Свято-Вознесенский собор – одна из красивейших святынь Верхневолжья. Храмовый комплекс в составе церкви Вознесения Господня и часовни в честь Казанской иконы Божией Матери, находится в одном из самых живописных мест города Ржева, раньше вблизи него располагался извоз, там же сохранились остатки старой мощеной мостовой. Раньше к Вознесенскому собору вела красивая аллея от того места, где сейчас после Нового моста через Волгу начинается улица Большая Спасская. Там, где у Нового моста сейчас располагается АЗС, раньше стояла Спасо-Преображенская церковь (1755 г.), расширенная в 1872 году (не сохранилась). До революции 1917 года набережная называлась Казанский бульвар, в 1924 году бульвар был переименован в Ленин-сад, но это название среди ржевитян не прижилось, по-прежнему набережную называли Казанским бульваром. Александр Николаевич Островский - великий русский драматург, бывая во Ржеве, с этих мест любовался Волгой, называя в пьесе "Гроза" это место Общественным садом. Конечно, хочется вернуть былое величие этому природному месту Ржева, открыть ландшафт и вид на Волгу. Сегодня, большая часть бывшего бульвара заросла огромными деревьями, которые не только закрывают вид как с этого берега, так и с противоположного на храмовый комплекс, но, в первую очередь, представляют собой опасность обвала, поскольку ландшафт, как и старые деревья, являются аварийными. Недалёк тот день, когда здесь появятся фонари, освещены будут пешеходная дорожка, проезжая часть, а также пологий спуск к Волге, который в зимнее время активно используется лыжниками и сноубордистами. Недавно ржевские школьники уже посадили рябинки неподалёку от кладбищенской территории, они хорошо прижились и уже радуют ржевитян своей красотой. Рябиновые деревца школьники высадили не просто так, а в рамках акции «Рябиновые слёзы», в память о трагических событиях Великой Отечественной войны: здесь мирное население спускалось к реке за водой и часто попадало под обстрел фашистов, в этом месте погибло много женщин и детей... И это ещё одна веха в истории города, о которой мы должны помнить. Но давайте вернёмся к истории собора Вознесения Господня. Сохранившийся до наших дней Свято-Вознесенский собор ранее именовался Вознесенской кладбищенской церковью и был построен в 1841 году благодаря стараниям купца 1-ой гильдии П. Ф. Сафронова. Изначально все в его роду были староверцами. Но в 40 лет мужчина неожиданно сдружился с протоиереем Матфеем Константиновским и под его влиянием перешел в Православие.
Заручившись поддержкой Епархиального начальства, купец затеял большую стройку на территории, где еще с XVIII в. располагалось кладбище и деревянная часовня. В ней хранилась икона Казанской Божией Матери. Дабы собрать необходимые средства для постройки белокаменного храма, икону ставили перед кружкой для пожертвований. В итоге, церковный комплекс обошелся городу в 100 тыс. рублей, 25 тыс. из которых пожертвовал сам Сафронов. Давайте узнаём, кем же был этот человек, благодаря которому возник столь величественный массивный храм... Сафронов Павел Федорович (1801(?) – 15.01.1896)
Купец 1-ой гильдии, занимался торговлей льна, вел свою большую жертвенно-строительную деятельность.
С храмоздателем Вознесенского собора купцом Павлом Федоровичем Сафроновым духовно был близок протоиерей Матфей Константиновский. Род Сафроновых, как и большинство местных купеческих семей, придерживался старой веры. Однако, достигнув сорокалетнего возраста, Павел Федорович под влиянием протоиерея Матфея Константиновского на сорок первом году жизни перешел в Православие и сразу же был избран на должность церковного старосты к Ржевской городской Преображенской церкви.
