Найти в Дзене
Русский музей

Хозяин тайного музея: как Василий Пушкарев за 25 лет собрал коллекцию из 120 000 произведений искусства

Сегодня Василию Пушкареву, директору Русского музея с 1951 по 1977 год, могло бы исполниться 110 лет. За время его правления – более четверти века! – сменились три исторические эпохи. В условиях постоянного шторма Пушкарев смог по крупицам собрать почти треть от нынешнего собрания музея. Легендарный «хозяин» смог сберечь и передать будущим поколениям полученные реликвии, а часть из них – экспонировать в залах музея. Сегодня, в день рождения великого музейщика, мы вспоминаем его как неповторимого авантюриста, чья страсть к любимому делу преодолевала любые препятствия. Приготовьтесь: история самая нетривиальная из всех возможных. В ней будут выставки финского и индийского искусства, набитые клюквой и черным хлебом командировочные чемоданы и красавицы-стюардессы для отвода глаз работников таможни. Доктор философских наук Экшут Семен в статье, посвященной гению Василия Пушкарева, писал, что такая склонность к азарту – не иначе результат генов и традиций настоящих донских казаков. Будущий
Оглавление

К 110-летию со дня рождения гениального хранителя сокровищ Русского музея.

Сегодня Василию Пушкареву, директору Русского музея с 1951 по 1977 год, могло бы исполниться 110 лет. За время его правления – более четверти века! – сменились три исторические эпохи. В условиях постоянного шторма Пушкарев смог по крупицам собрать почти треть от нынешнего собрания музея. Легендарный «хозяин» смог сберечь и передать будущим поколениям полученные реликвии, а часть из них – экспонировать в залах музея.

Сегодня, в день рождения великого музейщика, мы вспоминаем его как неповторимого авантюриста, чья страсть к любимому делу преодолевала любые препятствия. Приготовьтесь: история самая нетривиальная из всех возможных. В ней будут выставки финского и индийского искусства, набитые клюквой и черным хлебом командировочные чемоданы и красавицы-стюардессы для отвода глаз работников таможни.

Зинаида Серебрякова «Портрет В.А. Пушкарева», 1967. ГРМ
Зинаида Серебрякова «Портрет В.А. Пушкарева», 1967. ГРМ

Казачья кровь

Доктор философских наук Экшут Семен в статье, посвященной гению Василия Пушкарева, писал, что такая склонность к азарту – не иначе результат генов и традиций настоящих донских казаков. Будущий директор Русского музея родился 28 февраля 1915 года в станице, расположенной на территории нынешней Ростовской области. Он рано лишился родителей, поэтому, чтобы заработать, устроился подмастерьем к сапожнику.

Сразу после окончания школы Пушкарев поступил в Ростовское художественное училище, затем – отправился в Ленинград, где был зачислен на искусствоведческий факультет Академии художеств. В 1941 году Василий Пушкарев должен был продолжить обучение, стать студентом третьего курса. Прежнюю университетскую жизнь уничтожила Великая Отечественная война. Пушкарев ушел добровольцем на фронт: первое время служил обычным пехотинцем на Ленинградском и Волховском направлениях. В бою он получил тяжелое ранение, но Родину не оставил. Василий Пушкарев до самого дня Победы работал в госпитале санитаром, помогая другим солдатам.

После завершения войны будущий музейщик вернулся в мир искусств. Пушкарев выпустился из Академии, защитил докторскую и занял должность партийного организатора в alma mater. Уже в 1951 году началась большая новая глава в биографии Пушкарева: Министерство культуры СССР выдвинуло его на пост директора Русского музея.

Русское в Русском

Столь ответственную и важную должность Василий Пушкарев получил всего в 36 лет. И по сегодняшнем меркам – молодой человек! В то время как его коллеги по музейному делу чаще были значительно старше и опытнее. Русский музей, переживая все трудности послевоенного периода, встретил руководителя с абсолютно новаторским подходом к приобретению и сохранению культурного наследия.

