Художник Егор Гуслов о жизни, философии своего искусства и фантастической вселенной Репоголовых
Егор Гуслов работает в направлении мрачный сюрреализм, называя свое творчество «yellowestgrin». Искусство художника приглашает нас заглянуть в мистический мир Репоголовых, преодолевая страх, приблизиться к разгадке тайны их существования. Кроме графики Егор пишет рассказы, создает игры и иллюстрации к альбомам известных исполнителей.
Задам тебе, наверное, самый популярный вопрос. Почему так мрачно? Адские миры Здислава Бексиньского, которым ты вдохновляешься, можно объяснить тяжелой биографией. Детство пришлось на Вторую мировую: концентрационные лагеря в Польше, еврейские погромы и др. Почему в твоем искусстве монстры, чудовища?
Честно говоря, все это произошло почти спонтанно. Так или иначе всю жизнь я интересовался различным творчеством и пытался что-либо создавать: писать, рисовать, лепить, создавать игры и прочее. В определенный момент, это был 2018 год, кажется, мне стали попадаться работы Ханса Гигера и куда менее известного японского художника Тошихико Икеда. Их работы были пропитаны чем-то совершенно инородным, чем-то далеким от привычного восприятия. Они пугали и одновременно притягивали. Находясь под сильным впечатлением от монстров, которых изображал Икеда, я решил попробовать создать что-то свое. Так появляются мои первые мрачные работы и вместе с тем начала зарождаться вселенная Репоголовых.
У меня было спокойное детство, я был ребенком, который любил больше всего проводить время с самим собой, заниматься своими делами, богатая фантазия не давала покоя.
Думаю, что в моем случае выбор такого направления связан больше с желанием произвести на публику впечатление, которое на меня производили работы Тошихико или Гигера, а в последствии и Здзислава Бексиньского. Вероятно, есть и что-то глубинное, что тяжело связать с конкретными причинами. В 12 лет я погрузился в творчество Мэрилина Мэнсона. Он произвел на меня невероятное впечатление. Возможно, что отчасти корни этой тяги к мрачному лежат и здесь. Иными словами, монстры и чудовища в моем творчестве больше продукт вдохновения, творческой мысли, нежели излияния душевных волнений.
Когда искала значение «репоголовый», наткнулась на мультфильм «Эй, Арнольд». Но это совсем непохожие персонажи на образы твоих произведений. Кто такие репоголовые?
Да, но на самом деле есть как минимум одна схожесть - отличная от нормы форма головы.
Репоголовые появились случайно. Создав первые работы под вдохновением от Тошихико Икеда, я начал публиковать их сначала на онлайн-ресурсе для художников DeviantArt, где постарался придумать какой-то заголовок. Я подобрал несколько слов, которые бы могли описать какую-то пустоту в голове этих существ, какую-то отчужденность, безумие. Так мне и попалось это слово «репоголовый», т.е. глупый, пустоголовый, вместо головы репа, не думающий. Почти сразу захотелось уместить их в рамки какого-то мистического мира.Так я понемногу стал создавать вселенную Репоголовых и дополнять ее.
Далекий и забытый богами мир, перенесший чудовищную катастрофу, обернувшую их привычный уклад в мрак. Здесь есть место единовластным тиранам, управляющим репоголовыми как куклами, есть место скитальцам и бедным умам, желающим узнать, почему этот мир таков. С годами он наполнился персонажами, сюжетами и прочими подробностями. Я надеюсь, что в скором будущем у меня получится рассказать об этом подробнее и показать на действительных примерах.
Егор, есть ли символизм в твоем творчестве?
Да, не во всех работах, но он присутствует. В основном это что-то связанное с душевными переживаниями на тему личностной слабости, глубокого чувства вины, тревоги, некоторого отторжения этого мира. Если говорить о вселенной Репоголовых, то это можно назвать довольно гротескным примером антиутопии. Хотя я бы не сказал, что при разработке сюжета акцентировал внимание на конкретной стране или исторической ситуации, скорее, это в целом про нас и наш мир. Не считаю себя мизантропом, пессимистом, не могу сказать, что весь наш мир сплошь тлен и мрак.
