Нет, официально пролив открыл Витус Беринг. На географической карте обозначены и данная акватория, и море Берингово, и остров Беринга. И вообще. Нынче отмечается юбилей: 300 лет первой Камчатской экспедиции Витуса Беринга.
Кто открыл Америку? Конечно, Христофор Колумб. А континенту дали имя Америго Веспуччи, итальянский мореплаватель. Последний приплыл на берега Нового Света в 1507 году, Колумб прибыл сюда в 1492 году – на 15 лет раньше.
Примерно в те же времена наши с вами земляки, читатель, начали изучать Дальний Восток. Витус Беринг открыл вышеназванный пролив 26 августа 1728 года. А вот наш русский мужик, казачий атаман Семен Дежнев прошел по этому проливу раньше датчанина на 80 лет – то есть 26 июня1648 года.
Мореход и исследователь Дежнев женился на якутке Абакаяде Сючу.
Женился на якутке, будто рядом не оказалось красавицы-чувашки. Конечно, юная Сючу тоже была восхитительна. У них сын родился – Любим. Вполне чувашское имя типа древних, дохристианских, как то: Алим, Калим, Сулим, Халим... Знатоки отмечают некую схожесть чувашского и якутского языков. И вообще, Дежнев – якутский атаман. Стал им после Тобольска. Правда, не так известен современникам.
Логику прослеживаете? Правда, на Чукотке базируется мыс Дежнева.
– А причем тут чуваши? – вполне резонно спросит читатель.
Я, автор, выдвигаю версию. Она, скорее всего, весьма правдоподобна. Я живу в Тюмени – это первый русский город в Сибири. Именно отсюда начинались многие великие путешествия. Вот на набережной реи Туры стоит скульптура того же Витуса Беринга. В бронзе отлиты слова из отчета мореплавателя:
«А посланною мою команду достиг на Вологде, и от Санкт-Петербурга до Тобольска тракт свой имели следующие города, а имянно чрез Вологды – Тотма, Устюг великой, Соль вычегодская, Верхнетурья, Туринск – он же Епанчин, – Тюмень».
Далее вниз по реке Тура, дальше – Тобол, Иртыш, Обь. Еще дальше волоком: где – речка, где - озерцо, протока, снова волоком... и так до самой земли Якутии. В тех краях построил два пакетбота, на одном из них – на Святом Гаврииле» - и открыл Берингов пролив, ну, вторично открыл.
Бывший датский морской офицер, лейтенант, осуществил замысел Петра I по налаживанию торговых связей с Северной Америкой: раньше предполагали, что между Чукоткой и Аляской пролегает перешеек. Оказалось, вода – пролив. Короче, теперешний СМП – Северный морской путь. И стал Витус Беринг русским флотским капитан-комадором Иван Ивановичем. Сын у командора родился, назвали его Тимофеем Ивановичем. Служил руководитель двух Камчатских экспедиций при трех российских императорах. Это очень и очень кратко. Книги про Беринга написаны, милости просим в библиотеку.
А мы закругляемся по Ивану Иванычу исключительно ради чувашей – ведь в заголовке указали.
Значит, первым исследователем Камчатки был атаман Семен Дежнев. Не в единственном же числе он отправился в странствие, а со своей дружиной. Короче, набрал надежных людей – команду. А кто эти люди? Барон, дипломат и путешественник Зигмунд Герберштейн в те давние времена отмечал в своих записках:
«Чуваши (Zuwaschi) — весьма искусные стрелки. Чуваши отличаются также и знанием судоходства»
Полагаю, тут можно говорить о генетической расположенностью. Своим древним предком чуваши считают главу Гуннской империи Атиллу. Как известно, империя гуннов разгромила Римскую империю. Армия гуннов побеждала не количеством, а только потому, что была хорошо вооружена. Так вот вооружением у гуннов занимались исключительно булгары. Так утверждают историки. Ну, что тогда делали? Лук и стрелы.
Я, автор, родился и вырос в деревне Чирш-Шинеры, которая в Чувашии. Все дети деревни ладили лук и стрелы. Прилаживали железные наконечники. Получалось довольно грозное оружие. Похоже, опять-таки, генетическая расположенность.
