Думаю, что абсолютно любой журналист поддержит меня в том, что делать интервью с любимым артистом — это всегда редкая удача, эдакий профессиональный праздник и резкий выброс дофамина. А когда герой интервью, а в моём случае героиня, оказывается человеком безумно интересным и необычайно открытым, то это вообще ни с чем несравнимые ощущения. При подготовке этого интервью, я не раз ловил себя на мысли, что получаю абсолютно нерафинированный кайф от нашего с ней диалога. Надеюсь, что его получите и вы, дорогие читатели.
Катерина Цион-Княжева — фронтвумен и скрипачка группы «Операция Пластилин», поэтесса, актриса и девушка, которая очень любит этот мир.
Это интервью буквально пронизано тонкими нитями Катиных эмоций. В каждом слове, предложении, абзаце чувствуется, насколько она трепетно относится к людям вокруг себя, к событиям, которые иной раз происходят независимо от неё, и к своему месту в мире и музыке. Она очень талантлива, красива и умеет тонко и точно формулировать свои мысли. Большая удача для интервьюера, когда все эти факторы сочетаются в одном человеке.
Но всё же, как мне кажется, главное качество, которым должен обладать музыкант — честность перед собой и своими слушателями.
Катя этим качеством обладает, что, несомненно, редкость.
Особенно здесь и сейчас.
Катя, приветствую тебя.
Начнём с животрепещущего вопроса. Когда и где поклонники группы «Операция Пластилин» смогут увидеть тебя вживую в ближайшее время?
В начале марта приедем пробуждать жизнь в северную столицу, прервав почти два месяца тишины, Надеюсь, что удастся разогнать тучи и призвать поскорее тепло и солнышко.
18 октября 2024 года «Операция Пластилин» выпустила новый альбом «Мантра, побеждающая смерть». По прошествии времени ты можешь смело утверждать, что альбом полностью удался? Или тебя посещают некоторые сомнения, что «вот тут можно было сделать немного по-другому»? Насколько личным для тебя является этот LP?
Я стараюсь не оценивать альбомы с точки зрения «удался — не удался» (попросту не умею), всегда иду из эмоционального отклика, вкладывая в каждую песню что-то своё. А сделать что-то по-другому, лучше или совершенно иначе — это вечная мысль искателей и внутреннего цензора. Тут важно знать, когда стоит остановиться и отпустить эту навязчивую мысль. А что-то личное я нахожу для себя в каждой песне, чтобы каждая эмоция на сцене была подлинной.
Для многих музыкантов любимый альбом их группы — последний из вышедших на данный момент. У тебя тоже так? Или в дискографии «Операции Пластилин» есть более значимые для тебя альбомы? Если да, то какие и почему?
Не люблю разделять наше творчество на любимое и не очень, это как заставлять выбирать, кого любишь больше, маму или папу. На протяжении всей истории были треки, в которые однозначно влюбляешься с первого взгляда, были и те, что следовало полюбить в процессе, но так, чтобы целый альбом выделить — такого нет. Они все разные, с разной шириной шага, с разной наполненностью.
10 декабря 2024 года вышел новый клип группы на песню «Оверсайз». В нём ты сыграла главную роль и сделала это прекрасно. Тебя полностью устроил такой сценарий клипа о внутреннем перерождении, или, может быть, ты что-нибудь да изменила? Тяжело было вжиться в эту сложную и многослойную роль? От чего ты получила больший кайф: от процесса съёмки или от конечного результата?
Как такового сценария клипа на самом деле не было. Были раскадровки и основные моменты описаны, а о зерне персонажа мы с режиссёром рассуждали уже непосредственно перед самими съёмками. Изменила бы я, может, какие-то моменты исполнительства со своей стороны. Неделю после съёмок мучила себя, что тут можно было так, а здесь эдак.
Вживаться? Нет, не сложно. Думаю, каждый из нас проходил хоть раз свой маленький ад, так что прожить что-то подобное ещё раз было лишь делом техники, чтобы не соврать ни в едином жесте. Опыт феноменальный, работа на сцене и работа на камеру — совершенно разные вещи. Вспоминаю о съёмочных днях с большим удовольствием, а результатом, как любой перфекционист, я никогда не бываю довольна, лишь тихо радуюсь, что кому-то действительно понравилось.