Одно из главных достижений Пушкарева, результат которого до сих пор радует посетителей музея, – собрание древнерусских икон и народного искусства. Несмотря на строгие запреты в религиозной сфере и торжество научного атеизма, царящее в советском обществе, Пушкарев видел особые ценность и красоту в старинных изображениях святых и предметах быта. Он не стеснялся своего трепетного отношения и открыто декларировал на официальных заседаниях: музеи обязаны беречь реликвии соборной, храмовой Руси. Для этого нужно, как говорил сам директор, пойти правильной дорогой, но в обход. Иконы и иные древности, напоминающие о далеком прошлом народов России, Василий Пушкарев рассматривал (и пропагандировал именно такую точку зрения среди коллег) не как предметы культа, а как равноправные картинам объекты искусства.

В 1954 году стартовала серия экспедиций в северные регионы страны. Первопроходцем стал известный художник и реставратор Николай Перцев. В селе Любонь, расположенном под Великим Новгородом, он обнаружил икону «Никола» начала XIV века и привез ее в музей, где начал реставрационные работы. Лик Николая Чудотворца был скрыт под слоями новых записей и олифы.

В дальнейшем специалисты Русского музея многократно посещали Карелию, Псковщину, Ленинградскую, Архангельскую и Мурманскую области. Курс на Север сохранялся на протяжении 15 лет. За эти годы фонды музея пополнили 14 000 памятников древнерусской культуры: среди них более 500 «первоклассных икон», а также – деревянные скульптуры, образцы резьбы по дереву и камню, художественное литье, рукописи, старопечатные книги и костюмы. Для сбора грандиозной коллекции потребовалось 72 экспедиции по самым потаенным уголкам Русского Севера.

«Прекрасный новый чемодан с двумя блестящими замками…»: командировки музейщика

Наталия Гончарова «Портрет М.Ф. Ларионова и его взводного», 1911. ГРМ
Наталия Гончарова «Портрет М.Ф. Ларионова и его взводного», 1911. ГРМ

Василий Пушкарев искал русское искусство и за пределами Советского Союза. Часто директор музея отправлялся в зарубежные командировки, к которым он всегда тщательно готовился. Чтобы наладить контакт с теми художниками, кто покинул Россию после революции 1917 года, Пушкарев брал с собой простые, но очень памятные угощения. Сушеные грибы, клюква, брусника и черный хлеб не ассоциируются с высокой кухней, но даже в Париже – одной из гастрономических столиц мира – именно такой минимализм помогает ненадолго вернуться домой.

В 1960-х Василий Пушкарев посещал Францию трижды. Каждая поездка помогала пополнить фонды Русского музея работами самых экспериментальных авторов эпохи. Из Парижа Пушкарев привез в Ленинград полотна авангардистов Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, живописца и сценографа Льва Бакста, легендарного импрессиониста Валентина Серова… Закончить этот перечень поистине сложно: всего из-за рубежа директор Русского музея смог перевезти не менее 1 500 произведений. Некоторые из них – не для «себя». Пушкарев старался и для дорогих коллег-музейщиков, и для всего культурного наследия страны.

Валентин Серов «Портрет графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстона», 1903. ГРМ
Валентин Серов «Портрет графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстона», 1903. ГРМ

Во время командировок Василий Пушкарев каждый день встречался с художниками, коллекционерами и другими счастливыми обладателями произведений русского искусства. На вечере у Андрея Бакста директор получил уникальный подарок: два альбома путевых набросков Бакста-старшего, сделанных им во время совместного с Серовым путешествия по Греции в 1907 году. Но более того! В ходе беседы Андрей Львович пообещал: «с какой-либо оказией» он отправит в Ленинград Русскому музею картину «Древний ужас». Через несколько лет Николай Бенуа вместе с Миланским театром «Ла Скала» привез картину в Москву.

Лев Бакст «Древний ужас», 1908. ГРМ
Лев Бакст «Древний ужас», 1908. ГРМ

Столичные специалисты не рискнули ее раскатывать, посчитав, что она находится в крайне плохом состоянии. Только в Русском музее «Древний ужас», ранее много лет хранившийся в свернутом виде, наконец раскрыли. Свершилось чудо: полотно сохранилось в практически идеальном состоянии.

