Моя кошка любит поточить когти о массивные вертикальные предметы, поэтому чехлы для моей напольной акустики B&W 684 жизненно необходимы.
Несколько лет их успешно защищали самодельные чехлы из портьерной ткани. Но я их сшил не до пола, и хотя в нижней части нет динамиков, кошка всё равно подходила и временами трогала их лапами, заставляя меня нервничать. Жалею, что мне не сразу пришло в голову сделать жесткие чехлы из дверных наличников, которые как ширма, будут стоять возле колонки и защищать её. Ещё бы - таких чехлов ни у кого нет, и нигде нельзя увидеть случайно, кроме как у себя в фантазиях. Вряд ли кошка захочет точить о них когти, а даже в случае прыжка на переднюю панель, колонкам теперь вообще ничего не грозит!
Однако, хочется отметить другие важные недостатки обычных тканевых чехлов:
- Главный недостаток для меня, который не был очевиден сначала, что когда в комнате слушаешь ещё одни колонки, то накрытая тканевыми чехлами другая акустика заметно портит звучание. Это очень мешает, ведь снимать каждый раз чехлы со всех подряд колонок (которые даже включать не собираешься) очень изматывает.
- Тканевые чехлы привлекательны для кошек, а это большой минус. Они защищают акустику от когтей (спереди 3 слоя ткани, включая джинсовую), но не защищают от ударов задними лапами, если кошка прыгнет прямо на динамик.
- Неудобно каждый раз снимать и надевать их. Корпуса неизбежно трутся о ткань, остаются царапины на фасаде за годы эксплуатации. А неумелое обращение может испортить динамики (особенно выступающий из фасада металлический твитер). Например, когда самоуверенный гость внезапно начинает его снимать, не спросив разрешения!
- Да и в целом, я ненавижу тряпки! Особенно старые, из которых торчат нитки от когтей. Да и в целом, вещи из текстиля служат не так долго, как сделанные из жёстких материалов, а стирать их и сушить потом ненавижу.
Совсем другое дело - красивые и практичные стоячие чехлы до самого пола! Можно выбрать расцветку на свой вкус и легко найти все материалы в строительном магазине возле дома!
Выглядят в реальной жизни внушительно - полноценный предмет интерьера для комнаты аудиофила, наравне с гранитными плитками или диффузорами Шрёдера! Чехлы получились массивные и тяжёлые (не взвешивал, но думаю, более 10кг), но при этом устойчивые и ровно стоят на плоской поверхности гранитных плиток под акустику. Их точно не получится случайно сдвинуть, например, кошачьим хвостом или потерявшим равновесие рюкзаком, который стоял рядом. И точно нет никакого беспокойства, что они могут поцарапать колонку или тем более помять динамики! А когда их надеваешь до упора, то чувствуешь, как чехол нежно обнимает лицевую панель!
Сверху и спереди есть удобные ручки, за которые чехол нужно аккуратно устанавливать или снимать двумя руками. Чехлы защищают колонки не только с фронта, но и немного по бокам, чтобы кошка даже при желании не могла под них просунуть лапу и дотянуться до лицевой панели.
Но самый большой прикол, что даже с надетыми чехлами, колонки звучат просто превосходно - ретро звук! Я просто из интереса надел их во время воспроизведения, когда хотел уже выключать аудиосистему после долгого прослушивания, и очень удивился! Посмотрите видео в наушниках, чтобы понять разницу:
Прошлые тканевые чехлы "играли" очень глухо и вяло, слушать невозможно, поэтому ничего хорошего не ожидал! Но с этими чехлами все частоты присутствуют, ВЧ не заглушаются, а бас усиливается! Да, это совершенно другой звук, нежели просто колонки без чехлов, но удивительно, что через эти доски всё прекрасно слышно! Получается такой прикольный ретро-нахлёст! Очень в тему для старых групп, таких как dire straits или deep purple. Я не жил в те времена, потому что ещё не родился, но такое ощущение, как будто очутился в середине 70-х!
Конечно, это просто игрушка, но для разнообразия или чтобы развлечь гостей - это очень крутой бонус! Мне очень понравился звук даже с надетыми чехлами!
