Почему человека всё время тянет в места своего детства? Психологи нашли кучу умных ответов, что там ты был счастлив, беззаботен и прочее. Может оно и так, а если ты был не очень счастлив, не очень сыт, обут и одет, а тебя всё равно тянет. И как описать словами те чувства, которые охватывают тебя, когда видишь бабушкин дом, улицы, по которым бегал босиком и речку, в которой научился плавать. Мне в какой-то степени жалко тех людей, которые всю жизнь прожили в одном городе, посёлке или деревне. Они никогда не испытают это непонятное состояние, кажется похожее на первую любовь, когда перехватывает дыхание, теснится в груди, а на глазах наворачивается слеза при виде места твоего детства, в котором ты очень давно не был.
Такие мысли вращались в моей голове, когда я боковым зрением поглядывала на свою подругу Свету, уверенно державшую в руках руль автомобиля, который, преодолевая километры, приближал нас к Вятской земле. Мы ехали на родину её предков.
Света не родилась на Вятке, для того ностальгического чувства, которое я имела в виду, не обязательно родиться, достаточно просто прожить там кусочек своего детства. А география её путешествий по стране оказалась обширная - от Иркутска, где счастливые родители забрали малышку из роддома до Калуги, куда решили переехать. Но Вятский край остался в сердце вечным магнитом, который манит и тянет вновь и вновь преодолевать больше тысячи километров, чтобы побывать на могилах предков и побродить в тишине по тропинкам детства.
А направлялись мы в Пиксур, село, расположенное в Даровском районе Кировской области, на берегу небольшой, но значимой для этих мест речки Пиксур, впадающей в реку Кобру.
За окном мелькали косогоры, поля, перелески, а я изучала историю села, где жили несколько поколений предков моей одноклассницы и подруги. Интернет - великое изобретение. Раньше добыть информацию о каком-либо селе или деревне простому человеку было достаточно сложно. Только путём расспросов сторожил, которым, в свою очередь, из уст в уста, передавались истории от их предков. Остальные источники были не доступны.
Река Пиксур ( в переводе с марийского - "стрелянная белка"), упоминается в документах с начала XIX века. В 1802 году у её берегов возник починок, где жили черносошные крестьяне, занимавшиеся земледелием и ремёслами. К концу XIX века здесь уже стояли деревни, жители которых занимались извозом, веретенным промыслом и чеботарством. Река кормила, связывала местных жителей с соседними сёлами, в ней стирали бельё и поили скот.
Село Пиксур было основано в 1861 году при строительстве Владимирской церкви, и изначально носило название Владимирское. В 1900 году оно было переименовано по названию реки. В 1889–1899 годах здесь возвели каменную Богородицкую церковь в эклектичном стиле с шатровой колокольней — единственную в районе, уцелевшую даже в годы Великой Отечественной войны. Храм, закрытый в 1939 году, в 1948-м был возвращён верующим и позже в 1994 году преобразован в женский монастырь в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Население села росло волнами: от 28 жителей в 1905 году до 396 в 1989-м, но к 2010 году сократилось до 210 человек. Жизнь здесь всегда была связана с землёй: крестьяне выращивали хлеб, занимались плотничеством, а молодёжь уходила на отхожие промыслы.
Вообще Вятский край - это уникальный регион с богатой историей, многонациональной культурой и сложным процессом формирования. Его история охватывает периоды от древних племён до интеграции в состав Русского государства.
Изначально, ещё в I тысячелетии н.э. на этих территориях формировались марийские и удмуртские племена, а на севере — коми. После монголо-татарского нашествия эти земли попали под власть Золотой Орды, а позднее — Казанского ханства. Русское население начало проникать сюда в конце XII — начале XIII веков, основывая городища, такие как Никулицынское и Пижемское.
В 1374 году край впервые упоминается в летописях в связи с походом новгородских дружинников. В 1489 году Вятская земля была окончательно присоединена к Московскому государству после военных походов Ивана III.
Добрались мы до села Пиксур только на следующий день после обеда. Июльская погода радовала теплом. Село предстало перед нами в богатом зелёном убранстве деревьев, вокруг простирались нескончаемые леса и цветущие покрывала лугов.
Дамба, построенная на реке довольно давно, превратила небольшую речушку в пруд, в котором ловят рыбу и купаются. Но так как отведённых мест для купания нет, в местной прибрежной зоне отдыха висит табличка, что купание запрещено - современная дань технике безопасности.
У Светланы была двойная цель приезда в этот далёкий и прекрасный край. Она хотела привезти своей маме фотографии мест, где, поневоле, маме пришлось провести своё детство. Родилась мама в Ленинграде, и всё бы было хорошо, если бы не война. Отец (дедушка Светы) погиб, а бабушку с двумя детьми в 1942 году с трудом эвакуировали в район Пиксура, откуда бабушка была родом. Маме Светы тогда было 3 года. И она всегда считала это место своей второй родиной. Тяжёлые и голодные военные и послевоенные годы хорошо запомнились маленькой девочке. Да и уже гораздо позже в этих местах жилось не просто. Электричество стало появляться в деревнях только в начале 70-х годов прошлого века.
