьи мамы (или бабушки, тети и другие близкие члены семьи) работают в саду.

Советы и лайфхаки для скорейшей адаптации ребенка

Разумеется, любящие мамы и папы искренне хотят облегчить нелегкое время привыкания к садику для своего крохи. Но как это сделать? Основная ваша задача — это создать бережную обстановку дома, в которой малышу будет спокойно и безопасно. И потихоньку подготавливайте ребенка к предстоящим переменам, говорите о садике, прогуляйтесь до него и посмотрите вместе территорию, обсудите – что увидели, и как там будет здорово.

Но не менее важно психологически подготовить ребенка к предстоящей временной разлуке с мамой. Придумайте ваш особый ритуал прощания: важно, чтобы маленький человечек был твердо уверен – мама скоро вернется и заберет его домой.

Предлагаем нарисовать на своей ладони и ладошке ребенка шариковой ручкой по сердечку. Затем непременно нужно подержаться за руки, чтобы зарядить эти сердечки любовью друг друга. При этом нужно рассказывать малышу о том, что этой энергии хватит сердечкам до тех пор, пока мама не заберет его из детского сада/не вернется домой/не завершатся уроки.

Ребенок будет понимать: сердечко на ладошке — частичка мамы. А значит, она всегда рядом.

В первые дни в детском саду не спешите сразу убегать за дверь - побудьте с малышом какое-то время, пройдите с ним в группу, посмотрите вместе – что там ждет. А потом, уходя, непременно проговорите, что вскоре вернётесь за ним.

Важно, чтобы ребенок к моменту поступления в детский сад важно уже обрел некоторое чувство уверенности в себе, а без развития самостоятельности это взрастить будет непросто. Помогите малышу до поступления в дошкольное учреждение научиться самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, застегивать молнию, проситься на горшок, кушать ложкой и играть самому.

Безусловно, все дети уникальны по характеру и типажу. Есть те, кто легко знакомится на площадке с ровесниками и открыт к новым знакомствам, а другие – более застенчивые и тихие. Поэтому однозначно предсказать, как сложится этот непростой период в жизни малыша и какой будет детская реакция не получится.

Даже в том случае, если вы чем-то недовольны, в присутствии ребенка обсуждайте только положительные моменты, касающиеся воспитателей и саде в целом. Если ребенок настроен позитивно в взрослым, которые присматривают за ним в садике, он будет их уважать и легче пойдет на контакт. придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей.

Еще один очень дельный совет: старайтесь соблюдать режим сна и бодрствования в том числе в выходные дни. Нервная система ребенка скажет вам за это спасибо. Если вам кажется, что ребенку требуется в выходной день как следует выспаться на неделю вперед, значит у вас неверно организован режим сна, и, вероятно, отход ко сну происходит слишком поздно вечером.

В период адаптации постарайтесь не перегружать кроху. В это непростое время изменений в образе жизни детской нервной системе ни к чему лишнее напряжение.

Будьте терпимее к истерикам в это непростое время, детская психика подстраивается под перемены, ей нужно время. Обнимите и успокойте ребёнка, сохраняйте сдержанность и попробуйте переключить внимание малыша в момент капризов на иную деятельность, займите его чем-то.

Спокойная и бесконфликтная атмосфера дома и в семье будут укреплять нервную систему и способствовать расслаблению ребенка в период нахождения дома. Больше хвалите свое чадо, не ссорьтесь и не ругайтесь при нем с членами семьи, дети очень тонко считывают это, даже без повышения голоса, и переживают сильный стресс.

Главное правило звучит просто: спокойна мама — спокоен малыш.

Если у вашего крохи есть любимая плюшевая игрушка, согласуйте предварительно это с воспитателем, и захватите ее с собой. Ребенку будет значительно спокойнее в новой обстановке, если в руках он держит что-то мягкое, маленькую частичку дома.

Используйте себе в помощь игру или сказку. Можно придумать историю о маленьком зайчике, который идет в садик впервые, как ему немного не по себе и капельку страшно, но потом он знакомится там с детками и воспитателями, играет и радуется. Самым главным акцентом должен быть момент, когда мама возвращается за зайчиком – так малыш через игру считает финал каждого дня в саду: мама обязательно за ним вернется.

Адаптация детей к школе: нюансы и особенности

После беззаботного времени в детском саду наступает новый важный этап – поступление в 1 класс. И здесь родители сталкиваются с новым процессом адаптации, который тоже не всегда проходит так гладко, как хотелось бы.

Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание к школьным требованиям и уставу. За этим стоит непростой путь психологического и физического привыкания к незнакомой среде, приспособления к школьному укладу и изучения новых знаний.

Данный период по-своему переживает каждый первоклассник. Большинство детей до школы ходили в детский сад, где большую часть времени они могли играть, гулять и веселиться, а тихий час и послеобеденный сон не позволяли уставать малышам. И вдруг первоклассник попадает в школьный кабинет, где всё совсем иначе: интенсивный режим, установки и требования, дисциплина и спешка. Как привыкнуть к таким переменам? Потребуется время и силы, и еще – понимание и спокойствие родителей.

В детской психологии самым важным годом в жизни школьника является как раз самый первый. И на много тут влияет правильная адаптация. Если ребенок спокоен и чувствует себя в безопасности в классе, это позволяет ему с легкостью завести друзей и влиться в новый коллектив, сосредоточиться на учебном процессе, а также мотивирует к получению отличных отметок и освоению новых знаний.

Три основных этапа, через которые как правило проходит первоклассник в процессе приспособления к новым школьным реалиям:

· Ориентировочный. В этот период малыш бурно реагирует на перемены, возможности и силы его организма в состоянии стресса. Ребёнок в это время пытается подстроится под новую среду. Длится это в среднем 2–3 недели.

