Статья написана по материалам Н.В. Самариной.
Наталья Васильевна Самарина-кандидат исторических наук, доцент. Автор многочисленных научных статей, монографий, учебника «История донского края» и книги «Ростов-самый удивительный уездный город России», созданных совместно с Донским издательским домом.
Ростов-на-Дону XIX-начала XX вв.-это очень успешный в коммерческом отношении город. Это город торговый, город наживы и чистогана. Но не чужд был он и культуре, причём культуре просветительской, воспитывающей; культуре, преобразующей обывателей.
И. А. Тер-Абрамян-родоначальник просветительско-издательской деятельности, издатель и редактор газеты «Донская пчела». 1876-1893гг.
Серафим Христофорович Арутюнов, газета «Приазовский край». Спустя четверть века встретил, пусть незначительное количество, но всё-таки, подготовленных к газете, литературной и политической, читателей.
Далее следует Николай Елпидифорович Парамонов и его издательство «Донская речь». Хотя Николай Парамонов, в принципе, от идей просветительства отступил, за что сразу же поплатился, но его вклад велик.
Все они своей деятельностью способствовали формированию читательской аудитории, которая находилась бы под воздействием идей просветительства, идей нравственного и интеллектуального совершенствования.
Отмечу, что наряду с «Донской пчелой» и даже чуть раньше этого, в 1875 году в типографии Тер-Абрамяна начали издаваться «Ростово-Нахичеванские календари». С начала 80-х годов издание превратилось в «Донско-Азовский календарь».
Это был аспект просветительской деятельности, потому что это не просто адреса каких-то фирм, администраций, организаций. В этих календарях содержались и справочная, и литературная части.
Справочная, прежде всего ориентированная на людей, занятых предпринимательской деятельностью. Но и обыватели могли там найти полезную информацию. Например, о почтовых тарифах и правилах отправки; как выписать вексель или оформить бумаги у нотариуса. С регулярным обновлением!
Представьте сколько времени занимала подготовка ежегодного справочника. «Ростов-Нахичеван», потом «Вся Область Войска Донского» на тот или иной год, с 1901 года «Вся Область Войска Донского и Северный Кавказ».
В условиях отсутствия интернета, широкого распространения средств массовой информации. Чтобы собрать материал нужно было найти людей, списаться, потребовать от них, чтобы они прислали сведения: кто, что, где и когда. Эти справочники создавали для региона информационную инфраструктуру. И это посредством телефона и писем, никакого интернета!
В литературной части, как правило, речь шла об исторических сюжетах. Кстати сказать, в первом «Ростово-Нахичеванском календаре» от 1875 года, вышел очерк о состоянии Ростова и особенностях его развития на середину 70-х годов. В нём была опубликована гравюра издательства литографии Тер-Абрамяна. Вид Ростова с левого берега гравёр Матвейчук,1875г.
И. А. Тер-Абрамян занимался образовательной деятельностью-писал учебники по армянской истории на армянском языке. Они имели распространение не только среди российских армян, но среди армян Персии и Турции. Были признаны лучшими на армянском языке.
Ивана Абрамовича мы по праву можем считать успешным армянским просветителем 60-80-х годов XIX века. В Ростове он поддерживал учителей народных училищ, которые писали методические пособия и хрестоматии. И.А.Тер-Абрамян оплачивал обучение детям своих наборщиков и иных типографских работников, с тем лишь условием, чтобы они возвращались и работали у него. Он, с одной стороны, формировал себе кадры, а с другой, он помогал людям выжить.
«История Крыма» была им написана по словам его потомка Виктора Ивановича Тер-Абрамяна. Эту книгу, когда на Украине начались трагические события, господин Порошенко признал вредной, не соответствующей историческим реалиям. Приказал изъять из библиотек там, где она имелась, хотя сама книга вышла в 1865 году. Почему? Потому что речь велась о географических, топографических условиях Крыма и о народах, населявших и населяющих эту территорию. Наверное, среди них не было украинцев на середину 60-х годов XIX века.
Некоторые сведения о жизненном пути И. А. Тер-Абрамяна мы можем почерпнуть из некролога, написанного И. Я. Алексановым, Он пишет, что Иван Абрамович начал свою трудовую деятельность в одной из Тбилисских типографий. Потом оказался наборщиком и впоследствии метранпажем в Петербургской типографии Академии наук, где проработал около 10 лет. Поясню, что метранпаж – это старший наборщик в типографии, сверстывающий набор в страницы.
Когда в 1860 году создавалась типография при Халибовском училище в Феодосии, Халибов пригласил его в качестве заведующего. Иван Абрамович был также корректором, писал книги. Он преподавал в Халибовском училище, которое имело программу гимназии.
По семейному преданию И.А. Тер-Абрамян знал шесть языков. Определял в какой день и на каком языке будут говорить члены его семьи: на русском, армянском, французском. А если кто-то, что называется, нарушал, так следовали соответствующие санкции: мыть или вытирать посуду, у себя в комнате убирать. Не служанки и не горничные, а сам, потому как-провинился.
В доме Тер-Абрамяна, кстати сказать, располагалась редакция газеты и публиковались «Вечерние новости».
К середине 70-х годов И.А. Тер-Абрамян за свои заслуги получил звание потомственного почётного гражданина.
С 1894 года адрес-календари продолжали издаваться под руководством Арама Ивановича Тер-Абрамяна-сына.
Иван Абрамович Тер-Абрамян умер в 1899 году.
И.А.Тер-Абрамян стоял у истоков диалога культур. Это его отличительная особенность. Здесь, на территории очень сложной, ведь Ростов — это конгломерат разных этносов. Он способствовал диалогу русского и армянского населения. Много публиковал о донских казахах, стремясь сделать понятными для ростовцев и нахичеванцев. После присоединения городов к области Войска Донского в «Донско-Азовском календаре» за 1888 год уже появился огромный очерк об обычаях донских казаков.
https://vk.com/wall-178800420_1004 в дополнение-статья и видео материал от Н.В. Самариной о «Донской пчеле» в ВК.
Благодарим Наталью Васильевну за интереснейший материал.
Приобрести книгу Н.В. Самариной «Ростов-самый удивительный уездный город России» вы можете, обратившись по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Максима Горького, 151.
Тел. 8 903 401 25 51, 8 928 214 22 88
donidom@mail.ru