Найти в Дзене
Белкины орешки

ЧАСТЬ 2. ГЛАВА 9. СОТНИКОВЫ. КРЕПОСТЬ ВОЗДВИЖЕНСКАЯ

Сын Клементия Петровича – Егор – мой прямой предок. Я отыскала только трёх детей Егора Клементьевича и жены его, Аграфены Петровны. Все трое – сыновья, казаки –служили в крепости Тоцкой. Затем, переехали с группой других казаков (Берниковы, Мочалины и др.) в станицу Воздвиженская. Было ли это перемещение по службе или казаки ушли в отставку, а потом просто сменили место жительства на более безопасное – точно утверждать нельзя: нет точной даты появления казаков Сотниковых в Воздвиженской, а соответственно, нельзя выяснить причину приезда и их возраст во время переезда. Все три сына Егора Клементьевича Сотникова – Устин (1798 г.р.) со второй женой, Татьяной Даниловной, Пётр (1805 г.р.) с женой Евдокией Федотовной и Матвей (1818 г.р.) со второй женой, Матроной Ивановной – отправились в станицу Воздвиженскую (ныне село Воздвиженка Саракташского района Оренбургской области) ближе к середине ХIХ века. Воздвиженка хоть и располагалась северо-восточнее Тоцкой и Илецкой крепостей, но в ХVIII

Сын Клементия Петровича – Егор – мой прямой предок. Я отыскала только трёх детей Егора Клементьевича и жены его, Аграфены Петровны. Все трое – сыновья, казаки –служили в крепости Тоцкой. Затем, переехали с группой других казаков (Берниковы, Мочалины и др.) в станицу Воздвиженская.

Было ли это перемещение по службе или казаки ушли в отставку, а потом просто сменили место жительства на более безопасное – точно утверждать нельзя: нет точной даты появления казаков Сотниковых в Воздвиженской, а соответственно, нельзя выяснить причину приезда и их возраст во время переезда.

Все три сына Егора Клементьевича Сотникова – Устин (1798 г.р.) со второй женой, Татьяной Даниловной, Пётр (1805 г.р.) с женой Евдокией Федотовной и Матвей (1818 г.р.) со второй женой, Матроной Ивановной – отправились в станицу Воздвиженскую (ныне село Воздвиженка Саракташского района Оренбургской области) ближе к середине ХIХ века. Воздвиженка хоть и располагалась северо-восточнее Тоцкой и Илецкой крепостей, но в ХVIII веке на её территории тоже велись военные действия.

Крепость Воздвиженская была заложена 14 сентября 1742 года в день празднования Воздвижения Креста Господня (отсюда и название) в 106 верстах от Оренбурга на левом берегу реки Сакмара. Крепость входила в так называемую Сакмарскую пограничную сторожевую линию защиты восточных рубежей Приуралья и была частью Первого (Оренбургского) военного отдела Оренбургского казачьего войска. Во второй половине ХVIIIвека численность гарнизона крепости было около 1200 человек. Это были казаки, драгуны, рядовые солдаты, а также их жёны, дети, военные в отставке. Много было военнослужащих, не проживающих постоянно на территории крепости, а приписанных для выполнения военных задач.

Удобное место дислокации крепости позволяло делать быстрые маневренные набеги не только на восток и север России, но и в Туркестан, на юг. Во время Пугачёвского восстания Воздвиженский гарнизон не примкнул к восставшим, а вместе со всеми своими домочадцами отступили в наиболее укреплённую Верхнеозёрную станицу (октябрь1773 года), откуда делали вылазки и сражались с повстанцами.

Через полгода, в апреле 1774 года Воздвиженскую крепость отбили у пугачёвцев после чего продолжали сражаться с повстанческими отрядами. К концу века гарнизон функционировал на постоянной основе.

В первой половине ХIХ века необходимость и значимость Оренбургской укреплённой линии стала снижаться. Крепость расформировали, а Воздвиженская стала обычной казачьей станицей.

В середине ХIХ века (по моим данным), когда сюда приехали братья Сотниковы на постоянное место жительства, жизнь в Воздвиженской станице была спокойной, без военных действий. Почему они переселились сюда?