На окраине Ржева, между Торопецким трактом и набережной Волги, уже в XVIII столетии находилось кладбище. Здесь же стояла ветхая деревянная часовня, в которой находилась Казанская икона Божией Матери. На этом месте Павел Федорович решил начать постройку каменного храма в честь Вознесения Господня. Епархиальное начальство утвердило его строителем, и как лицо, уважаемое в городе, он сумел найти единомышленников не только среди православных жителей города Ржева, но и среди старообрядцев. Из кружки, поставленной пред иконой Казанской Божией Матери для сбора пожертвований на постройку храма, вынимались ежемесячно весьма крупные суммы, особенно в 1848 году, когда в Ржеве свирепствовала холера. Начатая в 1844 году постройка храма продолжалась до 1855 года, когда храм был освящен архиепископом Тверским Гавриилом. Из ста тысяч рублей, которые пошли на постройку обоих храмов, часовни и ограды, не менее двадцати пяти тысяч были пожертвованы им самим. В должности строителя и церковного старосты при Преображенском и Вознесенском храмах он состоял в общей сложности более пятидесяти лет.
П.Ф. Сафронов постоянно выбирался гласным Городской думы и некоторое время был городским главой. Был отмечен наградами церковных и гражданских властей. Имел золотые медали на Станиславской и Аннинской лентах. Бронзовую медаль на Аннинской ленте – в память Крымской войны. Знак Красного Креста за пожертвование в русско-турецкую войну 1877-1878 годов. После смерти Сафронов получил звание потомственного Почетного гражданина города Ржева.
Павел Федорович Сафронов прожил долгую и достойную жизнь и скончался в 1896 году 15 января 94 лет от роду. Похоронен он, как храмоздатель, у собора Вознесения Господня на участке, который впоследствии сделался местом последнего упокоения всех членов семьи Сафроновых.
Как известили своих читателей епархиальные ведомости, на похоронах распоряжался «старший внук покойного Алексей Григорьевич Софронов, заменяющий городского голову». Впоследствии Алексей Григорьевич также был избран городским головой. На этом поприще он проявил себя в качестве деятельного и энергичного администратора.
К сожалению, его жизнь оборвалась трагически. В октябре 1917 года, когда по всей стране начались беспорядки и гонения на представителей старой администрации, он был убит, когда ехал по улице в пролетке. Камень, брошенный неизвестным лицом, пробил ему голову, смерть наступила мгновенно. Похоронен Алексей Григорьевич был рядом с дедом и отцом в том же семейном некрополе у стен Вознесенского собора. (Примечание автора: Кроме захоронений выдающихся личностей, Казанское кладбище стало местом упокоения простых горожан, которые восстанавливали город из руин, работали на заводах, учили детей, лечили больных). Освящён Вознесенский собор был в 1855 году архиепископом Тверским Гавриилом. В благодарность Божией Матери за Её чудесную помощь Павел Федорович выстроил на кладбище красивую каменную часовню, в которую и перенесена была Казанская икона. Рядом с холодным Вознесенским храмом Павел Федорович выстроил другой - в честь Казанской иконы Божией Матери, для совершения богослужений в зимнее время (во втором этаже каменного здания, в нижнем этаже находились помещения для сторожей и церковного хозяйства). При Вознесенской церкви имелась каменная часовня, посвященная местночтимой чудотворной иконе Казанской Божией Матери (построена в 1851 году). Наконец, всю территорию кладбища он обнес каменной оградой, которая сохранилась до сего времени. Павел Сафронов состоял в должности строителя и церковного старосты при церквах Преображенской и Вознесенской более пятидесяти лет, скончался он 94 лет от роду. Кстати, его внук, по семейному преемству бывший церковным старостой Казанского храма, в советское время был за это осужден и 25 лет провел в лагерях.
В 1901 году служили: Священник Алексий Алексиевич Береснев 48-ми лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1876 года, священником с 1893 года, состоял законоучителем городского приходского училища, членом уездного отделения Епархиального училищного совета, членом благочинного совета, награжден в 1895 году набедренником. Диакон, в должности псаломщика, Лавр Михайлович Скобников 27-ми лет, в служении с 1893 года, диаконом с 1894 года. Церковный староста потомственный почетный гражданин Алексей Григорьевич Сафронов, в должности с 1896 года. В 1914 году служили: Священник Алексий Береснев 62-х лет, окончил семинарию, на службе 22 года, в Вознесенском храме 21 год. Псаломщик-диакон Леонид Михайловский 36-ти лет, на службе 15 лет, в Вознесенском храме 2 года. Иначе как чудом Божиим нельзя считать то обстоятельство, что, несмотря на ожесточенные бои, которые шли во Ржеве в 1942-1943 годах, когда артиллерийским огнем было уничтожено 90 процентов городских зданий, уцелели, хотя и получили сильные повреждения, Вознесенский собор, дом Сафронова на берегу Волги и кирпичный столп-часовенка в честь Казанской иконы Божией Матери над местом его упокоения. Конечно, атеистическое лихолетье сказалось: часовенка до нашего времени дошла обветшавшей и без креста. Слава Богу, из Москвы во Ржев недавно приезжала праправнучка Павла Федоровича, Галина Кирьянова, которая считает своим долгом ее восстановить.
