С Масленицей, уважаемые!
Оглавление.
Детство.
Юность.
Современность.
С праздником, крещёные! Масленицей бравой!
С блинами испечёнными, молодецкой забавой!
Провожанием-сжиганием зимы лютой!
И прощёным воскресеньем для душевного уюта!
Детство.
Рано поутру звонко щёлкнуло в углу избы. Это от тридцатиградусного мороза. Зима показывает свой норов. Со мной, мол, не забалуешь! Какая вам к бесу весна, я здесь хозяйка! От этого звука я просыпаюсь. Но я не боюсь её угроз. Мне не страшен мороз на кровати под мягким одеялом, к тому же возле русской печки, дающей ровное тепло.
Я таращусь заспанными глазками в темноту, чуть-чуть разбавленную светом керосиновой лампы, идущего с кухни. А может я проснулся вовсе не от морозного треска, а от изумительных запахов? Я прислушался к звукам в избе… Потрескивают, давая жар, полешки в русской печи, шкворчит в латке, жарясь на углях, сало, шипит на раскалённой сковородке наливаемое тесто… Впрочем, прислушиваться смысла нет, запахи говорят сами за себя. Я моментально вспоминаю, что сегодня наступает Масленица, так говорила вчера бабушка. А значит, как и обещала мама. Сегодня на завтрак у нас будут блины! Ура! Я не совсем понимаю, что такое Масленица, но зато понимаю, что такое блины — блины это праздник! А ещё сегодня за столом обязательно будет пареная репа... Вкуснотища!
А днём, когда мороз немножко спадёт, с горки на салазках!
Такие воспоминания у меня, трёх-четырёхлетнего пацана, остались о Масленице в далёких шестидесятых годах прошедшего столетия…
Юность.
Утром мороз под минус тридцать, но после обеда уже пригревает. Изрядно вспотев, затягиваем конные сани на самую кручь горы «Часовня», что возвышается над нашей деревенькой. Садимся все скопом. Сани маловаты для всей молодёжи, потому получается куча-мала. Сани набирают скорость, с визгом и уханьем половина седоков слетают в снег, не докатившись и до середины склона. Когда сани набирают немыслимую скорость, вторая часть седоков спрыгивает в снег сама. А сани с оглушительным треском врезаются в хозяйский забор огорода, порушив его. От саней, тоже хозяйских, ясен перец, остались одни обломки да щепки... Зачинщикам данного мероприятия долго придётся скрываться от разъяренных хозяев.
В канун Масленицы, молодёжь скидывается по несколько рубликов на празднование.
Или, если вдруг в магазин требуются дрова, то по-быстрому организовываем трактор с телегой и дружною оравой на «калым».
Подсчитываем заработанные или собранные в складчину денежки, распределяя, какую сумму на что потратить.
Сразу же отделяем несколько рублей. Это плата хозяевам за аренду избы на вечер. Остальные уходят на оформление стола: консервы, конфеты, пряники… И прочее. Основные яства для празднования Масленицы приносим из дома, кто на что горазд…
Девчата — пироги, блины, пампушки, а пацаны — «шти» да сало.
Праздничный стол удался на славу!
Танцы под радиолу… Пляски под баян… Песни до хрипоты…
Дружно, весело и шумно молодёжь в селе гуляла.
Под винилову пластинку в пляске обувь истоптала.
Такие воспоминания у меня, двадцатилетнего, остались о Масленице в недалёких восьмидесятых годах прошедшего столетия.
До этого — интернат, общага, казарма. Было как-то не до праздников…
Ещё блинчик, и расходимся, предупредили Танюху: швы на платье.
Современность.
На первый день Масленицы минус тридцать, а потом как-то враз потеплело. После обеда вовсю капель, на градуснике плюсовая температура.
(Права была Грета Тунберг, неладно что-то с нашим климатом. Правда, сибиряки ничего не имеют против, чтобы рядом с кедром росла пальма.)
- Наташа! – говорю я жене. – Начинаем бездельничать.
- А чего так? – вопрошает моя благоверная.
Так Масленица же наступила, работать грех! А тут ДЗЕН как раз новый конкурс объявляет, я сажусь сочинять «нетленку» о Масленице, а ты тесто на блины заводи.
А ещё мой любимый рыбий пирог хотелось бы отведать...
Первым из духовки Наташа достаёт пироги... Аромат в избе стоит обалденный! Облизываясь, ждём блинчики, планируя наши действия на неделю. Которые, в общем-то, просты.
Неделю пируем, а потом рванём на праздник в райцентр.
На забавы молодецкие полюбоваться. Да песни в исполнении наших голосистых чикоянок послушать.
Ага, а вот и блинчики подоспели!
Наташа, как всегда, постаралась на славу! Блинов напекла аж двух рецептов. Сальца поджарила и маслица растопила. Вкуснотища! Начинаем «разгул на распашку делать», то бишь праздник живота!
Муж начал замечать, что с каждой последующей Масленицей блины у жены получаются всё вкуснее и вкуснее – стареет, видимо…
Не всё коту масленица, близко-близко мартовская колбасница.
Мы в воскресенье, в прощёный день, в райцентр на праздник «Проводы зимы» давно с Наташей дорожку протоптали. Душевное мероприятие, скажу я вам!
Весело весну встречали — браво время провели.
Зиму шибко напугали — чучело в кругу сожгли!
А вечером, после завершения всех праздничных хлопот, на молодник (молодой месяц) нужно любоваться и радоваться, что он народился.
А это значит, что придёт следующая Масленица с её раздольным весельем! И не остановится течение жизни нашей!
И ещё друзья мои, с берегов Чикоя, позвольте вам пожелать счастья и спокоя!