Найти в Дзене

Можно ли в Севастополе сделать полностью натуральный мёд?

Заниматься пчеловодством в Севастополе – та ещё авантюра, а если брать на это государственную субсидию, то нужно быть готовым к тому, что останешься и без мёда, и без денег. Об очередном провале севастопольского грантополучателя свидетельствуют материалы городского Арбитражного суда. Субсидию из бюджета Севастополя в размере 1,5 млн рублей начинающему пчеловоду предоставили в 2019 году. На конкурсный отбор в департамент сельского хозяйства севастополец представил проект «Создание пчеловодческого хозяйства», предусматривающий создание производства, реализацию мёда и продуктов пчеловодства, а также разведение пчёл для дальнейшей реализации. Глава крестьянско-фермерского хозяйства, вложив дополнительно 160 тысяч рублей собственных средств, должен был приобрести земельный участок, 65 пчелопакетов и столько же ульев, посадочный материал для закладки многолетних насаждений, а также построить производственно-складское помещение. Однако обеспечить севастопольский рынок качественным мёдом не по
Оглавление

Статья с таким названием появилась в сентябре на популярном Севастопольском интернет портале - Форпост. - https://sevastopol.su/news/mozhno-li-v-sevastopole-sdelat-polnostyu-naturalnyy-myod

А написана эта статья была по следам предыдущей публикации Форпоста - Севастополец взял грант на эксперименты с мёдом и остался ни с чем. Вот она - https://sevastopol.su/news/sevastopolec-vzyal-grant-na-eksperimenty-s-myodom-i-ostalsya-ni-s-chem

Заниматься пчеловодством в Севастополе – та ещё авантюра, а если брать на это государственную субсидию, то нужно быть готовым к тому, что останешься и без мёда, и без денег. Об очередном провале севастопольского грантополучателя свидетельствуют материалы городского Арбитражного суда.

Субсидию из бюджета Севастополя в размере 1,5 млн рублей начинающему пчеловоду предоставили в 2019 году. На конкурсный отбор в департамент сельского хозяйства севастополец представил проект «Создание пчеловодческого хозяйства», предусматривающий создание производства, реализацию мёда и продуктов пчеловодства, а также разведение пчёл для дальнейшей реализации.

Глава крестьянско-фермерского хозяйства, вложив дополнительно 160 тысяч рублей собственных средств, должен был приобрести земельный участок, 65 пчелопакетов и столько же ульев, посадочный материал для закладки многолетних насаждений, а также построить производственно-складское помещение.

Однако обеспечить севастопольский рынок качественным мёдом не получилось: в прошлом году департамент направил в адрес пчеловода акт о нарушении условий предоставления гранта. Причиной для этого послужил отчёт о деятельности главы КФХ: в нём не было информации о показателях и о наёмных рабочих.

Предприниматель пояснил: «ввиду тяжёлого финансового положения, спада экономики и роста цен на материалы, а также проведения СВО, ввиду нехватки средств наём работников был нерентабелен, все работы выполняются собственными силами, то есть семьей».

Он признал, что прибыль отсутствует – мёда на продажу нет. По словам пчеловода, всё, что удаётся собрать, «идёт на то, чтобы научиться делать лекарственные препараты».

Суд не нашёл в этих пояснениях «доказательств наступления обстоятельств чрезвычайного и непредотвратимого характера» и счёл требования департамента о возврате гранта обоснованными. Если грантополучателю не удастся оспорить это решение в апелляции, он будет вынужден вернуть в бюджет полтора миллиона рублей.

О том, что могло помешать хозяину пасеки наладить производство мёда в нужных количествах, ForPost спросил у другого севастопольского пчеловода, проживающего в посёлке Сахарная Головка. По мнению предпринимателя, рассчитывать на большой объём продукта начинающему пасечнику не стоило, поскольку в Севастополе для пчёл недостаточно нектара.