Вопрос об одной песне. На мой скромный взгляд, самая яркая песня, которую ты исполняешь в ОП — «Дом на дереве». В ней столько сентиментальности, боли и эмоций, что пробирает до дрожи. Как я понял, её написал для тебя Толя Царёв. Расскажи, пожалуйста, поподробнее, о том, как появилась эта песня? Как Толе так точно удалось задеть струны твоей души, причём не в первый раз? Насколько близок тебе текст этой песни?
Мы с Толей близкие и давние друзья, понятия не имею, как ему пришло в голову вытащить и пересказать мою историю. Помню, что когда он прислал мне её, со словами, что вот, это твоя история, внутри выросло столько сопротивления и возмущения, словами не передать. А потом я просто сидела и ревела час и ещё полгода донашивала своего внутреннего ребёнка, проходя музыкальную терапию вместе со своим Слушателем. Честно говоря, до сих пор на концертах могу расплакаться, так это всё невероятно близко мне. Толя, конечно, гений. Не знаю, как так можно чувствовать и видеть, чтобы вынуть всё нутро не только у меня, но и у слушателя.
Этой весной вы отправляетесь в тур. Расскажи, легко ли они тебе даются? Какие бытовые (и не только) проблемы, ты испытываешь в них? В чём, по твоему мнению, главный кайф от таких совместных поездок для тебя лично и для группы в целом?
Однажды расскажу в своём тг-канале, каково это быть девушкой в коллективе огромных брутальных мужиков. За шестнадцать лет я привыкла, но есть, конечно, нюансы. Меня скорее воспринимают как своего пацана, но к концу тура, когда усталость копится, неимоверно хочется быть девочкой, чтобы чемодан твой кто-то всегда поднимал и всё такое. Хотя, справедливости ради, следует заметить, что мои пацаны очень выросли и стали чаще помогать и поддерживать, допуская, что я могу стать слабее.
Ко всему можно привыкнуть в туре, кроме отсутствия на трассах достаточно количества нормальных туалетов, в этом плане мальчиком быть куда удобнее, уж извините. А по поводу кайфа: моя жизнь давно стала дорогой и концертами, мы одна большая семья, которая много через что прошла бок о бок. Туры, как правило, это только подтверждают.
Быть единственной девушкой в группе, где играют одни парни — это не всегда гиперудобно, даже в бытовом плане. Отсюда и вопросы. Ты чувствуешь особое отношение ребят к тебе? Например, оберегают ли они тебя от разных невзгод с особой тщательностью? Или же у вас абсолютно равные отношения, никак не зависящие от гендера?
Частично ответила в предыдущем вопросе на это. Добавлю лишь, что я всегда могу быть уверена, что если в моей жизни случится какое-то дерьмо, за моей спиной встанут мои пацаны, оберегая меня как младшую сестру. В остальном, это скорее у них нужно спросить, мне всегда казалось, что я свой пацан, выносящий все тяготы и особенности туров наравне с ними.
До «Операции Пластилин» ты успела поиграть в нескольких коллективах, одним из которых была тамбовская группа «Сколот». Ребята, без сомнения, легенды русского фолка. Чем тебе запомнилась игра в этой группе и общаешься ли ты с ребятами до сих пор? Тебе вообще близок фолк, как жанр музыки?
Мне вообще близка музыка, как способ самовыражения и универсальный язык любви, поэтому я никогда не привязывалась к жанрам — лишь к ощущениям. Состав коллектива, в котором я играла параллельно с «Операцией Пластилин» давно сменился, общаюсь лишь с избранными из старой гвардии, так сказать. Вспоминаю об этом опыте с лёгкой улыбкой, это два мира, которые почти никак не соприкасаются друг с другом. Это было хорошей школой и неплохим стартом для меня в Тамбове, за что я, безусловно, благодарна.
Нормальная история, когда сильному и талантливому музыканту становится тесно в рамках одного проекта. Не задумывалась ли ты о собственном сайд-проекте, например, как у Толи Царёва, где он всё делает один? Или, может быть, ты когда-нибудь хотела бы собрать свою полноценную группу?
