Первый раз в Таиланд мы с мужем прилетели в ноябре 2006 года. Это был пакетный тур в Паттайю. Наверно, большинство туристов начинают освоение Таиланда именно так. Мы были почти на 20 лет моложе и гораздо мобильнее. Желаний увидеть что-то новое у нас и сейчас не убавилось, но тогда сил было гораздо больше. Потому мы в Паттайе не сидели на месте, а все время ездили по экскурсиям. Самой яркой и запоминающейся оказалась двухдневная экскурсия на реку Квай с ночевкой в рафт-хаусах - простеньких деревянных домиках, стоящих прямо на реке на понтонах.
В этом году мы специально оставили побольше времени на Бангкок, чтобы еще раз съездить на эту экскурсию. Двухдневные поездки на реку Квай предлагают в основном из Паттайи, но мы хотели поехать именно из Бангкока сразу по нескольким причинам:
- Расстояние до места из Бангкока примерно на 200 километров меньше, путь занимает 2 часа вместо 5-6 из Паттайи.
- Так как в Бангкоке эта экскурсия не так популярна, как в Паттайе, то и желающих меньше, потому возят мини-группами на минивэне, а не на большом автобусе.
- В экскурсию из Бангкока не включено ничего лишнего: дегустации, завоз в магазины и тому подобное.
Есть и минус, правда, не для всех. Из Бангкока экскурсии англоязычные. Нам это было не критично. Стоимость не сильно отличается. 3600 - 3900 (9300-10000р) батов из Паттайи и 3500батов (9007р) из Бангкока. Для удобства читателей цены в батах перевожу в рубли по сегодняшнему курсу (28.02.2025).
Программу экскурсии в разных турфирмах предлагают немного разную. Но мы-то знали, чего мы конкретно хотим, а что нам не надо, потому искали тот вариант, который нас устроит, благо турфирмы в туристическом центре Бангкока встречаются на каждом шагу. Цена, кстати, тоже разная. Если не знаешь, какая она примерно должна быть, то могут сильно дороже продать. Мы видели подобные экскурсии и за 5200 Батов. Когда говоришь, что дорого, тут же снижают прилично цену.
Забегая вперед, хочу сказать, что организована была экскурсия замечательно. Выполнили все, что обещали, нигде не задерживались и не ждали. Все четко и очень живенько. И в то же время нас нигде не торопили и давали достаточно времени.
Понравилось, как утром собирали туристов по отелям. Нам назначили время 7.00. Именно в это время зашел на ресепшен водитель микроавтобуса и пригласил нас садиться. Проехали по нашей улочке и забрали с нее еще две группы туристов. Потом микроавтобус подъехал к зданию турфирмы, всех попросили выйти и рассадили по ожидавшим другим микроавтобусам уже по направлениям экскурсий. Таким образом, не было долгого сбора туристов с заездом в разные отели. Вся процедура заняла минут 15.
В нашем микроавтобусе на 13 мест было сначала 10 человек, но четверо ехали с нами только до первой остановки. Дальше оба дня мы путешествовали в компании четверых молодых немцев. Вполне нормальные ребята, трое мужчин и одна женщина. Спокойные, очень пунктуальные. Ни разу никто не задержался, всегда приходили точно ко времени сбора. С нами были вежливы и корректны. Никаких эмоций по поводу того, что мы русские, никто не выражал. В общем, попутчики нам попались замечательные.
До первой точки маршрута - города Канчанабури, мы ехали два часа и без экскурсовода. Собственно, он на этом отрезке пути и не нужен был. В Канчанабури на остановке нас ждала тайская девушка-гид. Хоть ни одного англоязычного экскурсанта в нашей группе не было, но экскурсия велась на английском языке.
Первым делом нас повели на мемориальное кладбище времен второй мировой войны.
Интересное у них кладбище. Зеленая аккуратно подстриженная травка, одинаковые небольшие плиты на могилах.
На плитах фамилия и имя, возраст, должность и дата смерти. На некоторых еще выгравированы слова родственников.
Между плитами маленькие цветущие кустики. В разных местах кладбища работают поливальные установки и совершенная чистота.
На могильных плитах в основном английские, голландские, австралийские имена. Всего тут захоронено более 7000 военнопленных, погибших во время строительства в 1943-1944 годах железной дороги из Таиланда в Бирму, проект которой курировали японцы. За нечеловеческие условия для пленных солдат эту дорогу прозвали "дорогой смерти".
Экскурсоводы, да и многие источники в интернете, рассказывают очень скупо. Суть рассказа в том, что это были пленные солдаты и многие погибли. Почему в Таиланде, не участвовавшем во второй мировой войне, вдруг оказалось столько пленных солдат, причем европейцев, я нигде информацию не нашла. В общем, какая-то темная история. Впрочем, как и со следующей точкой экскурсии.
Второе место, куда нас привезли, тоже находится в городе Канчанабури. Это мост через реку Квай. Построен он в 1943 году все теми же военнопленными, ибо является частью той железной дороги.
Впоследствии Пьером Булем была написана книга о тех событиях, а в 1957 году Дэвид Лин снял художественный фильм "Мост через реку Квай". Фильм получил семь Оскаров, в том числе и как лучший фильм года, и прославил ничем не примечательное место, куда тут же хлынул поток туристов.