“Отразить личностную слабость в обвисшей коже и тяжелых ногах, отразить замкнутость в зашитых губах, тревогу в сотне борозд на поверхности кожи, желание сбежать - в суставах, скачущих с места на место”
Показала твои работы нескольким людям, несведущим в искусстве. Большинство спросили: что у него в голове? Как бы ты ответил на вопрос?
Иной раз на этот вопрос сложно ответить. Я не привык делиться своими ощущениями, с годами стал довольно безэмоциональным, и близкие люди ощущают это. Когда у меня спрашивают, о чем ты думаешь, что тебя беспокоит, то мне всегда сложно дать конкретный ответ. Зачастую в моей голове газировка, шипучка из тысячи лопающихся пузырьков, где каждый отражает какую-то мысль от «что я буду есть на завтрак?» до «когда-нибудь я сделаю что-то действительно великое».
Часто это тревога и страх или неуверенность. Иной раз я, напротив, словно заряженный, вижу цель и не вижу препятствий, но то бывает редко. Я очень много думаю о жизни, о будущем.
Творчество - это своего рода возможность сказать что-то миру, показать что-то, во что выстраиваются эти пузырьки в моей голове, а дальше думайте сами. Если раньше я очень хотел напугать людей, то сейчас это не главная цель. Сейчас я просто хочу говорить, творить, выкладывать содержимое головы на бумагу, направлять поток фантазии прямиком в материальное и отражать в головы других, прямо как свет, луч сталкивается с поверхностью и отражается под определенным углом куда-то дальше.
Егор, однажды ты говорил, что для тебя важна любая реакция человека на твое искусство. Пыталась наблюдать, что я чувствую, глядя на работы, где изображаются различные членовредительства в виде обожженного тела, зашитого рта и пр. Буду честна. Отвращение от увиденного, хочется пролистнуть, не разглядывать. Понимаешь, что это картинка, чье-то воображение, но мозг легко обмануть, он дает эмоциональную реакцию, как на живое. Задумывался ли ты о том: не наносишь ли вред зрителям своим искусством, особенно маленьким зрителям?
Это действительно так. Говоря о вреде, это довольно интересная и сложная тема.
Обычно подобное творчество обходит недостаточно зрелую публику стороной, но случается всякое. Честно сказать, я мало думал об этом, спасибо, что отметили.
Тем не менее, по моему мнению, это та часть нашей жизни, которая всегда где-то присутствует, даже если обычно ее не видно. Я бы не хотел стать первым, кто откроет подрастающему уму такую сторону мира, но в наше время сложно защититься от чего-то подобного, рано или поздно с этим столкнется каждый.
Егор, работы, которые изображают тело человека и различные неприятные манипуляции с ним, довольно натуралистично изображены. Сталкивался ли ты в реальной жизни с травмами тела? Например, Жан-Мишель Баския в детстве лежал продолжительное время в больнице в постели. И мама, чтобы скрасить его страдания, принесла учебник по анатомии с картинками. Потом этот опыт отразился в его творчестве в изображении скелета, различных органов.
Если говорить конкретно о себе, то нет, я из тех людей, кто в силу различных обстоятельств ни повредил за всю жизнь ни одного хряща (не считая пирсинга уха).
Очень люблю работы Баскии, тем не менее в жизни и в интернете мне в свое время «посчастливилось» увидеть много, чего хотелось бы забыть. Наверное, на меня повлияла серия видеоигр Silent Hill, монстры в котором символизировали самые разные людские страхи и темные стороны.
Бодихоррор - это еще один инструмент для придания работам и образам на них мрачности. Сложно нарисовать душевную боль, показать физическое проявление мысли. Но ее можно обратить в боль физическую. Отразить личностную слабость в обвисшей коже и тяжелых ногах, отразить замкнутость в зашитых губах, тревогу в сотне борозд на поверхности кожи, желание сбежать - в суставах, скачущих с места на место.
Сейчас мы живем в турбулентное время, в реальную жизнь выплеснулось много зла. У каждого из нас есть ежедневный доступ к информации во всем мире, в том числе негативной. Как считаешь: не множишь ли написанием чудовищ отрицательную энергию?
