Эра Гарафовна — народная артистка России, известная благодаря своей яркой роли в кинокартине «Снежная королева». С момента получения звания в 2005 году она зарекомендовала себя как одна из лучших актрис на театральных подмостках Санкт-Петербурга, Кишинева и Москвы, впечатляя зрителей своим талантом и мастерством.
Эра родилась 1 февраля 1944 года в Казани в семье инженеров. Отец выбрал для дочери оригинальное имя — Он хотел записать её как Воэра, что означало бы «военная эра», так как она родилась в разгар Второй мировой войны. Однако, благодаря вмешательству матери, имя изменилось, и девушка получила более короткую версию — Эра. Такое имя привлекало внимание и оставляло незабываемое впечатление на сверстников, хотя иногда вызывало шутливые дразнилки.
С раннего возраста Эра проявляла интерес к различным видам искусства. Она коллекционировала фотографии знаменитостей, занималась лыжным спортом и даже моделировала одежду. Однако наиболее сильно её увлекало музыкальное искусство. Она с гордостью училась играть на скрипке и проводила много времени в музыкальной школе, унося с собой любовь к музыке и сцене.
Вдохновлённая талантами Изольды Извицкой и Любови Орловой, Эра решила попробовать свои силы в театре. Однако решение поступать в театральный вуз встретило сопротивление со стороны родителей, что привело к конфликту в семье. В конечном итоге Эра сбежала из дома, отправившись в Москву, чтобы сдать экзамены в театральные учебные заведения. К сожалению, ей вновь не повезло, и везде её ожидали отказы.
Несмотря на трудности и непростые начала, Эра Гарафовна не остановилась. Вскоре её упорство и стремление к искусству были вознаграждены. Она не только получила признание как актрисы, но и оставила значительный след в истории постановок, став символом таланта и стойкости.
Зиганшина олицетворяет дух целеустремлённости и преданности искусству, демонстрируя, что мечты могут стать реальностью, если к ним идти с открытым сердцем и настойчивостью. В её творческом пути заключена история о том, как страсть и трудолюбие могут преодолеть любые преграды.
Сильно разочарованная, Эра Гарафовна вернулась в родные края — Казань, где долго мучилась от стресса после провала на экзаменах. Однако через год она вновь собралась с силами и решилась на новый старт. Благодаря упорству и настойчивости Эра осуществила свою мечту и стала студенткой Театрального училища имени Бориса Щукина, обучаясь под руководством Анатолия Борисова. Среди её однокурсников были такие известные имена, как Наталья Селезнева, Марианна Вертинская и Инна Гулая. В то время как семья не поддерживала её финансово, Эра полагалась только на свои силы и небольшую стипендию.
Однако, диплома этого учебного заведения она так и не получила. Однажды, побывав на спектакле в Большом драматическом театре Ленинграда, где трудился Георгий Товстоногов, она была настолько впечатлённой, что моментально забрала свои документы и переехала в Санкт-Петербург, чтобы обучаться у этого выдающегося мастера.
После завершения обучения в БДТ Эра стремилась остаться в труппе, но её усилия не увенчались успехом — режиссер не увидел в ней перспективу. Это стало тяжёлым ударом для начинающей актрисы, но, преодолевая разочарование, она не остановилась и продолжила развиваться в мире театра.
С 1965 года Эра Гарафовна начала свою карьеру в театре Ленинского комсомола в Ленинграде. На протяжении пяти лет она радовала зрителей ролями в таких постановках, как «Утиная охота» Вампилова и «Трехгрошовая опера» Бертольта Брехта. Как вспоминала актриса, именно в театре Ленинского комсомола она получила настоящие уроки жизни, закалившие её характер. Зрители, среди которых часто были военнослужащие и студенты, не жалели эмоций: пели, шумели и даже устраивали драки, а её игра не останавливалась несмотря на все происшествия.
Современники вспоминают, что Эра Гарафовна могла эффективно контактировать с даже самым «шумным» залом, заставляя зрителей переживать за события на сцене. В 1970 году её карьера сделала важный поворот с переездом в Кишинев, где она работала в Русском драматическом театре всего один сезон. Однако атмосфера Кишинева и отклик зрителей не смогли заменить ей эмоциональную награду, которую она получала в Петербурге. После окончания сезона Эра вернулась в свой родной театр имени Ленинского комсомола.