Возьмем наши дни. Читаю вчерашнюю газету: «Федерация стрельбы из лука Чувашской Республики гордится своими достижениями на региональных и всероссийских чемпионатах. Кстати, чувашские спортсмены неоднократно занимали призовые места на различных соревнованиях...».
Чувашские девушки особо отличаются – ведь в жилах кровь амазонок! На старых картах территория нынешней Чувашии обозначалась как Амазония.
Подвел читателей к мысли, что атаман Семен Дежнев набрал в свою дружину чувашей. А где они тут, чуваши, ведь казак служит в Тобольске? Да, вспомним: тогда Тобольск являлся столицей Сибирской губернии, куда входила и Аляска.
Да почти в Тобольске – чуваши, в буквальном смысле рукой подать до Чувашского города. Но как чуваши оказались в глубинке Сибири? Обратимся к повествованию летописца Семена Ремезова – он тоже житель Тобольска, не только летописец, но и картограф. Только у Ремезова имелась карта Сибири.
«Кучум был басурманской веры, поклонялся идолам, и приносил нечестивые жертвы, жил без закона так: было не постыдно для него иметь 100 женщин... В следующем году, отправившись в Казань, Кучум взял в жены дочь казанского царя Мурата, а с ней множество чувашей и абызов, и русских пленников, и приехав на Сибирку, жил в почете».
Историки утверждают: пленники, может, и были, но в качестве свадебного подарка зятю Кучуму хан Мурат передал тобольскому коллеге 500 воинов-чувашей. Не невольников.
Через 20 лет после сего подарка казачий атаман Ермак приступил к завоеванию Сибири. И разбил войско Кучума. Обращаемся к письменному источнику. О сражении 1581 года пишет Семен Ремезов:
«1 октября вышли казаки на бой с кучумлянами, желая взять город Чувашский на горе Чувашской и здесь осесть на зиму, дескать, в осаде будем надежно укрыты, так как укреплен был город Чувашский окопами [редутами]. Ружей же не было у кучумлян, только луки и стрелы, копья и сабли. У чувашей было 2 пушки, казаки заставили их умолкнуть, и те сбросили их с горы в Иртыш».
Сегодня упомянутая гора называется Чувашским мысом и распоряжением губернатора Тюменской области признана памятником природы.
О поражении Кучума с чувашами написано много. Мало сообщений о том, что у атамана Ермака тоже служили казаки-чуваши. Правой рукой у Ермака был казак по прозвищу Черкас. Его вместе с 25-ю казаками и послал Ермак с отчетом к царю. Черкас командовал с татарской частью казачьего войска. Ну, казанские татары и чуваши – кровные братья, ведь те и другие произошли от булгар. Но снова обратимся к летописи в трактовке современников:
« В летописи написано, как посланник атамана сообщил царю: «Атаман суенче». Данные слова являются чувашскими и переводятся как: «Атаман победил». Значит, казак Черкас говорил по-чувашски, и многие люди Ермака были чуваши! И не только в отряде Ермака».
Значит, посланцы Ермака прибыли к Ивану Грозному – и... И опять углубляемся в строки старинного повествования:
«Послание произвело благоприятное впечатление на царя. Казачьи посланцы были приняты милостиво и содержались на казенный счет. Все участники «Сибирского взятия» получили прощение. Прибывшие были пожалованы деньгами, сукнами, камками и размещены на постой в посадские и стрелецкие дворы. Всем оставшимся в Сибири казакам было назначено жалование».
Вот этот момент Витус – Иван Иванович – Беринг учел. Отправил императору не только посла, но и описание новых территорий. Потому и остров Беринга. Вкупе с морем и проливом. Первопроходец Семен Дежнев не смог этого сделать. Знаете же, чувашу Черкасу (Иван Александров) со своими казаками до встречи с царем пришлось преодолеть просторы Оби, перейти через Уральские горы, затем проплыть по рекам Собь и Печору – больше полугоду ушло на всё про всё. А во времена Семена Дежнева про Северный морской путь соотечественники даже не подозревали.