Все это хорошо, но не факт, что достоверно. Дело в том, что автор книги Пьер Буль никогда не был в Таиланде и писал книгу, основываясь на исторических архивах. А реку он просто мог перепутать. Зная, что железная дорога идет почти параллельно реке Квай, он и мост "построил" через нее, хотя военнопленные строили мост через соседнюю реку Май Клунг. Оскароносный фильм по книге снимали не в Таиланде, а на Шри-Ланке, потому создатели фильма тоже не были в курсе, о какой конкретно реке идет речь. А когда река и "не тот" мост через нее стали популярны, благодаря фильму, то реку просто-напросто переименовали в Большой Квай (Kwae Yai), потом постепенно про первую часть названия забыли и остался просто Квай.
Мост был разбомблен в последний год войны, но потом восстановлен. И сейчас на мосту две пары рельсов, старые, более узкие, и привычные новые.
Нам предложили посетить музей второй мировой войны за дополнительную плату 50батов (129р).
Но смотреть на фотографии замученных военнопленных нам не хотелось, мы пошли просто гулять по знаменитому мосту. Полюбовались видами на реку.
А потом увидели на другом берегу китайский храм и отправились туда.
Почему-то все туристы ограничиваются только прогулкой по мосту. Или им не интересен храм, или экскурсоводы дают очень мало времени.
Мы же особо никуда не спешили, потому погуляли по территории храма.
Как всегда, все очень ярко, местами аляповато.
Везде символы золота и богатства.
Посмотрели на мост с берега реки,
посидели в затейливых китайских беседках, увитых драконами.
Территория храма большая и совершенно безлюдная: ни туристов, ни монахов.
На обратном пути прошли через местный рынок и к заданному времени подошли к нашему автобусу. Немцы уже были на месте, так что мы сразу поехали дальше, на станцию железной дороги, чтобы прокатиться на старинном поезде и полюбоваться видами горного Таиланда.
И тут турфирма оказалась на высоте. Все продумали для удобства экскурсантов. Рядом с мостом тоже есть станция железной дороги, а на ней столпотворение, потому что там садятся на поезд почти все приезжающие на экскурсию на Квай. Нас же везли минут 40 по тайской провинции и привезли на совсем маленькую и безлюдную станцию. За билеты на поезд надо было доплатить по 100батов с человека (257р). Поезд курсирует между Бангкоком и Канчанабури, но мы прокатились примерно с час времени по самому красивому участку пути. С одной стороны были живописные зубчатые горы,
а с другой - засеянные поля и сады. Проехали мимо рощи папайи,
потом мимо посадок бататов. Подивились ярко-рыжему цвету земли.
Все поля возделаны, все в идеальном порядке. И да, особо мусора, как во Вьетнаме, замечено не было. Были дома-завалюшки, но не помойки.
Поезда эти очень популярны у туристов. На станции у моста набиваются полные вагоны, многие даже стоят. Мы же удобно утроились у окошка. Поезд был полупустой. Несколько раз проходил улыбчивый дядечка с какоми-то местными лепешками. Пробовать не стали, есть еще не хотелось.
Перед конечной остановкой начинается самый красивый отрезок дороги. Дорога идет высоко над рекой по самому краю скалы,
а с другой стороны над поездом нависает скала. Из окон поезда видны замечательные пейзажи
и первые отели на воде.
Поездка на поезде очень понравилась. Я бы еще и дальше прокатилась, но это была конечная остановка. А около платформы нас уже ждал наш микроавтобус, на котором нас отвезли к плавучему отелю, где нам предстояло провести ночь.
Никакой регистрации и ожидания не было, нас сразу провели и показали комнаты. Номера очень простые и старенькие. Тонкие фанерные стены, соломенная крыша. Но зато комната очень просторная с двумя широченными кроватями, вентилятором и, о чудо, кондиционером
и собственным санузлом с горячим душем.
Перед дверью веранда с деревянными креслицами
и шикарным видом.
Двадцать лет назад условия были гораздо более суровые. Два матраса на полу в маленькой комнате, никакого кондиционера и общий туалет на берегу на горке.
Мы оставили вещи, умылись и тут же нас пригласили обедать. Обед был простой, но вполне вкусный и сытный. Супчик с овощами и фрикадельками, рис, три блюда с разными салатами, в одном попадались куски курицы, арбуз.
А что было дальше, я расскажу вам завтра. Очень красивая и насыщенная была экскурсия, не хочется все комом в одну статью вываливать.
Слово "вываливать" не коробит ваш слух и глаза? А то мне тут написали, что я употребляю иногда странные слова типа "натыкать". Хочу заметить, что это дневниковые заметки, а не литературный роман. И пишу я простым разговорным языком, так, как говорю в реальной жизни. Никаких грубых слов и жаргонных выражений не употребляю ни в жизни, ни в ДЗЕНе. Так что уж простите, если что не так.
Если понравилась статья, прошу поддержать автора лайком 👍 и подпиской на канал.
Другие мои публикации о текущей зимовке можно найти в подборке Третья зимовка в Таиланде и Вьетнаме под названием канала.