Мы остановились в доме родной сестры Светиной мамы. Замка на двери не было, так как чужие здесь не ходят. Нет их здесь. Хотя ночевать с открытой дверью в незнакомом месте мне было немного не по себе.
Но утро вечера мудренее, рассвет обещал прекрасный тёплый день и прогулку по местам детства моей подруги и её мамочки.
Раньше эти места были довольно густо населены. Только в ближайшем окружении от Пиксура были деревни Суворовы, Хоробровы, Колосницыны, Ожеговы, Лукичи, Шмаковы, Теляши, Двиншина. Это те, которые вспомнились, и находились совсем рядом. Остались или покосившиеся развалюшки или ничего совсем.
Вот на этом месте была деревня Двиншина, рядом с кустом сирени стоял дом.
А это Шмаковы. Печальное зрелище.
В Пиксуре тоже осталось не очень много жителей. Более-менее крепкие дома скупает монастырь и окружает их сплошными заборами. Где раньше были проходы к реке, теперь не пройти. И сам монастырь окружён высоким забором. Жителям деревни проход в церковь закрыт и помолиться им можно только издалека на кресты монастыря.
На пруду для монахинь поставили купель. Она также огорожена со всех сторон и посторонним туда не попасть.
В 1990-х годах духовником монастыря стал архимандрит Серафим (Левитских), чьи росписи украсили храм. Его судьба — от детдомовского детства до служения в этих краях. Сейчас настоятельница монастыря игумения Варвара (Скворцова).
Мне очень понравился дом, характерный для этих мест.
Здесь под навесом находится всё - сарай, туалет, дрова, баня и прочие необходимые строения. В непогоду не надо выходить на дождь или снег. Очень удобно.
А это конюшня. В верхнее окошко вилами закидывали сено. Внутри через отверстия оно скидывалось лошадям, а через нижнее маленькое окошко вычищали навоз.
Я с удовольствием слушала пояснения подруги к тому или иному объекту. Но нам нужно было посетить самое главное место села - школу, где училась мама.
Датой основания школы села Пиксур считается 1883 год. Конечно этому зданию немного меньше, были другие, но мама Светланы училась в этом здании.
Она часто вспоминала крутые лестницы, скрипучие двери, высокие потолки, просторные светлые классы и старшую сестру, которая вернулась в село после получения педагогического образования и работала здесь преподавателем математики. В 2009 году школа была закрыта.
А в этом доме раньше жил директор школы.
Не могли мы не посетить и местное сельпо. Мы с подругой очень любим сельские магазины. Это тоже из детства. Вернее у Светы из детства, а у меня из голодных 90-х. Мне по работе часто приходилось ездить по райцентрам и я старалась обязательно зайти в местный "универсам". Там порой продавались такие дефицитные вещи, которые в городе достать в те времена было невозможно.
Возвращаясь из магазина домой для отдыха и перекуса, мы наткнулись на чудо инженерной мысли и не смогли пройти мимо. Удивительно, до чего смекалист русский человек.
Может быть с чипами для электроники у нас проблема, но вот соорудить такую красоту - легко!
Отдельного внимания заслуживает конечно речка Пиксур, которая, как я упоминала, дала название селу.
Как рыбак со стажем я не могу обойти её стороной. Длина реки составляет всего 29 км и село Пиксур - единственный населённый пункт на её берегах.
Течёт она по лесному массиву и за пределами пруда подойти к берегам очень сложная задача. Относится к речному бассейну реки Кама.
В реке водятся щука, окунь, сорога, елец, линь, шоклея, карась, вьюн. Раньше были налим, пескарь, кузнечики, усачи. Этой информацией поделился с нами племянник Светы, заядлый рыбак и знаток этих мест.
Река одинаково живописна и в виде пруда и в своём натуральном виде. Рыбаки ловят конечно на пруду.
И естественно, основное богатство северных регионов России - лес. А его здесь - куда не кинь взгляд. Очень много грибов, ягод и всякой живности - летающей, бегающей, прыгающей и ползающей.
Мы не собирались ставить рекорды по собиранию грибов и черники, но легко могли бы это сделать.
Когда один местный житель увидел, что мы направляемся в лес, он попроси нас не пугать лося, который часто появляется на опушке.
В чаще особо не погуляешь, труднопроходимые заросли не способствуют увеселительной прогулке. А когда мы наткнулись на гадюку, то решили вернуться, так как были в кроссовках, а не в сапогах.
Муравейники здесь достойны всяческих похвал, а муравьи впечатляют своими размерами. Хотя я, как биолог, знаю, что чем севернее регион, тем животные крупнее.
И всё здесь кажется солидней, серьёзней и величественнее.
"Широка страна моя родная, много в ней лесов полей и рек..." - слова Лебедева-Кумача из песни о Родине звучали в моей голове.
Мы конечно посетили могилы родственников и сделали все запланированные в этой поездке дела, но это уже личные моменты. Пришло время отъезда. Вечером мы навели порядок в доме и отправились пораньше спать.
Нам предстоял длинный путь. Сначала по дороге из рыжей глины, затем по асфальту. До свидания, удивительный и притягательный Пиксур! Может ещё встретимся...