В Париже Василий Пушкарев много общался с Зинаидой Серебряковой, в чье творчество по-искусствоведчески влюбился, увидев ее знаменитую работу «За туалетом». Спустя несколько лет после знакомства, которое и долгие годы спустя Пушкарев вспоминал с большой теплотой, Серебрякова написала портрет директора. До сих пор полотно хранится в собрании Русского музея.

«Разбойник», «музейщик от природы» и «Третьяков ХХ века»

В сказках главный герой, по канону, отправляется в далекое-предалекое путешествие. Изо всех сил он должен добыть какую-то редкость и доставить ее, несмотря на череду витиеватых препятствий. Именно таким героем не один раз становился Василий Пушкарев. Существует история, всем своим сюжетом напоминающая легенду или сценарий фильма-блокбастера. Магия в том, что произошла она на самом деле.

Возвращаясь из парижской командировки, Пушкарев столкнулся со сложной задачей. Дано: два больших старинных чемодана, бесценные акварели Бенуа и наброски Бакста. Необходимо перевезти шедевры через границу так, чтобы не привлечь внимания сотрудников таможни. Василий Пушкарев решил действовать креативно и нестандартно. Он попросил пилотов «Аэрофлота» найти для него самую красивую стюардессу на рейсе. Эффектная девушка должна была стать спутницей директора на время прохождения контроля, чтобы не возникло проблем с ввозом произведений. Практически миф о Троянском коне! Бортпроводница элегантно перетянула взгляды на себя. Так признанные шедевры русского искусства прибыли в СССР.

Александр Бенуа «Кормление птиц императором Александром I на птичьем дворе в Царском Селе, в присутствии императора Фридриха–Вильгельма», 1908. ГРМ
Александр Бенуа «Кормление птиц императором Александром I на птичьем дворе в Царском Селе, в присутствии императора Фридриха–Вильгельма», 1908. ГРМ

Василий Пушкарев обладал удивительным талантом дипломата. Например, большую часть работ, добытых как за границей, так и внутри страны, директор получил в дар. Некоторые авторы воспринимали предложение Пушкарева приобрести их картины как символ признания заслуг, другие – как возможность увековечить собственное имя. Не всегда, конечно, переговоры шли гладко. Исаак Каплан, художник кино, никогда не планировал сотрудничать с музеем и продавать свои картины. Однако после личной встречи с Василием Пушкаревым – несколько произведений решил подарить.

Александр Бенуа «Эскиз декорации к опере с танцевальными интермедиями “Соловей”», 1914. ГРМ
Александр Бенуа «Эскиз декорации к опере с танцевальными интермедиями “Соловей”», 1914. ГРМ

Как признавался легендарный директор Русского музея, ему постоянно приходилось быть в поиске и прибегать к «ухищрениям, обходам, маневрам», чтобы противостоять формализму – как в советском искусстве, так и в управленческом деле. Для коллег он был строгим руководителем: по воспоминаниям Евгении Петровой, главного эксперта музея по научно-издательской деятельности, у Пушкарева «был непростой характер». Будучи крайне деятельным человеком, других он заставлял посвящать столько же времени и сил работе. Директор успевал делать все: музейщик с многозадачностью легендарного Цезаря!

Это вдохновляло и восхищало окружающих. Кураторы выставок и сотрудники Русского музея называли своего руководителя-авантюриста и «Третьяковым ХХ века», «музейщиком от природы» и даже – «разбойником». Последнее шуточное прозвище – за любовь Пушкарева к часто рискованным и неоднозначным методам.

Павел Кузнецов «Стрижка баранов», 1912. ГРМ
Павел Кузнецов «Стрижка баранов», 1912. ГРМ

Одно из самых увлекательных (и все еще загадочных!) происшествий, неразрывно связанных с именем Василия Пушкарева и срежиссированных им же, – появление в Русском музее большой коллекции работ живописца Павла Кузнецова. Версии историков здесь расходятся, поэтому постараемся прийти к среднему арифметическому. Однажды – предлоги очевидцами называются самыми разные – Пушкарев смог остановиться в московской квартире Кузнецова и его жены, Елены Бебутовой. Директора музея не остановили ни клопы, которыми его пытались напугать супруги, ни официальные заявления Третьяковской галереи о присвоении полотен. Неизвестным образом Василий Пушкарев пробрался ночью в мастерскую, откуда забрал работы в фонд музея. Сам Кузнецов много раз до этого обещал передать полотна именно Русскому музею.