И вот имя Семена Дежнева в областной столице носит лишь одна улица. А еще деловой центр в Калининском округе. Ну, не повезло чувашам!
Про Северный морской путь не зря упомянул. О том, как осваивали СМП, живописал в своих романах замечательный писатель Виктор Конецкий. Для полного внедрения в тему он устроился вахтенным начальником на океанский лесовоз: как-никак имел диплом капитана дальнего плавания.
Я решил повторить этот фокус. На пост капитана дальнего плавания корабля я не рассчитывал никак. Однако некогда выпорхнул из стен командного училища в Астрахани с рабочим дипломом 3-го штурмана всех групп судов. С ним автор и подсуетился к начальнику Обь-Иртышского пароходства Николаю Петровичу Масленникову. Про него можно сказать просто: Замечательный Человек – да, оба слова с большой буквы.
Масленников вложил в развитие флота душу и сердце. И вообще, без Обь-Иртышского пароходства освоение подземных кладовых Западной Сибири было бы невозможной. Продукция заводов «Электрон», «БКУ», «Сибкомплектмонтаж» грузили на баржи – и вперед по Туре, Тоболу, Иртышу и Оби. Другого большегрузного транспорта еще не было.
Понятливый и отзывчивый земляк, Николай Петрович. Считайте, я – в экипаже, потенциальный писатель-маринист. И уже мысленно прокладываю курс на меркаторской карте: вот Обская губа, море Карское, пролив Вилькицкого...
Говорят же: если хотите рассмешить Бога, расскажите ему о своих планах. Не добрался я до борта «корвета». Три десятка тюменских (обь-иртышских) сухогрузных судов класса «река-море» вдруг отправили в Средиземное море. И там эскадра бесследно растворилась в акватории Греции. Сейчас там и впрямь все есть.
А могла бы эта «эскадра» пополнять валютой тюменскую казну. Что поделаешь, нагрянул дикий капитализм. Нет, не только две шлюпки остались от ОИРП. Есть еще туристский объект – Царская пристань. Ныне портовое здание обновлено и выглядит классно.
Я фотографировал сей дом, когда он находился в полуразваленном состоянии. Вот кадр: на первом плане надпись: «Здеся были Колян и Миха». И еще масса аналогичных изречений, выполненных кистями, фломастерами и маркерами разных цветов.
Автор изыскивал тогда фразу «Здесь был Митя». В 1899 году в Тюмень, насчитывающей в ту пору 30 тысяч жителей, приезжал Дмитрий Иванович Менделеев. И толкался тут у окошка кассира – за билетом, до Тобольска доплыть. Пока кривилась очередь, мог бы увековечить память на стене – вместо того, чтобы ломать голову над пресловутой таблицей элементов. А может великий химик и нацарапал что-нибудь на пристанционном заборе. Может, истерлись сии графити последующими лихолетьями.
...Все надо перепроверять. Шибко тщательный подписчик может сказать, мол, прошерстил Википедию – и не нашел в списке казанских ханов Мурата. Я лично не очень доверяю Википедии. Например, там я обнаружил – в портретной галерее – Америго Веспуччи в ряду испанских мореплавателей. Америго – мореплаватель итальянский, во Флоренции проживал. Так что больше верю летописцам, современникам описываемых событий. В данном случае – тоболяку Семену Ремезову.
Ладно, вернемся в Тюмень. Точнее – на знаменитую набережную. У меня тут фотосессия. Вот в объективе «Никона» Иван Иванови... извините, скульптура Витуса Беринга, вот пакетбот «Святой Гавриил», с борта которого удалось вторично открыть одноименный пролив. В бронзе же летописец и картограф Семен Ремезов.
Вот представлен ставший памятником настоящий штурвал теплохода. Далеко о реки и центра города нашлись две настоящие шлюпки от натурального судна – из-под снега оттаяли. На набережной же памятник купцу Игнатову, основавшего в Сибири пароходство, а в Тюмени – судостроительный завод на Мысу. Еще в те стародавние времена «игнатовские» пароходы доплывали из Тюмени до Лондона.
