Найти в Дзене
Мир Зари

"Обитаемый остров" А. и Б. Стругацких. Островная Империя или "Спокойствие, только спокойствие!"

Кадр из советского фильма "Капитан Немо" СССР 1975 год. Как-то так воспринимаются размеры белой субмарины.
Кадр из советского фильма "Капитан Немо" СССР 1975 год. Как-то так воспринимаются размеры белой субмарины.

Идём дальше. Но прежде, чем начать, маленькое уточнение. Друзья, мы опускаем многие логические цепочки рассуждений. Если мы станем приводить все свои размышления, например, относительно обмеления моря (океана), этому придётся уделить несколько отдельных статей. Поэтому, если вам принципиально узнать, как мы пришли к тому или иному выводу – спрашивайте, в комментариях поделимся.

А пока – приступим к осмотру кают-компании.

«Это было довольно обширное помещение с истлевшим ковром на полу, с тремя полукруглыми плафонами в потолке, из которых горел только один. Посередине стоял круглый стол, вокруг стола — кресла. На стенах висели какие-то странные фотографии в рамках, картины, лохмотьями свисали остатки бархатной обивки. В углу потрескивал и завывал большой радиоприемник — Гай таких никогда не видел.»

Что у нас пока получается? Комнату, в которой мы видим его у мутантов, Гай называл маленькой, а ту, где проходило собрание – большой. Кают-компанию он называет обширной. Рискнём предположить, что «обширная» в понимании Гая – это больше, чем «большая»… Итак – обширное помещение, посередине которого стоит круглый стол. Проблем с пространством там явно нет. Круглый стол – очень непрактичный предмет мебели. Места много занимает, а полезной площади мало, и подходит он для действительно больших помещений. Интерьер тоже намекает на большое помещение. Кроме того, можно – хоть и с некоторым сомнением – сделать вывод о долгих походах.

«Он подсел к приемнику и принялся крутить верньеры, а Гай огляделся, не зная, с чего начать, потом подошел к стене и стал смотреть развешенные фотографии.»

Ну вот, опять Максим откуда-то знает, что надо крутить и в какую сторону. Там ведь надписи на иностранном языке, и вообще непонятно, что это.

Картинка из Интернета.
Картинка из Интернета.

Вот, например... Даже при том, что многие читатели знают, что это такое, многие ли из них умеют этим девайсом пользоваться? А ведь времени с 70- годов XX века прошло не так уж и много...

«Некоторое время он никак не мог понять, что это за снимки. Потом сообразил: рентгенограммы. На него смотрели смутные, все как один оскаленные черепа. На каждом снимке была неразборчивая надпись, словно кто-то ставил автографы. Члены экипажа? Знаменитости какие-нибудь?..»

Не знаем, как вам, а нам почему-то приходит на ум нацистская Германия, с их измерением черепов. Кают-компания – такое помещение, где будут висеть или предметы искусства, или агитационные материалы, и/или учебные пособия. Так что эти рентгенограммы, скорее всего, снимки «истинных Имперцев» или местных «унтерменьшей».

«На плакате было синее море, из моря выходил, наступив одной ногой на черный берег, оранжевый красавец в незнакомой форме, очень мускулистый и с непропорционально маленькой головой, состоящей наполовину из мощной шеи.»

Странно. По описанию это больше похоже на карикатурное изображение не то врага, не то ещё кого. Но на плакате явно не враг. Мы просмотрели целый ряд плакатов СССР, Германии и Италии тридцатых-сороковых, и, пожалуй, только в итальянских что-то похожее наблюдалось.

«В одной руке богатырь сжимал свиток с непонятной надписью, а другой — вонзал в сушу пылающий факел. От пламени факела занимался пожаром какой-то город, в огне корчились гнусного вида уродцы, и еще дюжина уродцев окарачь разбегалась в стороны. В верхней части плаката было что-то написано большими оранжевыми буквами. Буквы были знакомые, наши, но слова из них складывались совершенно непроизносимые.»

Свиток и факел, втыкаемый как флаг на вершине горы или поверхности Луны... Похоже на какое-то предназначение, миссию, прописанную на этом самом свитке. Второй интересный момент: «Буквы были знакомые, наши». Кириллица и латиница похожи потому, что их предок – греческий алфавит. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что и Островная Империя, и Старая Империя – наследники более древней культуры, и во многом схожи. Как, скажем, разные государства Европы и России. Тут мы вынуждены опять отойти от логики статей и напомнить, что Аркадий Натанович – переводчик, причём с японского. Так что, как отличаются культуры с различной письменностью – знал.

«С изящной лакированной полки глядело на него стеклянными глазами знакомое лицо, квадратное, с русой челкой над бровями, с приметным шрамом на правой щека… Ротмистр Пудураш, национальный герой, командир роты в Бригаде Мертвых-но-Незабвенный, потопитель одиннадцати белых субмарин, погибший в неравном бою. Его портрет, увенчанный букетом бессмертника, висел в каждой казарме, его бюст красовался на каждом плацу… а голова его, ссохшаяся, с желтой мертвой кожей была почему-то здесь. Гай отступил. Да, это самая настоящая голова. А вон еще голова — незнакомое острое лицо… И еще голова… и еще…»

Охотничьи трофеи? Ну да, трудно представить какую-то иную цель вот в такой демонстрации вражеских голов. Это тщеславие, гордость, даже гордыня, причём в болезненной форме. Что ещё можно сказать о островитянах? Азартны, целеустремлены, в человеке видят в первую очередь добычу, трофей? Однозначно – Охотники. Причем эта охота возведена в некий фетиш, иначе как объяснить головы побежденных врагов в кают-компании.