· Неустойчивое приспособление. Реакции становятся более сдержанными и спокойными. Ребенок начинает постепенно обретать оптимальные формы поведения и чувствовать себя увереннее.

· Устойчивое приспособление наступает в тот момент, когда школьный кабинет становится для ребенка привычным и безопасным. Ребёнок уже не испытывает стресс, его легче находить понятные способы реагирования на разные ситуации.

Сложнее всего адаптация к школе протекает у деток с различными особенностями нервной системы. К группе риска относятся:

· Малыши с повышенным порогом утомляемости. Причиной тому могут быть хронические заболевания или какие-либо индивидуальные особенности ребенка. Так или иначе, это в некоторой мере снижает их успехи на уроках.

· Дети с гиперактивностью. Высидеть целый урок за партой для такого ребенка – сущий кошмар, требующий титанических усилий. Чаще всего таким ученикам свойственно нарушать порядок в классе и усваивать новый материал с некоторым отставанием.

· Вундер-первоклассники. Такие ученики уже многое знают еще до поступления в школу, поэтому на уроках им может быть попросту неинтересно. Как следствие, они могут нарушать классную дисциплину, баловаться и хулиганить.

Повышенные требования родителей к первокласснику могут накладывать дополнительные сложности к адаптации ребенка. Не торопите своего малыша, он всё еще маленький и не зрелый - привыкание может занять у него не один месяц.

Приспособление к школе корректно оценивать по совокупности показателей. Ведь ребенку в первые месяцы учебы предстоит привыкать и к школьному режиму, и к общению с учителями и одноклассниками, и к классному кабинету и обстановке в нем.

Условно адаптация делится на следующие типы:

· учебно-мотивационная – тут всё понятно: речь идет о появлении и развитии желания осваивать новые знания и грызть гранит науки;

· организационная – это развитие навыка приспособления к новой среде и дисциплинарным правилам, а также к распорядку и обязанностям;

· социальная – тут речь идет о поведении и социальных реакциях в новой среде, и об установлении с учителями и сверстниками нормальных отношений;

· психологическая – адекватное восприятие школьника новой для себя социальной роли «ученик» и нормализация эмоционального самочувствия малыша.

Опять же, все дети разные, не стоит об этом забывать. Поэтому у каждого школьника могут быть отклонения в той или иной сфере, или сразу в нескольких. Кто-то сразу же получать новые знания, но ему будет непросто завести друзей, а кому-то болезненно дается строгий школьный режим. Поэтому крайне важно обращать внимание не только на оценки первоклассника, но и на его состояние.

Как родители могут помочь юному школьнику?

Равно как и с детским садом, подготовка к школе должна начаться заблаговременно. Как правило, дети посещающие дошкольные учреждения, адаптируются к занятиям быстрее остальных. При этом, им бывает непросто перестроиться с игровой формы обучения на длительные уроки в школьном классе.

Так как же родители могут облегчить процесс привыкания к школе для своего чада?

· Старайтесь хвалить малыша почаще и не осуждать его за промахи.

· Не сравнивайте своего ребенка с другими учениками, это очень травматично для детской психики.

· Для школьника очень важен правильный режим дня. У него должны быть свободные часы для активных игр и общения с друзьями.

· Не предъявляйте слишком суровых требований к ребенку, у него еще впереди 10 лет школьной учебы, всё успеется.

· Не игнорируйте жалобы на плохое самочувствие. В первое время малыш может чувствовать себя нестабильно и уязвимо, что отражается и на здоровье тоже.

· Обсуждайте замечания учителя (если таковые будут) дома в спокойной семейной обстановке, без агрессии и давления.

· Будите по утрам ребёнка нежно и постепенно: весь его школьный будет зависеть о того, как началось утро.

· Правильно рассчитывайте время, чтобы малыш не опаздывал на уроки и не испытывал из-за этого лишний стресс.

· Давайте ученику время отдохнуть после занятий - не заставляете его сразу же приступать к домашнему заданию после прихода домой.

· При выполнении домашних упражнений поощряйте самостоятельность первоклассника, не лезьте сразу сделать всё за него, даже если вам кажется, что сам он не справится. Если ему потребуется помощь – он попросит о ней.

· Не ставьте ребёнку условий.

· Сказки перед сном всё также успокоительно девствуют на вашему теперь уже школьника – он всё еще малыш. Будьте ласковы, помогите ребенку расслабиться после насыщенного учебного дня и уснуть.

Признаки успешной адаптации в школе

· Успехи в учебе. Все дети разные. И каждый развивается и усваивает материал в своем темпе. Справляется ли первоклассник с программой? Если ребенок при обучении испытывает затруднения, поддержите его, не критикуйте и ни в коем случае не сравнивайте с другими детьми.

· Спокойствие и позитивное настроение ребенка в процессе обучения.

· Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий. То есть школьник решает попросить помощи взрослого только после того, как несколько раз сам попытался выполнить предложенное задание. Родители зачастую рвутся помочь школьнику прежде, чем он попробует сделать сам. Ученик привыкает к совместному решению заданий и делать это в одиночку уже не хочет. Ваша задача сразу обозначить границы и постепенно уменьшать свое участие в занятиях дома.

· Ключевым аспектом полного освоения в школьной среде, является налаживание позитивных и адекватных межличностных отношений ребенка с учителем и одноклассниками.

Очень важно на первых порах гнать подальше мысли своего ребенка в духе «у меня ничего не выйдет» или «я не справлюсь с этим», старайтесь вселить в школьника уверенность в собственный успех.

Будьте готовы к повышенной или пониженной активности ребенка, к его капризам в адаптационный период в школе. Ребёнок сильно перегружен переменами — это нормально. Не переживайте, всё стабилизируется со временем.