Ясный перец, тут же на набережной казак Владимир Высоцкий со своей гитарой. Он пел про тюменскую нефть. И это: «Что за свадьба без цветов, пьянка – да и всё».
Далеко в кустах заснял деревянные козлы, поставившие крест на железнодорожной ветке до так называемой Царской пристани, от которой император Николай II транспортировался водным путем на ссылку в Тобольск. Нет ныне ни ветки – вон, деревянный «стоп-козел» на рельсах, ни пароходства, ни завода... А вот в моем фотоархиве существуют...
... Но вернусь к нашим баранам. «Бараны» – это два моих очерка на канале. В общей сложности, по статистике Дзена, получено 565 комментариев. Читатели, я уверен стопудово, – народ умный, толковый, терпеливый. Как правило, в последнее время соотечественники предпочитают краткие информации с объемом 5-7-8 строк. У меня получается не 8 строк, а 8 страниц. Спасибо за лайки. И за отдельные замечания. Даже весьма критические.
Последняя статья вышла под вывеской «В столице ЧР не говорят по-чувашски. И по-русски тоже».
Комментарий подписчика под ником Леонид Дмитриев:
«Что хотел сказать автор, написав интригующий заголовок? Только время отнял».
Леонид, не я начал. А ваш земляк. Он сбросил на канал информацию: на многих предприятиях города Чебоксары засилье мигрантов. В Чебоксарах не был давно. Сужу по Тюмени: мигранты на каждом шагу. По-русски почти не говорят.
На обложку той статьи мы поместили карикатуру известного во всем мире художника Евгения Крана. Смысл такой. Экзамен на птицефабрике. Перед экзаменационной комиссией мигрант с ишаком. Председатель: «Прокукарекайте что-нибудь по-русски! Осел, не подсказывайте!»
Может, не зря время потеряли. Может, именно эта картинка стала последней каплей. Потому что Госдума аккурат после публикации задумалась. И портал РБК вышел в свет с заголовком: «Дума ужесточила УК (Уголовный кодекс) и правила экзамена по русскому языку». О подробностях пока не слышно.
Нисколько не сомневаюсь, карикатурист Евгений Кран предложит слугам народа свой вариант реформы экзамена по русскому языку для миллиона гастарбайтеров.
В Тюмени малопривлекательные места занимают таджики. Встречался с киргизами, азербайджанцами, казахами. И везде армяне. Лично у меня нет претензий к армянам. Армяне держат молокозавод в Нижней Тавде. Продукция добротная. Там, в Нижней Тавде, где коровы, там и кони. Беговые. С армянами имею дело ежедневно.
В кадре читатель видит гриб: первый весенний, подснежный гриб – сморчок. Нет, не сморчок, а старичок-сторож, расположившийся у подножия МФК «Арсиб-Тауэер» в областном центре по адресу ул. Мельникайте ,116. Да, сей секьюрити бдит владения бизнес-империи ARSIB. Холдинг включает в себя строительство, сельское хозяйство, мясную и молочную промышленность, торговлю, отели. Представители фирмы возглавляют список самых богатых граждан региона.
Изучая топологию вывески «АРСИБ», нисколько не сомневался, что в основу заложено понятие «Армяне Сибири». Автор чистосердечно заблуждался. Имя расшифровывается не столько прагматично, сколько поэтично. Короче, ARSIB – это – наслаждайтесь – «Активное Развитие Современного Инновационного Бизнеса».
Большинство армян имеет ПМЖ не на родине, на Кавказе, а в диаспорах многих стран. В США тоже богатая диаспора – более 2 миллиона человек. Диаспора выступает против Никола Пашиняна, президента – так пишут газеты. Сообщений о настроения в тюменской диаспоре не заметил.
Такой регламент: в армянской политике последнее слово за диаспорами. Если диаспоры позволят Пашиняну вовлечь страну в ЕС и НАТО, это, скорее всего, не понравится руководству регионов. И тогда можно позабыть об упомянутом выше активном развитии современного инновационного бизнеса – ну, АРСИБ.