Места здесь красивые. Река Сакмара, пойменные леса, заливные луга. Не исключаю, что Сотниковы и раньше были в Воздвиженской по долгу службы, а когда встал вопрос о том, что надо обзаводится своим домом, постоянным жильём – лучше места из тех, где им приходилось служить – не найти.

В приходах Новочеркасской, Красногорской и Воздвиженской церквей удалось по крупицам собрать немного информации о рождении, венчании, погребении братьев Сотниковых и их детей.

У Петра Егоровича (моего предка) с Евдокией Федотовной было семь детей (из найденных мной по метрическим книгам): Иван, Степанида, Матвей, Пелагея, Устин, Феодосия, Анна. Конечно, отыскать мужчин в церковных архивах легче, чем женщин. Фамилию женщины можно было обнаружить только при рождении (если очень повезёт) и при венчании. А мужчина со своей фамилией идёт по жизни от рождения до смерти. И при рождении детей указывают фамилию мужа, жену упоминают только по имени отчеству, да и то – не всегда. К примеру, мне несколько раз в церковных книгах Iполовины ХVIIIвека (иногда и в середине ХVIII века) попадалась информация, что при крещении ребёнка записывали только имя, отчество и фамилию отца и восприемника (крёстного) ребёнка.

И вот что удивительно! В роду Сотниковых рождались преимущественно мальчики. Только у Петра Егоровича с Евдокией Федотовной девочек родилось чуть больше, чем мальчиков, а у всех остальных Сотниковых почти все дети – мужчины. Словно, была у Сотниковых обязанность перед Богом – рождать на земле её заступников, профессиональных военных, казаков. А кто может воспитать хорошего защитника – конечно, семья, где опыт передаётся «из рук в руки» или по факту рождения, генетически, по праву крови.

Пётр Егорович с женой и все его дети так и остались жить в Воздвиженке.

-2

Его сын, Иван Петрович (мой прапрапрапрадед), переехал в станицу Новочеркасская, что располагалась в 10-15 километрах от Воздвиженки. Обосновался, вместе со своей женой, Агафьей (Агатой) Максимовной, родил восемь детей: шесть мальчиков и две девочки. Обе девочки, Татьяна и Устинья, и два сына, Владимир и Николай, умерли совсем крохотными. Татьяна прожила полгода, умерла от младенческой болезни, Устинья и Владимир скончались в годовалом возрасте: Устинья – от оспы, Владимир – от холеры, Николай – в возрасте двух лет от поноса. А вот оставшиеся четверо сыновей выжили, женились и продолжили наш род.

Сын Ивана Петровича – мой прапрапрадед, Пётр Иванович Сотников, женился на дочери Александровского казака (станица Александровка находилась в 5-7 км от станицы Новочеркасская) Ксении Никаноровне Юровой. У Петра Ивановича с Ксенией Никаноровной родилось шестеро детей: три сына и три дочери.

Странное дело, в те годы рожали много детей, а у Петра Ивановича с Ксенией Никаноровной я нашла только шестерых, и четверо из них умерли в самом раннем возрасте. Никаких сведений о дальнейшей судьбе Ксении у меня нет, получается, что остался только один ребёнок, о котором с точностью можно сказать, что он выжил и дал возможность роду продолжится.

Я говорю о моём прапрадеде – Антоне (Антонии) Петровиче Сотникове.

В отличие от многих черкасских казаков, Антон Петрович – человек рослый, крупный, крепкий, красивый, с чёрными, смоляными, вьющимися, очень густыми волосами. Сразу видно, что приехал на Оренбургскую землю из других мест, чем первые переселенцы. Именно в роду Сотниковых ходила история о том, как их предки взяли в плен турчанку, и с тех пор большинство детей Сотниковых «черномазые», как говаривали, с усмешкой, старики в станице. Да и спустя много десятилетий, а сейчас можно уже сказать, что и веков, нет-то-нет, да и «проскакивают» в нашем роду чернявенькие дети, лицом похожие то ли на турок, то ли на кавказцев, ну, никак не на славян.

Антон – единственный наследник в очень крепкой, зажиточной семье. Под стать ему и невесту выбрали – из помещичьего казачьего рода Шивцовых – Прасковью Васильевну Шивцову. И дядька у Прасковьи – Трофим Онисимович, и братья – Фёдор Васильевич и Яков Васильевич – все трое урядники в станице – начальство, одним словом – состоятельная семья.