Конструкция чехла
Все детали склеены из 2 слоёв обычных (не телескопических) наличников, чтобы можно было прочно вкрутить саморезы, и они не выходили наружу с лицевой стороны. Соединены детали при помощи металлических уголков. Саморезы нужно тщательно подбирать, чтобы уголки не ездили, а материал не разрыхлялся. Поскольку саморезы хотя и частично вкручиваются в наличники внешнего слоя, но держатся в них в разы хуже, чем во внутренних слоях, поэтому было решено скрепить пакет вытяжными заклёпками.
Самая большая сложность при сборке, что перед закручиванием саморезов нужно сначала сверлить отверстия, иначе образуются пузыри. Удобного доступа для дрели нет почти нигде, чтобы сверлить отверстия перпендикулярно, поэтому детали нужно несколько раз вынимать из конструкции, а затем ставить назад, а потом намечать и сверлить новые отверстия для других элементов.
Конструкцию чехла постарался максимально усилить (особенно верхнюю крышку, ведь за неё поднимается солидный вес), поэтому использованы болтовые соединения и металлические пластины. Также подумал и про усиление передних ручек, установив внутрь отверстий металлическую трубку, чтобы со временем отверстие не развальцевалось, и ручка не болталась.
Фиксация чехла на акустике
В теории, чехол не должен касаться акустики, а просто ровно стоять на полу рядом с ней, поэтому у него должно быть ровное основание, о чём нужно позаботиться при изготовлении деталей. Однако, на практике этого добиться сложно, потому что надевается чехол вслепую (не видно, что происходит внутри), поэтому установка чехла выполняется до мягких упоров (о них речь пойдёт дальше). Основание получилось с маленьким уклоном в сторону акустики, поэтому вперёд он никогда не упадёт (как и назад, уклон очень маленький), надёжно стоит на ровной плитке, и хорошо подпирается колонкой.
Хотя конструкция получилась устойчивая, но и очень тяжёлая, поэтому если вдруг упадёт (хотя опасений нет, но раз в год и палка стреляет), мало не покажется. Поэтому продумывались несколько вариантов зацепов, но пока не определился с выбором:
- Зацепы на карточных петлях с замком на магнитах (охватывают колонку вокруг, как будто руками), но это снова расходы. Ещё зацепы из наличников будут много весить, и тогда чехлы не получится поставить у стены в снятом положении - упадут вперёд из-за смещения центра тяжести.
- Возможно, самый простой вариант будет просто резинка или ремешок, который фиксируется на магнитах, охватывая колонку. Но для меня этот вариант кажется слегка колхозным, однако функцию выполнять будет!
- Ещё один вариант - это сделать некую конструкцию сверху колонки, которая будет на ней прочно держаться, а сам чехол будет присоединяться к ней на магнитах. Но это компромиссное решение, не аудиофильское. Хотя, некоторые ставят грузы на колонку (гранит), можно было бы приклеить магнитик на него.
Пока оставил на будущее, вариантов много, но все имеют недостатки.
Защита от ударов и царапин
Я позаботился о защите всех поверхностей не только колонок, но и гранитных плиток. На днище чехлов наклеены фетровые набойки, которые не дают их поцарапать. Но чехол нужно не просто поставить на плитку, а чтобы в него плавно вошла акустика, без ударов и повреждений (даже несмотря, что при разработке предусмотрены приличные зазоры, дающие простор для верной установки). Для этого чехлы имеют 3 барьера защиты.
Первый барьер - это дверной уплотнитель по контуру заднего торца, который предотвратит соударение в самом начале установки чехла, при возможных ошибках или случайных неточностях.
Второй барьер - это направляющие с мягкими материалами на боковых стенках, которые в случае касания развернут чехол в нужном направлении.
Они заточены с торца под 45 градусов (точил 3 дня), и расположены сразу за первым барьером, чтобы колонка входила плавно в чехол, даже если точность пользователя была не на самом высоком уровне. Помимо плавного и точного позиционирования колонки внутри чехла, направляющие выполняют ещё одну функцию - защита от крепежных элементов на боковых стенках (уголков, саморезов, заклёпок). Несмотря, что сами направляющие не закрывают собой крепежи, они находятся так глубоко, что волноваться за сохранность колонок не придётся.
