В качестве курорта, город Ессентуки был создан значительно позже своих знаменитых соседей-собратьев: Пятигорска и Кисловодска.
В 1798 году на правом берегу реки Ессентучок, в одной версте от ее впадения в Подкумок, заложили военно-пограничный редут. Места здесь были такие – то мир, то война, то контртеррористическая операция. Но когда в Кисловодске в 1803 году была основана крепость, редут был упразднили, а на месте его оставили казачий пост, названный Ессентукским. Позднее за ненадобностью был снят и он.
Может вслед за редутом местечко так и кануло бы в лету, если бы здесь как и в Кисловодске не нашли бы минеральные воды. Впервые ессентукские минеральные источники были описаны известным московским врачом Федором Петровичем Гаазом. Дальше пошло-поехало. Строительство на курорте всячески поощрялось властями, желающим что-нибудь здесь построить предоставлялись значительные льготы. Даже у казаков некоторое количество земель отчекрыжили. Они, правда, свое потом не упустили – немалое количество дач под сдачу приезжим в Ессентуках построили именно зажиточные казаки.
С необыкновенной скоростью на отчужденных землях строились многочисленные дачи необыкновенной красоты, с балконами, террасами, башенками и пирамидками на крышах. Появляются улицы и бульвары, проводится электричество. Растет число лечебниц, санаториев, больших и маленьких гостиниц.
К 1917 году в курортной зоне возникает великолепный дачный поселок, где каждая постройка - маленький архитектурный шедевр. Многие из них сохранились до наших дней во вполне удовлетворительном, а некоторые и в прекрасном состоянии. Так что, не грех здесь прогуляться - не нарзаном единым интересен город.
Начнем прогулку с огромного комплекса Инвалидного дома для железнодорожных служащих имени Императора Александра II. Само название определяет назначение заведения - здесь был пансионат для получивших травмы и увечья работников железной дороги.
В здании было более 150 комнат, при каждом отделении состояли свои врачи, священники, баня, прачечная, были земельные участки для разведения садов и огородов. Такая трудотерапия и одновременно отдохновение для души в одном флаконе. Инвалиды имели возможность работать по своему желанию и возможностям: кто-то трудился в мастерских, кто-то служил в храмах. Инвалидам выдавалась форменная одежда - кафтан, фуражка, пояс с бляхой. Можете себе представить такую форму реабилитации в наше время? Включая психотерапевта в лице священника. Причем не в пятизвездочном санатории, а бесплатно.
По случаю отмечавшегося в 1880 году двадцатипятилетия царствования Государя императора Александра II железные дороги России уговорились между собой отчислять ежегодно по 5 рублей с каждой версты, чтобы на получившуюся сумму учредить и содержать здесь отделения для своих служащих и рабочих. Эскизный проект санатория составил архитектор В.П. Тавлинов и уже в апреле 1914 года приступили к земляным работам по сооружению фундамента, а 3 июля 1915 года состоялось освящение пансионата.
Главное кирпичное здание создано в неоклассическом стиле ампир и стоит на каменном основании. Оно состоит из двухэтажного жилого здания, двухэтажного хозяйственного флигеля и одноэтажной столовой.
Странно, что РЖД такой сладкий пирог упустило. Адрес заведения – улица Баталинская 20 на территории санатория имени Анджиевского. Колоритнейшая, между прочим, была личность. Рабочий польско-еврейского происхождения, солдат-дезертир Первой мировой войны. Совсем молодой большевик - на тот момент ему было чуть больше 20 лет, стал фактически «красным директором» Пятигорска.
С большим энтузиазмом осуществлял диктатуру пролетариата в отдельно взятом городе, считается одним из ответственных за кровавую резню в Пятигорске, которую там устроили его соратники.