Прошло больше ста лет со дня кончины Сафронова, но почти каждый день к его могиле приходят православные ржевитяне, молятся, приносят живые цветы. На похоронах Павла Сафронова распоряжался «старший внук покойного Алексей Григорьевич Софронов, заменяющий городского голову». Впоследствии Алексей Григорьевич также был избран городским головой. На этом поприще он проявил себя в качестве деятельного и энергичного администратора.
К сожалению, его жизнь оборвалась трагически. В октябре 1917 года, когда по всей стране начались беспорядки и гонения на представителей старой администрации, он был убит, когда ехал по улице в пролетке. Камень, брошенный неизвестным лицом, пробил ему голову, смерть наступила мгновенно. Похоронен Алексей Григорьевич был рядом с дедом и отцом в том же семейном некрополе у стен Вознесенского собора.
Большевики закрыли собор в 1939 году. В годы Великой Отечественной войны, обороняясь от наступающей Красной армии, немцы устроили в храме дот, прорубили в стенах амбразуры. И с высокого берега Волги обстреливали из орудий наши позиции... В ответ красноармейцы били по собору. Все пять куполов были уничтожены, в алтаре зиял проем от снаряда. Но Божьим чудом собор уцелел, хотя стоящую рядом Казанскую церковь была разрушена в результате артиллерийских дуэлей.
Всё послевоенное время собор стоял бесхозным. Чудотворная Казанская икона исчезла при советской власти, за прошедшие годы ее так и не нашли. Даже сложно в это поверить, что в 1986 году в праздник святого Николая Мирликийского в храме вновь затеплились лампады и зазвучала молитва! (И это в годы Советской власти!). В этот год церковь в руинированном состоянии местная власть передала РПЦ. Освящён после реставрации 19 декабря 1987 года - в праздник одного из наиболее почитаемых святых - святителя Николая Чудотворца. Ржевский храм Вознесения полностью восстановили лишь в 1988 году силами прихожан и отца Олега Чайкина, назначенного в Ржев из Твери. Батюшка старался успевать везде – вел службу, а после копал ямы под столбы, выступал в роли прораба, плотника и жестянщика. Работы не останавливались ни на один день. В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, в город Ржев, в восстанавливающийся Вознесенский собор, был направлен митрополитом Алексием (Коноплевым) вторым священником Алексей Чайкин. За кованой оградой с каменными воротами в виде тройной арки виднеется основательное здание с 5-ю широкими куполами, диаметр которых лишь немного больше обхвата высоких барабанов. Купола "посажены" на центральный массивный световой восьмигранный барабан и на четыре таких же, восьмигранных "иже под колоколы". Вход в собор в виде массивной арки-портала, перекликающейся формой с оконными проёмами. Интерьер храма лаконичен: единственный алтарь, обозначенный небольшим иконостасом, украшенный позолотой; на белых стенах висят немногочисленные иконы. Световые окна широкого барабана главного купола создают естественное эффектное освещение.
Сегодня при Вознесенском соборе инициативные прихожане вместе с отцом Константином Чайкиным создали музей "Православные святыни земли Ржевской", фонд которого регулярно пополняется новыми экспонатами. В музее органично сочетаются темы войны и истории храмов. В частности, собирается информация о храмах Ржевского района, которых до революции было 56 (более 20 храмов и часовен к началу ХХ века было в Ржеве). В экспозиции подпорченные временем латунные ризы от икон, фрагменты купольных крестов и колоколов, старинные церковные книги, не подлежащие восстановлению иконы. Одна икона - Казанской Божией Матери - даже с вмятиной от пули. Многие экспонаты музея собраны поисковиками из отрядов "Калининский фронт" и "Память 29-й армии", с которыми у отца Константина давняя дружба.
Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!
Отдельное спасибо, что дочитали до конца!