Третий барьер - поперечные ограничители с мягким уплотнителем на фронтальной панели, которые не позволяют зайти акустике в чехол настолько глубоко, чтобы касаться крепёжных элементов. Они расположены в ключевых местах (снизу и между динамиками), где нет выпирающих из корпуса элементов, чтобы чехол садился ровно. При выборе их размеров и формы учитывалось, что чехол может смещаться влево или вправо на величину зазора между ним и колонкой.
Больше всего переживал за твитер, поэтому выполнил для него специальный вырез, хотя даже в теории он и не может достать до передней стенки - просто для спокойствия (ведь будет обидно помять твитер из-за случайных просчётов, который стоит больше, чем колонки у некоторых, а купить оригинальные твитеры не так просто, как пачку маргарина).
Расчёт стоимости
По стоимости выходит около 4500, если есть инструмент и покупать только необходимые материалы. Разумеется, я потратил больше (около 6000), потому что покупал заклёпочник, а ещё это творческая работа, всегда нужно придумывать новое и пробовать разные варианты, а потом улучшать, поэтому без лишних расходов никак. Часто что-то может не подойти, или возникают новые идеи. А ещё, например, герметик или брусок нельзя купить в нужном для изготовления количестве, как я посчитал, а только целую единицу товара. И наверное, вам интересно, откуда такие цены? Ведь кажется, что главное - это наличники, а всё остальное стоит копейки. С одной стороны - да, но с другой, всего нужно в больших количествах, и наименований тоже много.
Элементы конструкции - 3153 рубля
Наличники (10см) 2шт. + (7см) 5шт. + 1шт. для поперечных перекладин + 1шт. для направляющих 2250
Уголки металлические с полкой 40мм - 13р x 28 =364
Металлические пластины 40x100x2 для усиления под ручки 27р x 4 = 108
Уголок алюминиевый 20x20x2м 323
Брусок 20x20x2м (для ограничителей) 90
Фурнитура и крепёж - 975 рублей
Ручки 4 штуки 4x80=320
Дверной уплотнитель около 10 метров - 33x10 = 330
Фетровые набойки 20x20 12шт. 85
Гильзы для ручек на фасаде 2 шт. бесплатно (сделал из мебельной стяжки)
Винты m4x25+гайки+шайбы (по 30 штук - с запасом) 140
Саморезы с прессшайбой 4.2x16 100
Расходные материалы - 430 рублей
Клей ПВА (около 100мл) - 100
Герметик (для приклеивания уголков и направляющих - ушло почти пол тюбика) - 100
Спирт (для обезжиривания) 30
Заклёпки 200
Инструмент
Заклёпочник
Сильно не экономил, ведь сами наличники стоят совсем не дёшево, и будет глупо, например, ставить пластиковые уголки вместо металлических, чтобы сэкономить 200 рублей. Да и в целом, не получится ни на чём сильно сэкономить. Я и не хотел получить дешёвку - сразу хотел сделать достойные чехлы для своих любимых колонок, которые долго прослужат и сделаны не из каких попало материалов.
Теперь стало понятно, почему я их раньше нигде не видел. Потому что эта вещь изготавливается индивидуально под размеры конкретной акустики, в конкретном варианте высоты (с шипами / без), а материалы стоят столько денег, сколько обыватель не готов заплатить просто за чехлы. Гораздо дешевле взять кусок пластика, и натянуть на него дешёвую тряпку, а затем продать в комплекте с акустикой. Тем более, нужны они далеко не всем и не для любой какой попало акустики. Для меня они необходимость, а не роскошь или излишество, ведь новые колонки я смогу купить не скоро.
Считаете, это дорого? Если у вас колонки дешевле, чем эти чехлы, то конечно дорого))) А для колонок, например, за 500 тысяч (далеко не предел) это была бы такая мелочь! Ну просто капля в море. Эта вещь не для всех, а только кто действительно любит свои колонки, и хочет быть благодарным им за подаренное удовольствие от звука! Меня поймёт только тот, у кого есть хороший звук. А у вас он есть?
Я очень хотел написать эту статью, пока целый месяц делал чехлы и постарался с душой, подготовил фото. Надеюсь, вы оцените, и подпишетесь на меня!
k1y87thwq2kyyxe9