После того, как Пятигорск взяли белые, бежал в Баку. Там по официальной советской версии занимался подпольной работой, а по версии белогвардейцев просаживал в казино реквизированные деньги. Однако, деникинская контрразведка его выловила, Анджиевского привезли в Пятигорск, где и повесили 31 августа 1919 года. Н-да, молодость конечно хороша что бы жениться, но в 20 лет руководить немаленьким городом, да еще в период социальных катаклизмов, это рано…
Ладно, пойдем дальше. Следующий интересный объект на маршруте, это дача "Находка" по адресу: ул. Анджиевского, 25.
Принадлежала дача местной зажиточной станичнице Коваленковой. Кстати, если обратили внимание у местных дач часто владелицы – женщины. Все очень просто. Банкротство, долги и тому подобные приключения у богатых людей не вчера появились. А существовали уже тогда. Вот и записывали богатые мужья имущество на всякий пожарный на жен, а вот совместного имущества, как сейчас в семьях не существовало и ответственности тоже. Но вот информации о даче Находка в открытом доступе очень мало, только то что это объект культурного наследия регионального значения и дата постройки — 1903 год.
Дача Елионка. Еще один пример дачи, которую построили для заработка на курортниках местные зажиточные станичники. Принадлежал состоятельному жителю Ессентукской станицы И. С. Евдокименко, а построена была в 1904 году.
Известно о ней так же немного – это, объект культурного наследия регионального значения, регистрационный номер 261510217120005. Расположена по адресу - улица опять же Анджиевского, 25-а. Здание выстроено в стиле модерн, очень интересно рустировано и находится в прекрасном состоянии – оно и не удивительно, в здании располагается Россельхозбанк.
Кстати о рустировании – древние ничего ведь не делали просто так в отличие от современных дизайнеров, все имело свое предназначение - в городских условиях Древнего Рима рустика защищала стены от ударов проезжавших по узким улицам телег.
Соседний комплекс зданий с Елионкой – весьма пафосный отель «Понтос Плаза» и банкетный зал этого же отеля. В Ессентуках большая община понтийских греков, так что название неслучайно. Это не от слова «понты». Здание красивое, но к старине отношения не имеет, оно современное, так что если вы ищете именно исторические здания, то не тратьте на него время.
Ново-Казённая гостиница была эталоном курортного дореволюционного сервиса. В 1902 году в городе, неподалеку от Курортного парка, началась грандиозная стройка.
В Кисловодске очень не хватало гостевого дома, который бы отвечал требованиям и капризам прибывающей столичной знати. Дело поручили Зелинскому – архитектору-новатору, предложившему легкую и даже несколько воздушную конструкцию. Надо сказать, аналогичный проект он начал одновременно реализовывать и в Железноводске.
Этот чудесный фахверковый терем вырос в Ессентуках буквально через год. Вокруг – цветники, розарии и фонтаны, как аксессуары на итальянце. В 1903 гостиницу освятили и заселили первых отдыхающих.
Здесь были 200 комфортабельных номеров, из которых 58 класса «люкс». Венскую мебель изготавливали и привозили под заказ, на полу был модный тогда линолеум, а на второй этаж вели изящные кованые лестницы. В здании присутствовало электричество, водопровод и даже телефон. Для гостей работал ресторан, библиотека, прачечная, парикмахерская и биллиардная. Гостиница одномоментно стала самым модным и лучшим домом для отдыха на Ессентукских Водах.
Гости были соответствующие - здесь останавливались режиссер Станиславский, писатели Максим Горький и Александр Куприн, композитор Сергей Рахманинов и завсегдатай Кавказских Минеральных Вод Федор Шаляпин. Последний неизменно привлекал внимание почтенной публики - по утрам, под его балконом, собирались местные зеваки, чтоб хоть краем уха услышать распевку знаменитости.
После революции Ново-Казенную гостиницу переименовали в санаторий № 9 и в нем чуть-чуть изменились опции - ресторан стал столовой, биллиардную залу и цирюльню закрыли, как пережитки имперской ненужной роскоши. В годы ВОВ знаменитом фахверковому терему пришлось совсем непросто – в силу того, что здание не отапливалось, оно не могло использоваться как госпиталь и потому превратилось в склад. Древоточцы уничтожали балки, перекрытия ветшали и как следствие - пять из шести корпусов стали настолько аварийными, что их попросту снесли. Шестой корпус уцелел и его удалось сохранить. Реставраторы трудились целых семь лет, изучали старинные чертежи и в 2020 году представили курорту ту самую Ново-Казенную, которую когда-то с гордостью открыл Зелинский.