Отрицательная энергия также не берется из ниоткуда. Эта тьма всегда так или иначе присутствовала, даже если мы ее не видели. То или иное зло и насилие всегда живет с нами бок о бок, даже если мы его еще не замечаем. Та тьма, что проиллюстрирована мной, зачастую внутренняя, личная.
Егор, не все твое творчество в стиле дарк-арт, есть безобидная графика. От чего зависит градус ужасного в твоем искусстве?
Иногда мне действительно хочется делиться чем-то скорее позитивным, душевным и даже забавным. В какой-то мере так сложилось, что основной уклон идет в мрачные образы, отчего у постоянных зрителей возникнет вопрос, что здесь делает жизнерадостный образ?
Тем не менее, сейчас я не ставлю конкретной целью создание чего-то жуткого. Время от времени хотел бы и дальше создавать что-то яркое, светлое, внушающее доверие. Ведь в жизни есть не только темная, но и светлая сторона, почему бы не демонстрировать и ее?
Какие сны тебе снятся?
Я мало запоминаю сны. В основном это либо что-то совсем неописуемое, случайные почти бессмысленные сцены, сменяющие друг друга, либо что-то жуткое, вроде монстров, вылезающих из стен и парализующих меня, отчего я иной раз просыпаюсь с криком.
Бывали сны, в которых я долго плутал по неизвестным мне коридорам, почти полностью лишенный сил, но вдруг натыкался на своего отца или мать и припадал к ним в крепкие объятия, заливаясь слезами. В такие моменты мне в действительности было тяжеловато.
Очень редко это что-то около-осмысленное, в основном незапоминающаяся череда абстрактных странностей.
Егор, ты веришь в мистику и происходило ли что-то необычное в твоей жизни?
Честно говоря, скорее нет, чем да. По крайней мере, все может казаться мистикой до научного обоснования. Однако иной раз я как бы намеренно внушаю себе некоторые убеждения, вроде мыслей о взаимосвязи различных событий в наших жизнях. Это можно было бы назвать «Судьбой», но мне больше нравится верить в то, что будто бы есть какая-то магия в совпадениях, которые с нами случаются.
Был один далекий от мрачной мистики случай в моей жизни. В средней школе у нас была учительница, которая позже уехала совсем в другой город. Годами позже в один день мне приснился сон, где я встречаю ее где-то на улице. Как можно было догадаться, в этот же вечер мы с друзьями внезапно встречаем ее в нашем городке. Конечно, это всего лишь совпадение, но как же все-таки интересно, каков шанс?
Егор, у тебя много талантов: ты пробуешь себя в писательстве, создании игр, в диджитал. Кем хотел стать в детстве?
В детстве я много кем мечтал стать. Мне всегда нравились кулинарные передачи, я любил помогать взрослым в готовке и хотел стать поваром. Хотел стать и писателем, и художником, даже археологом. Но чем старше я становился, тем более определенной и реальной становилась эта цель. Так от большой любви к компьютерам в детстве и стал программистом. Я мечтал стать и разработчиком игр, было даже немало попыток. Мне казалось, что это та сфера, в которой идеально замешано всё, что есть от мира искусства: кино, литература, музыка, технологии, масса всего, что может быть мне интересно.
Как думаешь жизнь в маленьком городе Кемеровской области, где ты родился, повлияла на твое творчество?
Думаю, да, хотя мне сложно сказать, как именно. Я вырос в некоторой изоляции от жизни больших городов, но видел ее в экране своего компьютера или телефона. Я общался с массой различных людей, с которыми мне было куда интереснее, нежели со сверстниками в своем маленьком городке. Поэтому все необычное быстро заседало мне в голову.
Первые друзья у меня появились лишь в школе, хотя со мной всегда все хорошо общались.
Я рос в тихом и уединенном мире, от одного конца города до другого можно было пройти минут за десять. Нам некуда было пойти провести время, ни кинотеатра, ни кафе. Хотя правды ради, все это было пусть и не грандиозное, в соседнем городе. Поэтому мы много фантазировали. Мы лазали по оврагам, представляли себя рыцарями из игр, исследователями, толкались в снегу, снимали забавные видео, в общем, старались выжать из того, что есть максимум, и это было весело. Но мы также очень много времени проводили в играх и интернете.
В небольших городах обычно консервативное общество. Как выстраивались взаимоотношения с окружением в подростковом возрасте, когда ты начал реализовывать свои таланты?