Сокровищница

Георгий Костаки, советский коллекционер греческого происхождения, рассказывал, что в запасниках Русского музея за года директорства Василия Пушкарева сформировалась богатейшая, скрытая от всех коллекция. Только в фондах, расположенных в Михайловском дворце, своего экспозиционного часа ждали целые комнаты полотен Кустодиева, Врубеля, Репина, Коровина и других замечательных авторов. Настоящий «тайный музей», хозяином которого был Пушкарев.

Михаил Врубель «Богатырь», 1899. ГРМ
Михаил Врубель «Богатырь», 1899. ГРМ

Точно оценить масштабы и границы этого «тайного музея» современникам знаменитого директора было сложно: Василий Пушкарев интересовался творчеством не только экспериментаторов и авангардистов – он собирал буквально все. Свою миссию Пушкарев видел так: «получить вещь или приобрести любой ценой, любыми путями, лишь бы она имелась в музее. Вопрос экспонирования – это другой вопрос».

Илья Репин «Портрет Софьи Михайловны Драгомировой», 1889. ГРМ
Илья Репин «Портрет Софьи Михайловны Драгомировой», 1889. ГРМ

Порой сокровищница все же становилась видимой для широкой публики. В 1950-1970-х годах в Русском музее благодаря Василию Пушкареву часто открывались грандиозные «выставки-суперхиты», как их принято называть сегодня. В музее были представлены работы Врубеля, Репина, Рериха, Кустодиева, Серова, Дейнеки и Оссовского (выставки которых сегодня открыты в музее), мастеров советского натюрморта, произведения древней живописи Карелии и Пскова, лучшие образцы финского и индийского искусства, вобравшего все главные модернистские тенденции ХХ столетия. За те годы, когда Пушкарев занимал пост директора, состоялось около двухсот открытий новых экспозиций.

Кузьма Петров-Водкин. «Фантазия», 1925. ГРМ
Кузьма Петров-Водкин. «Фантазия», 1925. ГРМ

Особое место в истории кураторских проектов Русского музея занимает персональная выставка Кузьмы Петрова-Водкина, чье имя оказалось незаслуженно забыто. В 1966 году зрители увидели 164 живописные работы и 127 листов акварелей и рисунков, а также гравюры и эскизы декораций. Выставка, как и сопровождавшая ее лекция о творчестве художника, стала настоящим хитом для жителей двух столиц.

Кузьма Петров-Водкин «Смерть комиссара», 1928. ГРМ
Кузьма Петров-Водкин «Смерть комиссара», 1928. ГРМ

Продолжение следует?

В 1977 году Василий Пушкарев был вынужден написать заявление на увольнение «по собственному желанию» и занять должность директора в Центральном доме художника, а затем, в 1991-м, – в музее современного искусства. Связь с Русским музеем, однако, удалось сохранить крайне прочной. Как вспоминают коллеги и современники, Пушкарев и после 1977 года активно участвовал в совещаниях и дискуссиях, ругал за недочеты и помогал закупать новые работы для коллекции.

Василия Пушкарева не стало 16 мая 2002 года. В память о гении музейного дела, спасшего от гибели и забвения бесчисленное количество произведений, в 2008 был учрежден первый в истории России общественный орден для музейных работников.

Сегодня мы знаем столько деталей о работе и жизни Пушкарева благодаря оставленным им статьям, автобиографиям, письмам. В одной из записей он причисляет себя к тем людям, кто «утверждал право народа владеть сокровищами своей культуры в полном объеме». Дать лучшую характеристику легендарному директору Русского музея, пожалуй, невозможно.

***

Многие из шедевров, упомянутых в нашем материале, постоянно экспонируются в Михайловском дворце и корпусе Бенуа Русского музея. В честь юбилея Василия Пушкарева приглашаем вас увидеть их вживую!