Ой, ну я для этого дикая трусиха, честно говоря. И с огромным комплексом самозванца. Наверное, никогда для самой себя я не буду достаточно хороша, чтобы гордо заявить о себе. К сожалению или к счастью, непонятно, но мне тесно безусловно во всём, поэтому свою внутреннюю мощь я прикладываю везде, куда следует и нет. Но неизменно всё это прячу подальше от чужих глаз.
Ты окончила музыкальную школу по классу скрипки. Это не самый очевидный выбор, да и инструмент сложный, что уж греха таить. Почему ты выбрала именно его? Почему, как я понял, ты не стала поступать в музыкальный вуз после окончания музыкальной школы?
Жизнь забавная штука и лично мне часто преподносит сюрпризы, как показывают годы, лишь на благо. На скрипку я попала случайно, мама повела меня поступать на фортепиано, но перепутала здания. Подмена обнаружилась лишь на первом собрании и было уже поздно что бы то ни было менять. Музыкальный колледж у меня не окончен, пришлось срочно переезжать по семейным обстоятельствам, а в тамбовских музыкальных заведениях я просто не прижилась. Те, кто мне попадались, любили понты, а я с такими людьми стараюсь не иметь общих дел.
Традиционный вопрос хит-парад. Назови свой топ-5 музыкальных произведений (абсолютно неважно, классических или нет), в которых большую роль играет скрипка?
«Времена года» Вивальди.
«Оборотень» Ольга Арефьева.
«6» Операция Пластилин.
«31 весна» Ночные Снайперы.
«The Arena» Lindsey Stirling.
В 2019 году свет увидел твой первый сборник стихов «Отражения». Комментируя его выход, ты говорила о том, что это давно наболело в тебе и, как я понял, его можно было выпустить и раньше. Почему это не было сделано? Ещё ты писала, что готовишь второй сборник. Есть ли у тебя понимание, когда нам всем его ждать?
Сборник «Отражения» появился только благодаря Толе Царёву, начиная от первого пинка, заканчивая всем остальным. Комплекс самозванца и отличницы не позволяют мне писать в мир, а не в стол, материала достаточно. Считаю ли я что он достаточно хорош? Нет. Так что для второго сборника, у которого есть и идея, и концепция ещё с 19-го года, нужен хороший пинок, у меня его нет пока, так что я в не меньшем ожидании, чем читатель.
Ещё об «Отражениях». Говоря о них, ты подчёркивала, что очень сильно ждала фидбека от людей и когда получила его (и он был положительным), поняла, что это затея оправдала себя. Вообще, ты очень сильно зависишь от мнения поклонников, например, от комментариев в сети? Часто ли ты рефлексируешь на тему собственного таланта?
Рефлексирую я всегда и относительного всего. Комментарии не читаю, если попадаются, могу и разозлиться, и расстроиться относительно отрицательного комментария, и быть не согласна с положительным комментарием, но более жёсткого цензора и бичевателя, чем я сама для себя, в мире не существует.
Задам сложный вопрос. Если бы тебя поставили перед выбором: быть вокалисткой и скрипачкой в отличном рок-коллективе или стать очень известной (может быть даже культовой) поэтессой, но выбрать можно только что-то одно, то что бы ты выбрала и почему?
Я свой выбор сделала, поставив на всё. Я уже есть, здесь и сейчас, фронтвумен в отличном коллективе. Все остальные проекции и сослагательные наклонения — это не я. Так зачем об этом рассуждать?
Ты получила образование в театральном вузе и служила в театре. Расскажи немного об учёбе и твоём служении Мельпомене? Какая роль (если, конечно, такая была), сыгранная тобой, является для тебя самой знаковой и почему?
Быть актрисой — моя большая детская мечта, которая осуществилась очень случайно и огромное счастье, что мне удалось это. Из любимых ролей Секлета Филипповна Лимериха (мать Гали, «За двумя зайцами»), а из знаковых, наверное, Валентина Андроновна (классная руководительница, «Завтра была война»). В этом спектакле поднимались острые темы, актуальные на все времена и Валендра была совершенно не похожа на меня. Поначалу не складывалось понимание зерна, не находилось отклика и это была та роль, которая начиналась с выстраивания характерности персонажа — пришлось перевоплотиться достаточно сильно. Но это был невероятный опыт с возрастным гримом и новым человеком, которого ты лепишь из самого себя и вдыхаешь в него жизнь.
