Найти в Дзене

Афанасий Фет “УЧИСЬ У НИХ - У ДУБА, УБЕРЁЗЫ…” анализ | ОГЭ литература

“УЧИСЬ У НИХ - У ДУБА, УБЕРЁЗЫ…” Учись у них - у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнью дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа. Род - лирика Жанр - лирическое стихотворение Направление - романтизм Стихотворный размер - ямб Тип рифмовки - перекрестная 1833 г., поэт находится в Москве Было написано в последний день уходящего года. • поэт замечает и передает неуловимые состояния природы в период смены времен года • антитеза: зима, сон природы и весна, пробуждение живых сил • душа природы и душа человека неотделимы • раскрывается внутренний мир лирического героя, который сравнивает себя с деревьями • природа являет для человека пример стойкости • весна изображена как живое существо. Поэт призывает верить ей, к
Оглавление
“УЧИСЬ У НИХ - У ДУБА, УБЕРЁЗЫ…”
Учись у них - у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнью дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Особенности.

Род - лирика

Жанр - лирическое стихотворение

Направление - романтизм

Стихотворные особенности.

Стихотворный размер - ямб

Тип рифмовки - перекрестная

История создания.

1833 г., поэт находится в Москве

Было написано в последний день уходящего года.

Анализ. 

• поэт замечает и передает неуловимые состояния природы в период смены времен года

• антитеза: зима, сон природы и весна, пробуждение живых сил

• душа природы и душа человека неотделимы

• раскрывается внутренний мир лирического героя, который сравнивает себя с деревьями

• природа являет для человека пример стойкости

• весна изображена как живое существо. Поэт призывает верить ей, как близкому другу. Невзгоды готовы сломить человека, но в тяжелую минуту мир дает веру

• стихотворение имеет философско-психологический подтекст. Дуб символ стойкости, крепости, силы. Береза — символ жизнеспособности, гибкости, жизнелюбия. Человек, «учась у дуба, у березы», должен мужественно сносить удары судьбы и верить в неотвратимость перемен.

Поэтика.

• перед читателем возникают картины дисгармонии в природе, вызывающие ряд ассоциаций: беда, неустроенность, тревога, беспокойство. Этому способствуют метафорические образы: «напрасные застыли слезы», «за сердце хватает холод лютый»; эпитеты: «холод лютый», «жестокая пора», «скорбящая душа», инверсия: «напрасные на них застыли слезы».

• так передается мысль поэта о единстве мира, где человеческие черты переданы природе, а душевная смута человека напоминает природные катаклизмы

• короткие предложения придают стихотворению динамику и в то же время тревожность. Этому же служат и лексические повторы: «сердце рвет» - «за сердце хватает», «они молчат; молчи и ты»

• третья строфа начинается с союза «но» («Но верь весне»). Меняется интонация. Теперь образная система служит для утверждения веры в торжество добра, красоты, гармонии. В концовке сосредоточена вся сила стихотворения.

Темы.

• пейзажная лирика

• философская лирика

• человек и природа

• зима