Рядом с моим домом был армянский магазин под именем «Юлия». Ныне тут «Магнит». Ранее у магазинного крыльца помещалась скульптура армянской девушки: блюдо в руке, в блюде – горящая свеча: тепло вам и свет – так понимался символ. Свечку кто-то сбил, теперь девушка стоит с пустой тарелкой. Просит что-то? Похоже, АРСИБа..
... Мой старый друг, чистокровный сибирский татарин Варис Абайдуллин родом из деревни Конченбург (Россия, Нижнетавдинский район Тюменской области) выдал дочь замуж за немца – теперь на ПМЖ в Гамбурге (ФРГ). Дочь пригласила отца прогуляться по Франции. Вернувшись, Варис первым делом заявил мне:
– Тюмень на порядок чище Парижа!
Потому что мы, тюменцы, на руках носим дворников, памятники им ставим.
А мы вернемся к откликам читателей. Тут получается комментарий на комментарий. Я очень рад тому, что на нашем канале создалась платформа для плодотворной дискуссии. Называл же цифру: 565 комментариев на одну публикации.
В последний раз пикировались в основном подписчики под ником The Fiery Sagittarius и Авраамий Болгарский, при активном участии других читателей, ники у них: Пьяный базар, Владимир Ш., Бикиней, Оксана Ефимова, Сергей М, Не жид. Подметили много чего любопытного.
Авраамий Болгарский сообщил:
«Чувашия стала лидером среди регионов ПФО по росту промышленного производства».
Я, автор этих строк, выделил лишь один момент этого роста, цитирую подписчика:
«В республике на 95% завершены работы по реконструкции дорог в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Почему выделил автомагистрали? Заместитель генерального директора холдинга «ТОДЭП» Алексей Павлов, дорожник, внимательно следит за тем, что делается на исторической родине. Но живет и работает в Тюмени. О Тюменской области он и сказал:
– У нас все прекрасно. Только пиво в Чебоксарах лучше.
И мы – зам «генерала» Алексей Николаевич Павлов и автор этих строк – собираемся навестить в Чебоксарах Музей пива с дегустационным залом и отведать там знаменитый пенный напиток «Кер Сари».
А еще добавлю: чувашский мед великолепен. Пробовал – угощали земляки.
Имевших терпения дочитать текст до конца, приглашаю в фотогалерею. Повествование подкрепляю матчастью из камня и бронзы – в основном по повестке дня. Заранее благодарю за лайки и комментарии. Спасибо!
Чувашская красавица. Не амазонка ли?
Витус Беринг на берегу Туры. Тюмень.
"Святой Гавриил" - с него узрели известный пролив.
Семен Дежнев с женой-якуткой и сыном. А на шлюпе чувашские казаки гребут?
Летописец Семен Ремезов.
Атамана Ермака в Тюмени чтут. Тут будет памятник.
Купец Иван Игнатов. Он основал в Сибири пароходство.
Эти шлюпки остались в Тюмени от знаменитого пароходства...
... и этот штурвал в качестве памятника.
А такой паровоз сибиряки уже и не помнят...
Привет из глубины веков. Это, кажется, молодой химик Дмитрий Менделеев.
Владимир Высоцкий пел про тюменскую нефть. И это: "Если свадьба без цветов, пьянка - да и все...".
Увы, у атамана Семена Дежнева такой почты не было...А в Тюмени - нате вам!
В Тюмени кругом белые медведи.
Не сморчок, а старичок-сторож у владений армянской империи "АРСИБ".
Корова, может, тоже армянская. У "АРСИБА" свой молочный завод в Нижней Тавде...
... и конь с тех же краев.
Что хочет сказать девушка-армянка?
О ком звонят тюменские колокола?
Сибирские кошки спасли Эрмитаж.
Успевайте с селфи: портрет со снеговиком оберегает от злых духов!
Мы дворников на руках носим...
Алексей Павлов, заместитель гендиректора АО "ТОДЭП".
Привет от автора.