Сейчас здесь по-прежнему ужинают в ресторане, а в номера поднимаются по той самой кованной лестнице, которая помнит шаги Шаляпина.
Санаторий «Истокъ» расположенный в исторической курортной зоне города имеет интересное и богатое историческое прошлое. Время его постройки отсчитывается от специального указа от 17 апреля 1903 года, разрешавшего советнику Николаю Бугрову и Николаевским купцам братьям - Мальцевым, постройку каменного двухэтажного дома для бесплатного помещения в нём приезжающих больных.
Означенным достойным людям были предоставлены дополнительно два участка земли шириной 1230 квадратных саженей, примыкающие к дворовому фасаду здания для разведения сада для посещения лечащихся.
Николай Бугров был Мануфактурным советником, братья Мальцевы были купеческого сословия и старообрядческого вероисповедания, потому первое название санатория было - «Старообрядческий санаторий».
Санаторий принял первых отдыхающих 16 мая 1906 года. К концу 20 века (старообрядческим он само-собой уже не был), в 80-х годах из-за прекратившегося финансирования санаторий закрылся и здание начало разрушаться.
Прошло еще немалое количество времени и в целях сохранения здания в мае 2000 года Администрацией Ессентуков принято решение о продаже здания на коммерческом конкурсе. Продали его хорошо известной в Ставропольском крае Финансово-производственной компании «МиГ». Нечасто, но чудеса случаются, здание было полностью восстановлено, произведена реставрация фасада с сохранением всех художественных элементов с применением современных отделочных материалов и сейчас на него приятно посмотреть.
Снова гостиница. На этот раз - гостиница Донская. Наверняка, по тем временам это был был безумный китч. А вот сейчас, на фоне примитивных советских коробок санаториев и безвкусной нелепицы новоделов выглядит весьма симпатично.
Гостиница "Донская" или "Донские нумера" в старинном здании с лепными украшениями фасада, существовали с конца XIX - начала XX века. Здание было построено в 1903 году и располагалось недалеко от входа в Курортный парк. Автором проекта был уже упоминавшийся здесь архитектор И.И.Зелинский, а украшение стен красивой лепниной приписывают скульптору Шодскому. Людвиг Карлович Шодкий — российский скульптор польского происхождения, тот самый, что в 1903 году создал фигуру орла терзающего змею, олицетворяющую человеческие болезни, которая стала эмблемой всех Кавказских Минеральных Вод.
После революции гостиница получила статус санатория "Донская", в войну в ней работал эвакогоспиталь, а в послевоенный период появился санаторий "Россия". Старый корпус санатория Россия - собственно, бывшая гостиница Донская, стал административным и элитным корпусом, в нем расположились номера "люкс" и разные административные службы санатория.
А впереди у нас здание Ессентукской грязелечебницы безусловно, самое заметное среди архитектурных доминант города.
Когда в 1911 году Петербургским обществом архитекторов был объявлен конкурс на создание проекта грязелечебницы для Ессентуков, то победил проект академика Евгения Шреттера с необычной идеей реализовать грязелечебницу в облике античных терм или общественных купален.
Начали ее строить в 1913 году и несмотря на начавшуюся войну очень активно. Потребность в таком заведении была уж очень высока – много раненых.
Грязелечебницу назвали Алексеевской в честь цесаревича Алексея Николаевича, наследника престола Романовых. Мальчик сильно болел и предполагалось, что он будет когда-нибудь принимать здесь процедуры.
Возводила комплекс Петербургская строительная контора «Вирш и Герцберг», а скульптурное оформление выполнялось лучшими скульпторами Санкт-Петербурга Л.А. Дитрихом, Л.К. Шодким и В.Б. Козловым.
