Найти в Дзене
Про АВТО

Правда ли, что СССР скрыто скопировал и присвоил себе мотоцикл от немцев «M-72» с коляской? Разбираюсь в вопросе

Мы окунёмся в увлекательную историю, которая уже много лет будоражит умы любителей двухколёсной техники. Речь пойдёт о, пожалуй, самом знаменитом советском мотоцикле с коляской — М-72. И о его, как утверждают некоторые, немецком «родственнике» — BMW R71. Вопрос, который мучает многих: правда ли, что Советский Союз просто «срисовал» дизайн и технологии у немцев? Давайте разберёмся в этом. Я всегда интересовался историей и эволюцией, которые окружают многие легендарные модели. М-72 всегда привлекал моё внимание своей брутальностью, надежностью и, конечно, загадочным прошлым. Ведь не секрет, что многие советские разработки, мягко говоря, вдохновлялись зарубежными образцами. Но в случае с М-72 всё немного сложнее. Это культовый немецкий мотоцикл, выпускавшийся с 1938 по 1941 год. Он был разработан для нужд Вермахта и отличался надёжностью, проходимостью и, что немаловажно, возможностью установки коляски и пулемёта. Двигатель — оппозитный, объёмом 746 кубических сантиметров, что обеспечива
Оглавление

Мы окунёмся в увлекательную историю, которая уже много лет будоражит умы любителей двухколёсной техники. Речь пойдёт о, пожалуй, самом знаменитом советском мотоцикле с коляской — М-72. И о его, как утверждают некоторые, немецком «родственнике» — BMW R71.

Вопрос, который мучает многих: правда ли, что Советский Союз просто «срисовал» дизайн и технологии у немцев? Давайте разберёмся в этом.

Я всегда интересовался историей и эволюцией, которые окружают многие легендарные модели. М-72 всегда привлекал моё внимание своей брутальностью, надежностью и, конечно, загадочным прошлым. Ведь не секрет, что многие советские разработки, мягко говоря, вдохновлялись зарубежными образцами. Но в случае с М-72 всё немного сложнее.

Итак, начнём с главного: что же такое BMW R71?

Это культовый немецкий мотоцикл, выпускавшийся с 1938 по 1941 год. Он был разработан для нужд Вермахта и отличался надёжностью, проходимостью и, что немаловажно, возможностью установки коляски и пулемёта. Двигатель — оппозитный, объёмом 746 кубических сантиметров, что обеспечивало вполне приличную мощность для того времени. Дизайн R71 — классика, которую легко узнать даже сегодня.

-2

Теперь перейдём к нашему герою — М-72

Этот мотоцикл появился в СССР во время Великой Отечественной войны. Его производство началось в 1941 году на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ), а затем было перенесено в Ирбит (ИМЗ), где он выпускался уже под маркой «Урал». М-72, как и R71, предназначался для нужд армии. Его задача — перевозка личного состава, доставка грузов, сопровождение колонн и, конечно, ведение боя.

Невозможно не заметить сходство между R71 и М-72

Оба мотоцикла имеют оппозитный двигатель, схожую конструкцию рамы, подвески и, конечно, коляски. Если смотреть на фотографии, кажется, что это близнецы. Однако М-72 — это не просто копия BMW R71, а самостоятельная разработка, созданная на основе немецких технологий. Это уникальный мотоцикл, который внёс огромный вклад в историю мотостроения в СССР. Он, несомненно, заслуживает уважение.

-3

Изначально модель «М-72» разрабатывалась в условиях острого дефицита техники в армии. В конце 1930-х годов, когда военные действия в Европе начали принимать угрожающие масштабы, советские инженеры искали способ обеспечить армии надежной техникой. Немцы уже в тот момент активно готовились к войне, и среди их новинок значился мотоцикл марки BMW R71. Это было высококачественное средство передвижения, способное выполнять функции на поле боя.

Однако история «М-72» могла бы быть совсем другой. Согласно информации, что стала доступна только спустя десятилетия, в Советском Союзе была проведена секретная операция по получению технической документации на немецкий мотоцикл. Более того, немцы сами в своё время решили отказаться от производства R71, сочтя модель неперспективной для боевых действий, что и открыло окно возможностей для СССР.

В числе советских инженеров, учившихся в Германии, были специалисты, которые смогли понять и адаптировать конструкцию мотоцикла для нужд отечественного производства. После нескольких попыток официального выкупа, которые закончились неудачей, советские спецслужбы решили прибегнуть к более радикальным мерам.
-4

С помощью подставных лиц были приобретены несколько мотоциклов R71 через Швейцарию, и они быстро были переправлены в СССР. Изучив эти образцы, советские инженеры смогли создать свою модель мотоцикла. Несмотря на то, что «М-72» воспроизводил многие элементы BMW R71, советская версия получила и собственные доработки и отличия - как внешние, так и внутренние.

Например, моторам и запчастям были сделаны адаптации, чтобы они соответствовали производственным мощностям советской промышленности.

Уже с начала 40-х годов «М-72» начал выпускаться, и на протяжении многих лет он завоевывал популярность среди военных и гражданских пользователей. Однако до 1950 года модель использовалась исключительно военными. После войны, когда спрос на мототехнику возрос, «М-72» стал доступен и для широких слоев населения, что способствовало его популярности.

-5

Что в итоге?

История М-72 и BMW R71 - это не просто «украли и скопировали», а сложный случай, где переплелись война, технологии и инженерный опыт, возможно, с элементами «шпионажа».

Скорее всего, имело место следующее:

  1. Изучение: Советские инженеры тщательно исследовали BMW R71 и использовали его конструктивные решения.
  2. Адаптация: М-72 был адаптирован под советские условия производства и эксплуатации с внесением изменений в конструкцию.
  3. Развитие: Инженеры не просто скопировали R71, но и внесли свой вклад в его развитие.

М-72 - это уникальный мотоцикл, созданный на основе немецких технологий, который заслуживает уважения в истории мотостроения СССР.

Обязательно оставляйте своё мнение в комментариях. Буду благодарен за подписки и лайки!