Представляете, в век цифровых технологий люди собираются, чтобы вместе посмотреть кино, а потом делиться впечатления и дискутировать об увиденном. Все это регулярно происходит в киноклубе «Фокус» в КЦ «Московский» под руководством Романа Дмитриева, психолога и HR по образованию и профессии, эксперта в области кино по призванию.
«Я тебе открою тайну, никому не говори»
Идея киноклуба «Фокус» пришла к его основателю, Роману Дмитриеву, в тот момент, когда он, большой любитель кино, захотел смотреть его на большом экране – вместе с такими же фанатами, как и он. Искусствовед Луиза Низамова посоветовала ему пообщаться с директором КЦ «Московский», и - ура! – она с энтузиазмом восприняла предложение реализовать здесь этот проект. Уже четвертый год он с успехом продолжает собирать огромное количество людей, хотя начиналось все с классики – «на троих».
Фишка киноклуба в том, что он дает возможность познакомиться не только с голливудским кино, которое всегда находится ближе к зрителю, «на поверхности», но охватить разные страны. Концепция, которой придерживается ведущий киноклуба «Фокус» Роман Дмитриев – культурная агломерация. Здесь можно увидеть фильмы, которые представляет Северная Америка, Европа, Россия, Ближний Восток, Дальний Восток, Океания, Южная Америка, северные страны.
«Я хочу показать, что кинематограф различен. В каждой стране он имеет свои интонации и нотки. Хочется, чтобы люди их видели, и не находились в заблуждении, что все лучшее – только в Голливуде», - делится Роман Дмитриев.
Коротенечко о себе
Роман по образованию психолог, работает в области HR и к искусству формально не имеет отношения.
«Хотя два раза я снимался в кино. Мой друг, начинающий режиссёр, который сейчас живет в Южной Корее и готовится поступать в Американскую школу искусств по направлению кинематографа, пригласил меня на съемки в качестве актера», - рассказывает Роман Дмитриев.
У Романа просто фантастическая кино-насмотренность - как он говорит, «перешел уже примерно на 5000-ый фильм по просмотрам". Он регулярно следит за кино-новостями, к каждому показу в киноклубе основательно готовится.
«Для меня каждый просмотр фильма - визуальная беседа с режиссёром. Перед каждым фильмом я смотрю ретроспективу фильмов его режиссера. Конечно, иногда бывает сложно, но можно успеть. Например, если это Скорсезо, у которого в багаже 40+ фильмов плюс, то я выбираю 5 фильмов вначале, в середине биографии, столько же в конце. Выходит около 15 фильмов. Помимо этого, я читаю материалы кинокритиков».
"Мы с тобой одной крови, ты и я"
На встрече с участниками киноклуба Роман предпочитает формат беседы на равных, а не общение учителя с учениками.
«Такой стиль мне близок еще со времен университета, КИУ, когда мы ходили на занятия по групповой психотерапии - садились в кружок, болтали. Такой формат помогает снять напряжение перед началом дискуссии и ее участникам, и мне – все-таки я тоже немного волнуюсь», - делится Роман.
"Я выбираю тебя"
Выбирая фильмы для показов, Роман фокусируется на разных регионах, например, на Востоке – это Южная Корея, Китай, Тайвань, Филиппины, Япония. Например, в этом году впервые был показан индийский фильм. Также ведущий киноклуба отслеживает релизы и то, что показывают на различных фестивалях – и западных, и тех, что проходят на востоке. Периодически приходится участвовать в сборах в тематических сообществах, чтобы получить перевод фильма – не все они содержат его изначально.
Очень помогает общение в чате российского киноклуба, где можно встретить представителей семи таких же киноклубов, существующих в нашей стране.
Синергия двух искусств
Интересная фишка «Фокуса» - сотрудничество с литературным клубом – проходят совместные встречи «киношников» и литераторов, в ходе которых обсуждается, как режиссерам и актерам удалось переложить книгу, по которой снят определенный фильм, на визуальный язык. Таких встреч было уже пять, перед Новым годом, например, смотрели «Дневник Бриджит Джонс».