Подобно тем термам, здание спроектировали из двух частей — мужской и женской, как это было принято у древних римлян.
Строили из местного камня, под бетонными сводами, черепичной крышей. Черепицу изготавливали по римским образцам. Снаружи стены отделаны грубо обработанным рустованным кисловодским доломитом из Аликоновского ущелья. Каждому вырубленному блоку придан вид глыбы дикого камня.
Два ряда ионических колонн украшают главный фасад. У парадного входа, по двум сторонам, на высоких постаментах стоят скульптуры древнегреческих богов — бога врачевания Асклепия и его дочери богини чистоты и здоровья Гигеи работы скульпторов Л. А. Дитриха и В. В. Козлова. На современных табличках они правда, названы Эскулап и Цефера, хотя это одно и тоже.
Пологие пандусы у входа охраняют два льва. Они прижимают лапами змей, что символизирует победу человека над болезнями.
На фасадах здания есть барельефы на темы медицины и здоровья, тоже работы скульпторов Дитриха и Козлова, а барельеф на парадном входе изображает бога Посейдона, дарующего людям воду.
В 1923 году в связи с утратой актуальности вопроса здоровья цесаревича Алексея Николаевича грязелечебницу переименовали в честь первого наркома здравоохранения Н. А. Семашко.
Во время войны грязелечебница была санитарным пропускником для всех поступающих раненых. Кроме того здесь проводилось лечение травм грязью в комплексе с механотерапией. Звучит устрашающе, но видимо, помогало.
В отличие от многих других старинных построек в Кисловодске, эта сохранила в полном объеме все свои функциональные возможности, оснащена всем необходимым и используется по первоначальному предназначению.
В нашей сегодняшней экскурсии много гостиниц. Ну что поделать, уж очень они примечательны – мимо не пройдешь.
Староказённая или Компанейская гостиница в Ессентуках — памятник архитектуры и истории второй половины XIX века и одно из старейших зданий города. Первая капитальная гостиница была построена по проекту архитектора Карла Карловича Рахау в 1875 году под названием «Компанейская». Было в ней шестьдесят четыре номера.
В 1897 году император Николай II дал разрешение приобрести Компанейскую гостиницу и после долгого капитального ремонта и переделок, гостиница получила новое название — «Казённая». Когда в 1902 году рядом со старой Компанейской появилась Ново-Казенная фахверковая гостиница, прежняя стала именоваться соответственно «Староказённой» или «Казённой Компанейской».
В СССР в 1923 году гостиница получила название «Санаторий имени Я.М. Свердлова».
В 2015 году здание зарегистрировано, как объект культурного наследия регионального значения. В Староказённой гостинице сейчас находится санаторий «Целебный ключ» и что радует, на территорию можно свободно пройти.
Один из корпусов санатория "Надежда" - Дача "Хвои", построенный в 1906 году. Первоначальный владелец этого дома был Хренников Николай Александрович. Находится дача на улице Баталинская, 11а. В обзорах она частенько фигурирует, как Жандармский санаторий, то же самое значится и на памятной табличке. Но корпус самого санатория находится за дачей, а в этом симпатичном здании сейчас санаторская кухня.
Когда-то в этом санатории было пятнадцать комнат на два человека каждая. Жандармские офицеры могли приезжать и с семьей. Проживание для них и их семей было бесплатным, за отдельную плату были услуги. К примеру, поданный самовар стоил 10 копеек, чайник кипятка – 2 копейки, пользование ванной – 30 копеек. А в целом содержание одного человека в санатории ведомству обходилось в 35 рублей.