Как ты считаешь, какие навыки даёт человеку театральное образование: как творческие, так и те, которые могут пригодиться в обычной жизни? Какие из этих навыков ты применяешь до сих пор и как они помогают делать твою жизнь легче?
Театр — интересная структура. Мне, как человеку высоких идеалов, пришлось неплохо обломаться и это было отличной школой жизни. Как человеку, который сам себя боялся, театральный вуз позволил вытащить себя из скорлупы. К концу пятого курса я научилась разговаривать с людьми — в начале первого предпочитала прятаться и молчать. Театр — это самовыражение, как и музыка. Ну и последнее, самое важное, театр научил меня мимикрировать, как бы больно и паршиво не было, я умею быть разной Катенькой — достаточно добавить одну деталь и поверить в своего персонажа и это не будет враньём. Я очень благодарна, что смогла с собой взять столько навыков в жизнь.
Как обычно проходит твой обычный день, когда нет репетиций, концертов и других творческих активностей? Какими событиями он наполнен? Есть ли у тебя, что называется, «обычная» работа?
Обычную работу я оставила года три назад, слишком много ресурса это отъедало и к своему слушателю я выходила пустая. Следовало расставить приоритеты правильно. Но и без работы у меня достаточно активностей. Во-первых, по группе невероятное количество дел, если относиться к своему делу серьёзно. Во-вторых, в отсутствие репетиций ты репетируешь дома соло, в машине, на ходу, за любым делом. В-третьих, я помогаю расти прекрасной девочке, мамой которой мне посчастливилось стать. В-четвёртых, я из тех женщин, которым на месте не сидится и постоянно что-то надо, поэтому на данном этапе я занимаюсь капитальным ремонтом. В-пятых, хочется радовать не только ухо, но и взгляд своего Слушателя, поэтому я много тренируюсь. Ну и миллион параллельных дел, хобби, увлечений и реальной жизни, хочется успеть «пощупать за бока» абсолютно всё в этой жизни.
У тебя есть чудесная дочь Есения, а твои посты о ней всегда наполнены огромной безусловной любовью. Расскажи, чем она увлекается? Хочешь ли ты, чтобы она пошла по твоим рок-стопам? Много ли черт характера она переняла и унаследовала от тебя и какие именно?
Господь сделал мне комплимент, поэтому моя принцесса, как две капли воды похожа на меня. К счастью, идею стать музыкантом она оставила, когда поняла, что этим нужно жить 34/7 (это не опечатка) и много работать. Перед этим она несколько лет мучила меня необходимостью помогать по классу скрипки и фортепиано. До недавнего времени дочь хотела стать патологоанатомом, но пошла в театральный кружок и вот теперь дома подрастает моя актёрская смена. В любом случае, чем бы она ни увлекалась, я стараюсь максимально поддерживать её, а времени всё попробовать и выбрать то, что действительно сделает счастливым и реализованным человеком, у неё есть.
Готовясь к интервью, я смог найти очень мало достоверной и конкретной информации, где ты жила до того, как обосновалась в Тамбове. Знаю, что родилась в Республике Коми, жила в Симферополе и Инте, и уже давно осела в Тамбове. Расскажи, пожалуйста, про свой жизненный трип по матушке-России. Почему ты так часто меняла места жительства? В каких городах ты жила и что запомнилось в каждом из них? Почему остановила свой выбор именно на Тамбове?
Как я упомнила выше, моя жизнь череда случайностей. В целом я и на Тамбов ставок никогда не делала — город так и не смог стать для меня любимым, просто оброс такой жизнью, что груз ответственности не даст мне сорваться с места. Разве что мы всей группой решимся на переезд, вот там надо будет задуматься. А города в которых удалось пожить до сих пор снятся мне и тянут сосущей тоской в груди. Своего места я так и не нашла. Секрет переездов прост: дедуля служил в МЧС, поэтому вся семья передвигалась по необъятной за ним, успев пожить в приличном количестве городов.