«Вывод был неожиданным: фильм лучше! - рассказывает Роман, - он интереснее, красочнее, занимательнее, темы, которые в книге строятся как тезисы, в фильме обыграны как жизнь, и смотреть на это на много увлекательнее, чем читать».
Тянет как магнитом
Сейчас на встречи киноклуба приходит в среднем около 20-25 человек, есть костяк, и состав участников постоянно растет. Удивительно, с какой увлеченностью и страстью люди участвуют в обсуждении.
«В фильмах люди видят чужую страну, чужую жизнь, чужие эмоции, чужие взгляды, впитывают их в себя. И это хочется «вытащить» и рассказать. Особенно это заметно по драматичным и грустным фильмам», - делится своими соображениями Роман.
Роман старается больше внимания обращать на авторские, а не масс-медиа фильмы, чтобы было о чём поговорить тем, кто этого ждет.
По словам Романа, настоящий бум начался в киноклубе «Фокус» в этом году и вспоминает, как много людей в свое время пришло на обсуждение фильма Тарковского «Зеркало». Он сам является преданным поклонником этого режиссера. Конечно, с удовольствием приходят на такие громкие фильмы, как, например, «Посмотрите наверх» с Ди Каприо.
Что привлекает самого Романа Дмитриева в кино?
- Фильмы из Японии, потому что они «немножечко раздвигают границы кино, и это уже что-то очень хорошее».
- На Востоке появляется много нового, например, «медленное кино» - в фильмах этого жанра вы можете 10 минут смотреть, как идёт человек. Внутри этого фильма, который может длится от 2 до 8-9 часов, герой всегда один. Люди, не контактируя с главным героем, всегда находятся в одном своём внутреннем мире. Этому направлению уже лет 10.
- Из старых фильмов нравятся пост-неореалисты. Чтобы было понятнее: реалисты пытались в своих фильмах показывать жизнь такой, как она есть. Например, «Похитители велосипедов» - история о том, как во времена безработицы в Италии, человеку, чтобы устроиться на работу, нужен был велосипед. Он его купил, но велосипед украли – трагедия. Человек бегает и ищет этот велосипед, понимая, что, если он его не найдет, не будет работы, семья останется голодной. Неореалисты включили еще и дополнительные субъективные качества. Пример – «8,5» Феллини, «Сладкая жизнь» Филини – то, что показывает субъективный мир человека. Это 70−80-е годы – то, что снимали Европе, Америке.
- Нравится «новая волна» - японская, не европейская, ее слишком много, она везде.
- Американское независимое кино.
- Фильмы, которые не вписываются в основную магистраль академического кино наверное, если так сказать, ну то есть, например, иранское кино мне нравится, оно не особо представлено сильно, кроме как, например, на каких-то фестивалях, либо если еще ты глубже начинаешь копать, там помимо того, что там показывается на фестивалях, там тоже есть много интересных фильмов, которые внутри страны. Турецкое, индийское кино, в Таиланде, в Филиппинах, Южной Америке снимают фильмы.
- Часто пересматривает «Интерстеллар» - он из категории "фильмов для мечтателей".
- Для романтики - Вонг Карвай, в особенности "Любовное настроение".
- Из Америки - Кассаветис, Билли Уайлдер.
- Режиссеры из России - Тарковский, ранние фильмы Кончаловского, Гройсман, снимавший все эпохи от Сталина до Брежнева, Марлин Хуциев, из современных - Балабанов.
5 фильмов, заинтересовавших ведущего киноклуба «Фокус» Романа Дмитриева
- «Виды доброты», 2024 г.
Режиссер Йоргос Лантимос - «Субстанция», 2024
Режиссер Каролина Фаржа - «Чёрный пёс», 2024
Режиссер Гуан Ху - «Эмилия Перез», 2024
Режиссер Жак Одиар - «Течение», 2024 (анимация)
Режиссер Гинтс Зильбалодис
Киноклуб "Фокус" ждет вас каждое воскресенье в КЦ "Московский", Ак.Королева, 47. Примерное время начала показа - 17.00, следите за афишей и соцсетями.
ВК