На доме 12 по Большому Левшинскому переулку висит доска.
Мол, музей скульптора А.С. Голубкиной.
Но не торопитесь познакомиться с творчеством этой ваятельницы.
Дом затянут строительными полотнищами. Реставрация. И только для этой доски маленькую дырочку вырезали.
Реставрация уже не первый год идет. И когда закончится- никто не знает.
Раньше на стене еще одна доска висела. С барельефом скульпторессы.
Но она уже даже из-за сетки не проглядывается. То ли тоже на реставрацию отправили. То ли сама отвалилась.
Когда построен был этот дом?
1782 годом датирован первый из найденных планов усадьбы прапорщика Сергея Григорьевича Давыдова. В прошении в Каменный приказ, ведавший в то время обывательским строительством, говорилось: «...имею я московский ветхий свой двор со всяким деревянным строением, которые за ветхостью желаю сломать и построить: господские деревянные хоромы в восемь покоев с антресолью внутри двора на прежнем месте, людскую избу и кухни с сеньми, да для постоя солдат избу с сеньми, да два погреба и два амбара, конюшню да каретный сарай переправить на том же месте".
Примерно в то время, видимо, и был построен это дом. Судя по описанию- одноэтажный, «с четырехпилястровым портиком, завершенным невысоким фронтоном»- похожий на нынешний.
В конце XIX века усадьбу купила Марья Матвеевна Сабашникова. Купцы Сабашниковы жили одно время неподалеку. На том же Большом Левшинском переулке.
Сыновья - Александр и Сергей- замутили книгоиздательский бизнес. В 1900 году братья соорудили во дворе двухэтажную пристройку. С большими окнами.
Для работы граверов и других нужд издательства.
Ее и облюбовала Анна Семеновна под свою мастерскую. В 1910 году.
В Москву Голубкина перебралась в 1889 году. До этого в родном Зарайске помогала родителям. Овощи на продажу выращивали.
И вот решила себя ваянию посвятить. Диковатую 25- летнюю провинциалку в Москве не ждали. Но талант и упорство огородницы победили. С трудом, но все-таки приняли. В классы изящных искусств А.О. Гунста.
Потом в Париж ездила. У Родена училась.
Зато сейчас ее творчеством любуются в Третьяковской галереи, Русском музее, Музее Орсе и т.д.
Над входом в МХАТ с момента его основания ее горельеф висит.
«Пловец».
Почему пловец? Загадка. На горельефе можно разглядеть части тел как минимум еще пяти персонажей. Или, предполагается, что остальные не выплыли?
Может из-за этой двусмысленности символом МХАТа стала чайка, а не эта голубкинская загадка.
А вот личная жизнь у Анны Семеновны не сложилась.
До 25 лет в огороде копалась. Потом учеба. Творчество. Да и внешность… Как бы сказать… На любителя.
Вот как описывал внешность скульпторессы Максимилиан Волошин: «Та же мощная фигура, та же низко и угрюмо опущенная голова, то же пророчественное оцепенение членов, та же неприветливость и отъединенность от мира, та же тяжесть и неуклюжесть жеста».
Хотя большая любовь была и в ее жизни. В Париже. Но безответная.
Не оценил безизвестный французик «чудовищность и красоту, первобытную мощь тела, пластически выражающую стихийность духа».
Анна Семеновна и в Сену бросалась. И травилась. И даже в психушку попала после этого.
С советской властью отношения у скульпторессы тоже не сложились. Хотя революционное движение поддерживала. В 1907 году даже арестовали. За распространение прокламаций. И приговорили было. К году тюрьмы. Но от пустили. Мол, ненормальная. Что взять.
Но вот в ленинский план монументального искусства не вписалась.
Одной из последних работ был бюст Л.Н. Толстого. В 1925 году.
По заказу Толстовского музея.
Тем более Анна Семеновна лично знала писателя. В 1900 году была в гостях. В его московском доме в Хамовниках. Как вспоминал личный секретарь писателя Хрисанф Абрикосов, когда Лев Николаевич стал рассуждать о непротивлении злу насилием, «Голубкина вдруг вскочила и со словами “Это все пятачки какие-то!” ушла. “Какая странная женщина!” — сказал Толстой».
В следующий раз Анне Семёновне в посещении дома было отказано.
Других заказов практически не было. Ради пропитания вынуждена была разные безделушки вырезать. И на рынке продавать.
Пришлось на малую родину возвращаться. Где вскоре и умерла. 7 сентября 1927 года.
Спустя семь лет спохватились. В 1934-м открыли музей всемирно известной ваятельницы.
Оценили. Вот только оценки менялись вместе с изменением линии партии. В 1952 году закрыли. Мол, не соответствуют скульптуры Голубкиной образу строителя социализма.
Еще через двадцать лет линия партии опять изменилась. Музей опять открыли.
И вот опять закрыт. С 2017 года.