Ты выше уже упомянула о том, что ведёшь очень искренний и уютный телеграм-канал. Иногда ты в нём делишься своими планами на день, постишь что-то интересное, а иногда пишешь очень личные тексты и стихи. В какой момент жизни и зачем ты создала этот канал? Это такой способ самовыражения или что-то иное? Чего ты ждёшь от него в будущем?
Честно говоря, частично этот канал дань памяти директора, который, к сожалению, покинул нас. Он всегда строго требовал от меня принять, что как фронтвумен проекта я интересна людям и что это часть моей работы. В прошлом году я решила, что никогда не поздно начать. Наверное, мой канал— это скорее дневник, в котором я могу оставаться сама собой и это важная часть моего нутра, всё должно быть искренним и настоящим, иначе зачем тебе быть. Жизнь учила меня ничего не ждать и не строить мифических планов на будущее, поэтому я просто есть, и я просто говорю с теми, кому это действительно интересно.
Немного пофантазируем. Ты любишь праздники? Если да, то какой твой любимый? Представь, что ты могла бы создать новый праздник. Чему бы он был посвящён и какой смысл ты бы в него вложила? И, наконец, как именно он бы праздновался?
Я очень люблю делать подарки. Выбираю их всегда, как в последний раз, как самой себе. Я бы не стала создавать конкретный праздник, я бы предложила праздновать Жизнь каждый день. И хотела бы иметь такой уровень достатка, который бы позволил мне делать своим любимым не только подарки, которые действительно нужны, но и те, которые будут ценны и сделают их жизнь счастливее и проще.
Давай поделим твою жизнь на несколько весьма условных этапов: рождение, детство, молодость, зрелость, старость и смерть. Для каждого из них надо выбрать свой саундтрек. Какие саундтреки для каждого этапа своей жизни ты выбрала бы?
Я всегда доверяю святому рандому, будь то мой список треков, радио или случайно проехавшая тачка, гудящая басами, и он ещё ни разу не подводил меня. Малое количество событий и дней в моей жизни проходили без музыки, там нет конкретных треков, за исключением самых ярких воспоминаний, но абсолютно всегда я говорила, что музыка, которая сопровождает меня — настоящий саундтрек жизни. Выделять конкретных, пожалуй, не буду, потому что точно знаю, что в рандом вмешиваться нельзя, иначе волшебство разрушится.
Представь, что ты могла бы запретить людям задавать тебе один единственный вопрос? Какой вопрос ты бы запретила? Почему именно его?
Не вопрос, фразу: «Всё будет хорошо». У меня аллергия на неё и ни единого положительного опыта, с ней связанного.
Воспоминания о какой книге или книгах ты с удовольствием бы стёрла из памяти, чтобы прочитать её или их впервые? Почему именно такой выбор?
«Мастер и Маргарита» Булгакова. Это самое сильное воспоминание моего детства. Сначала я увидела спектакль и безумно влюбилась в каждого персонажа. В эту же ночь прочла всю книгу от корки до корки. Книга, в которой найдётся фраза на каждый день любой жизни.
Великий Конфуций писал: «Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты». А что именно для тебя является простым счастьем, большим счастьем и настоящим счастьем?
Счастье в простом, как ни банально. Сидеть в охваченной солнцем комнате, обнять бабулю, подержать дедушку за руку, поговорить с мамой по душам, гладить Дочь по голове, быть в моменте и ценить каждый из них, замечать своё счастье (только тогда это будет по-настоящему) и не обманывать ни себя, ни окружающих. Мир удивителен в своём многообразии и непохожести, было бы здорово, чтобы каждый мог уметь быть в диалоге и любви. И из таких маленьких мелочей складывалось одно большое Счастье.
Беседу вёл: Артём Гарькавый.
Фото предоставили: Александр Марков, Алексей Махов, Антонина Артамонова, Елена Санкина, Иван Маркуль, Кристина Волконская и Наталья Городилова.
Отдельное большое спасибо Элине Леонтьевой за помощь в создании интервью.
Орфография и пунктуация собеседницы по возможности сохранены.
Вступайте в группу Музыкальный портал Голос Рока ВКонтакте:
Подписывайтесь на наши каналы:
Telegram: https://t.me/golosrocka
Дзен: https://dzen.ru/golosrocka
Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ): https://www.instagram.com/golosrocka
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UC3x4vP0gL3SiPtZf3a9dI8Q