Критики отметили её возвращение как нечто запоминающееся: достигнув тридцатилетия, актриса великолепно перевоплотилась в роль старухи Пилар в спектакле «По ком звонит колокол», поставленном Геннадием Опорковым. Режиссёр высоко оценил её работу, назвав её выступление «высшим пилотажем» актёрского мастерства. После ухода Опоркова из жизни Эра решила покинуть труппу и переходить в Театр комедии.
В конце восьмидесятых Зиганшина перебралась в Москву, работая в ТЮЗе и театре Романа Виктюка. Спустя время актриса в интервью выразила, что до этого периода считала себя исполнителем психологических ролей. Именно в Москве она осознала, что у неё есть потенциал блистать в самых разнообразных ролях и жанрах, что открыло перед ней новые возможности в искусстве.
В начале XXI века Эра Гарафовна Зиганшина вновь оказалась на сцене родного Театра имени Ленинского комсомола, который к тому времени получил название Театр-фестиваль «Балтийский дом». Публика с нетерпением ждала её возвращения, и выход Эры в спектакле «Похороните меня за плинтусом» произвел настоящий фурор. За эту роль актриса была удостоена премии «Золотой софит» в Санкт-Петербурге в 2008 году.
К концу 2011 года Эра сделала ещё один шаг в своей карьере, присоединившись к Александринскому театру. Её дебютом на новой сцене стала роль в постановке «Литургия ZERO», созданной режиссёром Валерием Фокиным и основанной на произведении Фёдора Достоевского.
В 2017 году актриса приняла участие в спектакле «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал», который поставил Виктор Рыжаков. Через три года Эра была приглашена в интерактивную пьесу «Театр у аппарата», реализованную в рамках онлайн-проекта «Другая сцена».
В интервью Зиганшина неоднократно отмечала, что ей предлагают преподавательскую деятельность, но она всегда отказывается, считая, что актерская профессия и преподавание — это две сферы, которые лучше не смешивать.
На сегодняшний день Эра Зиганшина продолжает работать в Александринском театре. С 2021 года она также сотрудничает с «Приютом комедианта», где её можно было увидеть в спектакле «Старомодная комедия», а также с Театром комедии имени Николая Акимова, где она сыграла роль в комедии «Амазонки».
К сожалению, в ноябре 2022 года Эру Зиганшину экстренно госпитализировали прямо из театра. Семидесятилетней артистке резко стало плохо, что вынудило отменить спектакль.
Эра Гарафовна Зиганшина, кумир множества телезрителей, всегда оставалась верна своему свободолюбию как в карьере, так и в личной жизни. В молодости актриса вступила в официальный брак с режиссером и актером Владимиром Головиным, от которого у неё родилась дочь и сын. Однако их совместная жизнь не сложилась, и супруги приняли решение расстаться сразу после переезда в Кишинев.
Эра выбрала путь не вовлекать своих старших детей в мир театра и кино, сознательно не прививая им любовь к этой сфере. Позже, от своего второго мужа, актера Владимира Рожина, она родила третьего ребенка. Владимир, названный в честь отца, стремился к карьере в искусстве, но, не найдя себя в кино, нашел реализацию в журналистике.
После смерти Владимира Рожина Эра решила восстановить отношения с первым супругом. Несмотря на обиды, которые Головин испытывал к ней из-за развода — инициатором которого была сама Эра, — в дальнейшем им удалось наладить отношения, и Владимир оказывал ей поддержку в быту. Эра также хорошо общалась с новой супругой Головина, Верой Бровкиной.
На сегодняшний день актриса категорически отказывается обсуждать свою личную жизнь. В одном из своих интервью она отметила:
«Я не хочу интереса такого рода. Наверное, я что-то не показала и что-то не сделала, раз вас интересует другая сторона моей жизни».
Эра избегает участия в телевизионных шоу, подчеркивая, что предпочитает оставаться в тени и сосредоточиться на своих творческих проектах в театре.
Читайте также статьи:
Юлия Бехтерева. Путь к успеху. Известный муж. Как живет телеведущая?
Андрей Погребинский. Увлечение спортом. Путь к успеху. Неожиданный уход из жизни. Как жил актер?
Светлана Копылова. Множество талантов. Песни, тексты и выступления. Как живет актриса?