«Пчёлы у нас могут собрать мёд только себе на зиму. Это около 20–25 кг на пчелиную семью. Если у них забрать этот мёд, зимой они погибнут от голода, а чтобы собрать свыше этого, их нужно кормить сахаром. То есть пчеловоды, абсолютно все, собирают мёд, а потом срочно откармливают пчёл сахарным сиропом. Если этот начинающий предприниматель работал честно, хотел делать мёд исключительно на цветочном нектаре, то неудивительно, что у него такие показатели», – поделился своим мнением собеседник ForPost.

По его словам, в засушливом севастопольском климате только раз в 5–7 лет растения дают столько нектара, что пчёлам хватает на производство большего объёма мёда, и здесь просто не найти полностью натурального продукта. Скорее всего в случае с грантополучателем мёда не продажу собрать не удалось, потому что он не подкармливал пчёл, и весь мёд пришлось оставить им на зиму, добавил пчеловод.

Но более правильно ситуацию определил человек в комментарии -

ramzay

вт, 03/09/2024 - 20:00

То есть люди, полностью не разбирающиеся в пчеловодстве, раздают НАШИ деньги людям, ничего не понимающим в пчеловодстве.

При написании второй статьи корреспондент Форпоста решила обратиться уже к более квалифицированным пчеловодам, в том числе и ко мне.

Даже на стационарной пасеке можно обойтись без постоянной подкормки пчёл и получать натуральный мёд, уверен Василий Люляков — пчеловод с 25-летним стажем, владелец пасеки в 30 ульев.

По словам Василия, медосборы на Крымском полуострове низкие, поэтому пчеловод должен либо кочевать со своей пасекой, либо расположить её в хорошем месте — там, где у растений высокая мёдопродуктивность (предполагаемый объём нектара). Размести пасеку, например, на Фиоленте — и вряд ли ты что-то получишь, отмечает собеседник ForPost.

«Пчёлы собирают мёд в радиусе двух километров. Допустим, местность может обеспечить нектаром только 15 семей пчёл. Если пчеловод поставит там 50 ульев, то медосбор сразу упадёт в три раза. В Севастополе и в Крыму пчеловод должен уметь правильно оценить мёдопродуктивность местности, так как наши ресурсы очень ограниченны», — поясняет Василий Люляков.

Его пасека «Подгорное» расположена в Байдарской долине, на границе с лесом — а значит, пчёлы могут собирать нектар не только с полевых растений, но и с деревьев. В этом засушливым году, по словам Василия, поля практически не дали нектара, но спас лес. Медосбор там дают деревья — клён, липа и другие.

В среднем на этой стационарной пасеке получается 25 килограммов мёда с пчелиной семьи в год, а для зимовки насекомым оставляют до 15 килограммов.

«Мы подкармливаем сахарным сиропом, но не в период активного медосбора, а только для поддержания жизни пчёл зимой. Как только семья заняла один корпус, ставится разделительная решётка, которая позволяет не смешивать мёд на сахаре и товарный мёд. Если пчеловод имеет низкую квалификацию, не ставит разделительную решётку, то ему бывает трудно отделить мёд на сиропе от натурального продукта», — отмечает Василий Люляков.

Пчеловод на стационарной пасеке должен иметь более высокую квалификацию, чем те, которые кочуют, должен знать и использовать различные методы, которые позволяют повысить медосбор, добавляет Василий Люляков. Сам он использует метод, который называет «семьи-медовики». Это когда часть семей на пасеке производит мёд, а часть — пчёл.

Василию помогает удачное расположение пасеки — к нему в Байдарскую долину приезжают не только за мёдом, но и на экскурсии. В «Подгорном» предлагают даже SPA-процедуры — сон на пчелиных ульях.

Вот такая у нас ситуация с медом, гранты получают люди ничего не понимающие в пчеловодстве, а некоторые горе "пчеловоды" уверены, что чисто натуральный мед в Севастополе получить не возможно.

Пасека Подгорное.
Пасека Подгорное.

Не секрет, что и в Севастополе и в Крыму слабая медоносная база, недостаток влаги и чтобы получить мед на стационарной пасеке нужна более высокая квалификация, чем, например, в средней полосе России.

Наша группа по продаже продуктов пчеловодства и апитуризму Пасека Подгорное в телеграмм - https://t.me/+pnspKZA13KlhY2Uy

Мой канал https://t.me/apityrizm