Но вернёмся к плакату. «От пламени факела занимался пожаром какой-то город, в огне корчились гнусного вида уродцы, и еще дюжина уродцев окарачь разбегалась в стороны…». Мы уже писали, что специально искали плакаты гитлеровской Германии. Так вот, даже фашисты позиционировали себя на плакатах как некие освободители. И если в Стране Неизвестных отцов на плакате был изображён гвардеец, «смело отстригающий гигантскими ножницами голову гнусному оранжевому змею», то тут островитянин сжигал город в огне. То есть жестокость и некая садистская патология – налицо. Как тут не вспомнить некоторые «творческие» э-э… как бы так сказать то, о!.. экскременты современной Украины.

«Следующая страница. У Гая захватило дух: горящий "дракон" со свернутой набок башней, из открытого люка свисает тело гвардейца-танкиста, и еще два тела, одно на другом, в сторонке, а над ними, расставив ноги, все тот же тип — с пистолетом в опущенной руке, в шапке, похожей на остроконечный колпак. Дым от "дракона" густой, черный, но места знакомые — этот самый берег, песчаный пляж и дюны позади…»

Всё, что описано дальше, только ещё больше подчёркивает схожесть островитян с фашисткой мразью, причём в самой худшей формации. Очень напоминает фотографии расстрелов, позирование на фоне виселицы, и так далее.

«панорамный снимок: линия пляжа, на дюнах — четыре танка, все горят, на переднем плане две черные фигурки с поднятыми руками…»

Думается, все разговоры о мистификации боев с субмаринами на этом можно закончить. Их встретили, чем было. Собственно, по нашей истории это знакомо. Были танки под рукой – их и отправили. Только вот бои были не с субмариной, а с экипажем субмарины… Это уже потом кто то решил выбрать именно такую (очень странную на наш взгляд) тактику борьбы с подводными лодками.

«— Сам знаю, — сказал он угрюмо. — Никого нельзя приводить. Кругом зверье… на них самих насылать нужно… — Он подхватил с пола один из альбомов и стал рывками переворачивать листы. — Какой мир загадили, — говорил он — Какой мир! Ты посмотри, какой мир!..
Гай глядел ему через руку. В этом альбоме не было никаких ужасов, просто пейзажи разных мест, удивительной красоты и чёткости цветные фотографии — синие бухты, окаймлённые пышной зеленью, ослепительной белизны города над морем, водопад в горном ущелье, какая-то великолепная автострада и поток разноцветных автомобилей на ней, и какие-то древние замки, и снежные вершины над облаками, и кто-то весело мчится по снежному склону горы на лыжах, и смеющиеся девушки играют в морском прибое…»

В общем, что хочется сказать… Островная империя – реально источник зла. По сравнению с ними Страна Неизвестных отцов – милые котятки. Излучение? Ну, да, есть. С его помощью правительство обеспечивает вполне пристойную жизнь подавляющей части населения. Да, это, конечно, плохо, но это излучение ничуть не хуже технологий по промывке мозгов с помощью СМИ, имевшему и имеющему место в нашей жизни. Более того, судя по тому что творится в нашем мире, современные СМИ работают гораздо эффективнее, после излучения хоть откат «к заводским настройкам» есть. Это мы видим на примере Гая, к которому возвращается критическое мышление.

И Максим... Даже не сам Максим, не его непонятного происхождения умения и знания, а его поведение. Реакции Гая кажутся совершенно человеческим, несмотря на то, что его мозги тщательно выстираны, прополощены и высушены, а потом ещё и утюжком по ним прошлись. Но Максим! Откуда такое хладнокровие? Вот смотрите, мы взяли отдельные моменты поведения Максима на субмарине и позволим себе выделять ключевое: «сердце колотилось бешено, удары его гремели в ушах, как барабанный бой, голос не слушался. Максим некоторое время смотрел на него с УДИВЛЕНИЕМ». Идём дальше: «— Ничего, ничего, — сказал Максим ласково. — Это я виноват, надо было тебя сразу позвать. Но тут СТРАННЫЕ вещи, понимаешь…». И ещё: «— Массаракш, я ничего не слышал, — виновато сказал Максим. — Понимаешь, здесь ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ РАДИОПРИЕМНИК… я и не знал, что у вас умеют делать такие мощные…» А вот ещё интересно: «— Тут что-то вроде кают-компании, — сказал Максим. — Ты походи, посмотри, тут есть на что посмотреть». Ну и в довершение: «Гай с удивлением посмотрел на него. Максим отвернулся, лицо у него БЫЛО ОЗАБОЧЕННОЕ». Ну и последнее: «Должен тебе сказать, — проговорил он, — это, КАЖЕТСЯ, хорошо, что мы до Империи не долетели. Ты посмотри, посмотри… Он подсел к приемнику и принялся крутить верньеры».

Тут прям хочется добавить: «как ни в чем не бывало». Максим спокоен как удав, увиденное его не сильно удивило, оно было ожидаемым. Только представьте: коммунар из будущего видит такое! Мы же помним подготовленного Антона и его рефлексии, а тут? Тут полное спокойствие. Максим куда более подготовлен психологически, а ведь еще нет рекондиционирования. Оно появилось позже, с появлением проблемы адаптации прогрессоров. Значит, что? Значит – это тот самый случай, когда свидетель лжёт, отвечая на вопрос: «Кто вы, Максим Каммерер?»