Виктор Званцев
Ночная охота на личный состав, дистанционное минирование линий коммуникации и путей отхода противника, поддержка нашей пехоты при продвижении вглубь обороны противника — у операторов спецназа "Ахмат" в курском приграничье много работы. Случаются и настоящие воздушные дуэли дронов. О том, что происходит под Суджей, — в репортаже РИА Новости.
Ночная охота на личный состав, дистанционное минирование линий коммуникации и путей отхода противника, поддержка нашей пехоты при продвижении вглубь обороны противника — у операторов спецназа "Ахмат" в курском приграничье много работы. Случаются и настоящие воздушные дуэли дронов. О том, что происходит под Суджей, — в репортаже РИА Новости.
Грязное небо
Ясная и безветренная погода, установившаяся в последние дни на Курщине, подняла в воздух все типы БПЛА и существенно осложнила ротацию, подвоз продуктов и боеприпасов.
"Любые передвижения вблизи и вдоль ЛБС теперь — либо ранним утром, либо вечером, когда солнце садится. День увеличивается, время постоянно сдвигается, — выжимая сто с лишним на пикапе с включенной РЭБ-установкой, говорит замкомандира роты БПЛА спецназа "Ахмат" с позывным Художник. — В экстренных случаях, конечно, ездим и днем, и ночью, но с большим риском попасть под FPV-дрон".
Выгрузка боевого расчета и оборудования занимает всего несколько секунд. Машина срывается с места, а бойцы с ящиками в руках, поглядывая на небо, устремляются в ближайший подвал. Вскоре после наступления темноты по рации передают, что на перекрестке, где час назад пронесся пикап, горит другой внедорожник — из-за дрона-камикадзе противника.
"Небо очень ясное, поэтому все подразделения предупредили: высокая активность БПЛА, — объясняет оператор дрона подразделения "Камертон" спецназа "Ахмат" с позывным Белый. — Нам сегодня для ночных полетов должны привезти Mavic с тепловизором. Ждем, пока погода немного изменится".
Бывший боец ЧВК "Вагнер" Белый был в числе тех, кто отражал очередной наступ ВСУ 5 февраля в районе Бердина. Противник находился уже в нескольких сотнях метров от его позиции, когда в бой вступила бронегруппа ахматовского командира с позывным Пресс. После мощного огневого удара живыми оттуда — а это около 200 вэсэушников — никто не ушел. Окрестные поля и лесопосадки до сих пор усеяны трупами.
Три цели
"На днях в одном из оккупированных сел мы обнаружили пожилую пару, — рассказывает Белый. — Они, видимо, поняли, что это российский дрон кружит в небе, и нацарапали на доске слово "хлеб". Вторым заходом сбросили им продукты, конфеты, шоколад. Вот привезут коптер — и полетим снова. Но надо действовать очень осторожно: если вэсэушники, среди которых полно западных наемников, узнают, что мирные получают от нас помощь, — убьют".
Пока одни операторы в круглосуточном режиме наблюдают за вражескими позициями, выискивая и фиксируя любые попытки передвижения, огневые точки и места запусков БПЛА, расчет роты "Моисея" группы "Аида" готовит трофейный украинский тяжелый "борт" Vampir к очень непростой задаче.
"Разведчики передали несколько точек, — цепляя 82-миллиметровую мину к коптеру, объясняет боец с позывным Инженер. — Два дома, где разместился личный состав противника, и дорога, по которой у них ротация в тыл. По зданиям отработаем 82-миллиметрой и ТМ-62, а на дорогу скинем замаскированную под снег пэтээмку (ПТМ, противотанковая мина. — Прим. ред.)".
Взлетная площадка
Днем такие коптеры слишком заметны — легкая мишень не только для автоматчиков на земле, но и для FPV-дронов в воздухе. Пользуясь высокой скоростью, они спокойно идут на таран. Поэтому летают только ночью.
"Подготовка занимает минут 40, — говорит оператор с позывным Музыкант. — В компьютере надо задать высоту и проложить маршрут в обход зоны действия РЭБ. Затем необходимо определить на карте место сброса. И это далеко не все".
Самое опасное — установка агрокоптера на импровизированную взлетную полосу. Маленьким дронам достаточно нескольких секунд, а тут требуются минуты. В небе полно "камикадзе" противника, так что риск велик.
"А "борт" надо выставлять метров за 100-200 от места дислокации расчета и на расчищенную площадку, например автомобильную дорогу, — продолжает Инженер. — Туман или снегопад — это идеально и для самого коптера, и для расчета. Можно спокойно стартовать и пролететь незаметно. Но сейчас на улице минус десять, чистое небо и полный штиль. Значит, надо постоянно прислушиваться к жужжанию в воздухе и смотреть вверх".
Смена позиций
Подсвечивая затемненным фонарем, Инженер с напарником практически в полной темноте устанавливают Vampir на дорогу и укрываются в ближайшем подвале: заметили в небе Mavic. Выяснять, чья это "птица", нет ни времени, ни желания.
Дальше — как в гражданской авиации: взлет "борта" в ручном режиме с пульта, переключение на автопилот и наблюдение за полетом на мониторе компьютера. "Почти сервис Flightradar24", — шутят бойцы.
Выполнив первую задачу и уничтожив несколько вэсэушников во все еще оккупированном поселке недалеко от Суджи, коптер по тому же маршруту возвращается обратно. Приземляется в заданной точке.
"Батареи заряжаются три-четыре часа, — говорит Инженер. — Следующий вылет чуть подальше — в тыл противника. Если успеем, сделаем и третий заход".
На рассвете бойцы покидают позиции. Короткий отдых — и за работу. Днем надо собрать новые "сбросы" и по возможности подготовить второй трофейный дрон.
"А выезд уже в другое место, — уточняем Музыкант. — Дислокацию все время меняем, ведь как для нас, так и для противника расчеты тяжелых дронов — приоритетная цель. Но чем больше мы уничтожим вэсэушников с воздуха, тем легче нашим парням — в "Ахмате" и смежных подразделениях — на земле, на самой передовой".
Освобождение курского приграничья и зачистка продолжаются — российские войска постепенно сжимают кольцо вокруг Суджи, перерезая или беря под огневой контроль дороги, по которым группировка ВСУ снабжается из соседней Сумской области.
«Саша звонил в слезах»: что ждет Буйнова после ДТП с пенсионеркой. 171 штраф простят?
Валерий Леонтьев все? Певец в спешке распродает недвижимость и стрижет собак в Америке
Договорняка не будет: удар по секретному объекту в Одессе спутал все карты. Белоусов не стал молчать