О даче "Лужки" К.С.Кузнецова в открытом доступе нашел только то, что он относится к памятникам истории и культуры Ставропольского края. Ну хоть так…
Дачу «Цветник» была построена в 1910—1911 годах в стиле раннего неоклассицизма. Владелицей была бывшая артистка Московской Императорской оперы, петербурженка Дарья Мирская. Название вилла, по одной из версий, получила благодаря обилию зелени и цветов. В 1912 году квартиру и кабинет для частной практики здесь снимал специалист по женским болезням Николай Покровский, брат матери писателя Михаила Булгакова, который стал прообразом профессора Преображенского в романе «Собачье сердце». Здесь на даче жили и другие родственники Булгакова - сестры Вера, Надя и Варя и младший брат Николай. Вместе они ездили на прогулки в Кисловодск, где в Курзале слушали оркестр, «который больше и лучше киевского».
Судьба виллы после революции похожа на истории других дач КМВ - передача санаториям, перепланировки интерьеров и территории. В 1963 году на месте цветника построили столовую. Сегодня дача сдается в аренду, но по-прежнему радует глаз.
Дача Замок. Здесь жили врачи и даже одно привидение. Дом помнит самых ярких представителей российской медицины. Высокую башню дачи заметно даже из окна поезда.
Дом был построен в 1898 году для Алексея Ивановича Лебедева — профессора Военно-Медицинской академии, считавшегося одним из основоположников гинекологии в России. Каждое лето врач приезжал в Ессентуки для частной практики. Лебедев был первым в России медиком, который провел операцию кесарево сечение. Его охотно посещали женщины из столиц для консультаций подальше от чужих глаз. Проект будущего дома доктор заказал Эммануилу Ходжаеву — самому именитому архитектору здешних мест. Ждать пришлось довольно долго - занятость Ходжаева была феноменальной. Но, в итоге Замок вышел роскошным, в стиле, который определяют, как «южнорусский модерн», хотя на первый взгляд он больше похож на средневековый замок - стрельчатые окна, зубчатые ограждения, дозорные бойницы и даже небольшая башня, с которой открывался вид на Эльбрус. В доме имелся лифт, на нем на верхние этажи доставляли готовые блюда из кухни (кухня была в подвале). После революции дом уплотняют и просторная дача превращается в некое подобие врачебного общежития. Благо, хотя бы врачебного. Жить здесь и при СССР считалось весьма престижным. К примеру, самым известным постояльцем дома был основоположник отечественной нейрохирургии, российский и советский хирург Василий Иванович Разумовский, он въехал в него в начале 30-х годов. За вековую историю дом оброс слухами и легендами, например о привидении - по городским слухам, жители флигеля убили женщину и замуровали останки в подвале. Дух ее понятное дело, долго не давал покоя владельцам замка, пугая их по ночам разными звуками и видениями, пока флигель не разрушили бульдозером и не сожгли. Сейчас у дачи новый хозяин — некое юрлицо, так что просто с улицы туда не зайдешь. Состояние здания вызывает опасения у многих местных ученых: старинный кирпич потихоньку щербится водой и ветром, деревянные окна шелушатся старой краской, а на кованой решетке модернового балкона время от времени сушатся чьи-то вещи. По всей видимости, в доме обитает только охрана. Жаль…
Завершает сегодняшнюю экскурсию симпатичный особняк на перекрестке улиц Анджиевского и Пономарева в стиле русского модерна. Это - дача казачьего есаула И. Г. Зимина, получившая прозвище «Орлиное гнездо». В здании гармонично сошлись воедино различные архитектурные элементы – благодаря им здание выглядит особенно изящно и парадно.
Здание сформировано из двух- и четырехэтажных башенок, лоджии и мезонина, дополняет эффект интересное сочетание арок и окон. Вверху, на фасаде здания видна скульптурная композиция «Орлиное гнездо» с которого смотрят на город три огромные птицы. После революции здание не раз меняло обитателей, затем в конце 1920-х годов его передали санаторию имени академика Павлова. В наше время в нем располагается Центральная курортная библиотека, фонды библиотека насчитывают около 150 тысяч книг.
Всем приятных прогулок. Для удобства передвижения прилагаю примерный маршрут.
Все фото мои если в атрибутировании не указано иное. Спасибо за лайки и не забывайте подписываться, так мне будет легче рассказать вам что-нибудь новое и интересное.