Мне повезло, что мои родители далеко не такие консервативные люди и они не старались вгонять меня в эти рамки. Я по-прежнему могу поговорить с ними о многом. Я старался избегать таких людей, которые представляли из себя очевидную противоположность моим интересам и убеждениям. Либо же старался находить что-то общее между нами и таким образом поддерживать контакт. Когда пытался создавать что-то, то в основном делился этим либо в интернете с заинтересованными людьми, либо со своими близкими друзьями.
Егор, как человека, тонко чувствующего, вдохновляет ли тебя что-то отличное от мрачной эстетики в сфере искусства?
Да, я люблю очень многое. Например, совсем не люблю большую часть хорроров.
Мне очень нравится японская культура, очень откликаются в душе мультфильмы Хаяо Миядзаки. Нравится европейская архитектура, поп-музыка, танцевальная музыка.
Сложно сказать, что конкретно из всего вдохновляет меня, если речь идет не об авангардных авторах и произведениях. Но, скажем, вся смесь визуального и мысленного, прекрасного и ужасного, что несет в себе самое разное искусство, так или иначе влияет на меня и мою жизнь. Я вовсе не тот человек, который отыскивает лишь самое необычное и плюется на что-то всеми признанное. Мне нравится то, что мне нравится. То, что находит отклик в моей душе. А значит, когда-то это выльется из нее на бумагу.
У тебя понятные земные желания: быть признанным, получать доход от любимого дела, организовать выставку, написать книгу. Это во многом связано с опубличиванием, презентацией себя, своего творчества. Легко ли тебе открываться перед обществом, людьми, как человеку закрытому, с богатым внутренним миром?
Не буду лукавить, действительно, мне хочется того же, чего и почти любому другому деятелю. Однако я не могу сказать, что сейчас завишу от этого. В каком-то смысле творчество - это смысл моей жизни и даже, если плоды с моей головы откусит и выплюнут три калеки, я буду рад и им. Сейчас ощущаю, что иначе просто быть не может, я должен творить, я хочу это делать, оценит это кто-то или нет.
Получать доход и иметь большую вовлеченную аудиторию - это точно здорово. Значит у кого-то это откликается в душе, кому-то нравится, что ты делаешь. Все мы так или иначе ждем одобрения и похвалы, всем нам это приятно. Но это не является для меня сейчас главным мотиватором. Интернет позволяет несколько сбросить оковы стеснительности и замкнутости. Здесь легче коммуницировать и легче демонстрировать.
Касаемо данного вопроса сложно дать четкий ответ. Я одновременно хочу спрятаться и одновременно стоять на сцене перед многотысячной толпой.
Во всяком случае, я решил делать так:
Я хочу творить - я творю.
Я публикую это - люди смотрят.
Кого-то зацепит - здорово.
Не зацепит - все равно.
А дальше как получится.
Мне представляется несколько страшной мысль сотворить что-то такое, что незапланированно станет «хитом», отчего бы вдруг у меня появилась масса восторженных поклонников. Возможно, этот самый страх неизвестности, который может обрушиться на тебя в случайный момент.
Егор, напоследок задам философский вопрос: что для тебя искусство и для чего оно человечеству?
Думаю, что почти все, что так или иначе производит человек, можно назвать искусством в том или ином роде. Первоочередно это какой-либо продукт человеческой мыслительной деятельности. Мы пропускаем его через свой спектр чувств и анализируем. Это вызывает у нас какие-то эмоции. Для меня это то, что можно описать с научной точки зрения, но все же является чем-то выходящим за рамки обыденности, что-то особенное в этом мире.
Человеку важно делиться переживаниями, он может сделать это на бумаге, в музыке, в танце. Ему важно видеть переживания других, не забывать о том, кто есть он и что другие люди - это не роботы, не проекция его сознания, а такие же живые существа. Это создает своеобразный мост между всеми людьми, позволяет объединяться вокруг одного интереса, позволяет вести беседы, быстрее и легче обретать какие-то жизненные установки, направления. Это еще один способ коммуникации, это способ оставить след после себя, слиться с вечностью, влиять на мир и общаться с людьми многим позже после своей физической смерти.